Бинарный урок "история + литература" по теме "Семейные традиции в XIX веке. Из прошлого в настоящее"

Разделы: История и обществознание, Литература


(Урок проходит в рамках мероприятий, посвящённых объявленному в Республике Башкортостан 2012 году – году укрепления семейных ценностей и благополучного детства)

(для студентов I курса, обучающихся по специальности 050141 «Физическая культура»)

Технологическая карта урока – Приложение 1.

Цель: изучить семейные традиции XIX века и проследить, как праздники в данной исторической эпохе способствовали укреплению семейных ценностей.

Задачи:

  • Ознакомление с традиционными для России XIX в. семейными религиозными праздниками.
  • Информирование студентов о нравственных ориентирах творчества М.Ф. Достоевского.
  • Воспитание бережного отношения к детям и детству в целом.
  • Расширение кругозора студентов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование – презентация, видеоматериал «Масленица».

Методы: слово учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение и анализ литературного произведения, анализ результатов социологического исследования и беседа по результатам опроса, просмотр видеоматериала, викторина.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщения студентов и презентация «Традиционные семейные праздники в 19 веке».
  3. Чтение и анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
  4. Викторина.
  5. Беседа: современные праздники, их роль в нашей жизни.
  6. Анализ социологического исследования «Праздники в нашей жизни».
  7. Обобщение по уроку, подведение итогов.
  8. Инструкция к выполнению домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

Преподаватель литературы. Здравствуйте, дорогие друзья! В Республике Башкортостан 2012 год объявлен годом укрепления семейных ценностей и благополучного детства. Мы с вами все являемся одновременно членами нескольких семей: семья – страна, семья – коллектив, семья – группа, семья – личная семья. Сегодня мы с вами объединились, как одна дружная учебная семья. У нас есть дети – это вы, дорогие студенты, есть старшее поколение, наши наставники – наши гости, преподаватели. Разрешите нам начать наше семейное дело – наш урок.

Преподаватель истории. Семья – это самое важное, что может быть у человека. Поэтому сегодняшняя наша тема звучит так «Семейные традиции в XIX веке. Из прошлого в настоящее». Мы взяли за основу XIX век не случайно. Это золотой век русской культуры, именно в это время русские традиции раскрылись в своей полноте. Семейные ценности напрямую связаны с семейными традициями. А традиции наиболее ярко проявляются в праздниках. Цель нашего сегодняшнего занятия – изучить семейные традиции XIX века и проследить, как праздники в данной исторической эпохе способствовали укреплению семейных ценностей. А также мы проанализируем современные праздники, и постараемся выяснить, насколько они способствуют объединению семьи.

Преподаватель литературы. Студенты группы 1 «А» отделения «Физическая культура» приготовили сообщения на тему «Праздники на Руси». Первое сообщение посвящено самому первому празднику в году, активно отмечаемому в 19 веке – это Рождество. Обращаем внимание студентов на презентацию, слайды которой посвящены определённым праздникам.

Презентация «Праздники на Руси», результаты опроса – Приложение 2.

Доклады студентов – Приложение 3.

Первый, второй студент. Рождество.

Преподаватель истории: Какие новые слова мы сейчас услышали в докладах?

Студенты: Сочельник, Вифлеемская звезда, волхвы.

Преподаватель истории: Сочельник – это канун Рождества. В этот день по традиции христиане не вкушают пищи до первой звезды, в воспоминание Вифлеемской звезды. Она указала путь волхвам (т.е. путешественникам, мудрецам из Востока), которые шли поклониться младенцу Иисусу, как сыну Божьему.

Преподаватель литературы. Святки – это праздничная неделя после рождества. Это радостное время праздника, встречи гостей, угощений и игр. Это самое любимое время для девушек, когда не только разрешалось, а даже предписывалось гадать. Гадание – это способ, возможность узнать будущее по некоторым предметам, используемых в качестве символов, а для девушек на выданье главный вопрос – выйдут ли они замуж и как удачно. Посмотрите на картинки: эти девушки гадают по теням от огня, пытаются по очертаниям понять, что их ожидает в будущем. А здесь – с визгом и хохотом пытаются понять с помощью петуха, ждёт их в наступившем году счастливая семейная жизнь и какой будет суженный. Это очень интересное и поэтичное время, воспетое русскими поэтами. Наверняка вы помните строки из «Светланы» Василия Андреевича Жуковского:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Преподаватель истории: Следующий зимний праздник, широко отмечался в 19 веке – Крещение Господне.

Третий студент. Праздник Крещения Господня.

Преподаватель истории: Зимние праздники заканчиваются. Последние яркие праздничные гуляния, посвящённые проводам зимы – это масленица.

Просмотр видеоролика «Масленица».

Преподаватель истории: Сколько дней длится масленица?

Студенты: Масленица длится 7 дней.

Преподаватель истории: Какие традиции празднования масленицы вы знаете?

Студенты: Катание на горках, на качелях, на тройках, запряжённых лошадьми, кулачные бои.

Преподаватель истории и студенты:

Каждый день масленицы имел своё значение. Понедельник – гуляния (катание на горках),

Вторник – заигрыши. Коллективные игры, забавы.

Среда – поход к тёще на блины. Зятья отправлялись к родителям супруги для праздничных поздравлений.

Четверг – Гулянья, кулачные бои, блинное раздолье.

Пятница – Зятья приглашали тёщ в гости на блины.

Суббота – Золовкины посиделки. Сестра мужа встречала родственников и угощала разнообразными яствами.

Воскресенье –Прощённое воскресенье. В этот день каждый просит прощения друг у друга, чтобы очистить свою совесть и вступить в Великий пост с чистой душой. Ещё в воскресенье проводился языческий обряд – сжигание масленицы – соломенного чучела, которое символизировало проводы зимы и встречу весны.

Преподаватель истории: Поистине масленицу можно назвать семейным, коллективным праздником, который объединяет не только родственников, но и весь народ.

С наступлением Великого поста праздники прекращались и наступали дни строгого говения, цель которого – духовное очищение, истребление вредных привычек. Пасха – это день окончания Великого поста. Как в ваших семьях отмечается празднование Пасхи?

Студенты: Всей семей готовим праздничный стол, раскрашиваем яйца, украшаем куличи. Отправляемся в гости к близким, родственникам, христосуемся, обмениваемся яйцами.

Преподаватель истории: Как вы считаете, способствует ли этот праздник объединению семьи?

Студенты: Конечно, поскольку в создании пасхального угощения может участвовать вся семья. Также традиция обмениваться поздравлениями служит поводом для общения с родственниками и друзьями.

Преподаватель истории: Следующий весенний праздник – это Троица.

Четвёртый студент. Троица.

Преподаватель истории: Троица – это один из тех праздников, который объединяет в семью, не только родственников, но и весь народ в совместных праздничных обрядах.

Преподаватель литературы: Яблочный спас – название праздника Преображения Господня у восточных славян, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после этого дня становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам. Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, и лишь затем сами ели. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Это очень сочный, красочный и ароматный праздник.

Помните, у Есенина?

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Следующий праздник – мусульманский. Он отмечается в разное время в году, скользящий праздник.

Пятый студент. Курбан-Байрам.

Преподаватель истории: Так отмечается праздник в мусульманских семьях. О последнем крупном осеннем христианском празднике мы услышим в следующем докладе.

Шестой студент. Покров Пресвятой Богородицы.

Преподаватель литературы: А так как о свадьбах заботились, в первую очередь, девушки, то Покров в народе считался также и девичьим праздником. С Покрова во всей Великороссии, да и в других местах, начинались «беседы» — девичьи посиделки, на которые заходили и парни. Кроме того, Покровом завершался сельскохозяйственный год, и, «подводя итоги урожаю», в некоторый российских губерниях разворачивались широкие, шумные ярмарки.

И вот круг годовых праздников замкнулся. Вновь на пороге – Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!.. Праздник Рождества Христова считается Величайшим, Всемирным и Радостнейшим. Рождество – это самый главный семейный праздник. Главный атрибут Рождества, конечно же, зелёная елка, украшенная многоцветными игрушками. Раньше в качестве украшений использовали золочёные орехи, пряники, сласти. И для детей это было большой радостью. Двери домов были открыты для всех гостей, и каждый гость был желанным. Рождество – это праздник единения родных сердец, это день, когда сердца верующих наполняются радостью. Дети загадывают желания, а родители стремятся их исполнить. Но, конечно же, в каждой семье мечты были разные.

На уроках литературы мы изучали творчество русского писателя, известного своими философскими произведениями во всём мире. Но Достоевский был не только талантливым писателем, он был ещё истинно верующим человеком и прекрасным семьянином.

Вы знаете, что его второй брак – брак с молоденькой стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной принёс ему настоящее семейное счастье. Сколько детей у них было?

Студенты: У них было 4 детей.

Сообщения о детях Ф.М. Достоевского – Приложение 4.

Преподаватель литературы: Достоевский – подлинно семейный человек. Все касающееся семьи и детей глубоко его волновало, влияло на его умонастроение и расположение духа. В письме (от 11 июля 1879г.) к А.П. Философовой он писал: «Дети – мука, но необходимы, без них нет цели жизни… Я знаю великолепных душой людей, женатых, но детей не имеющих – и что же при таком уме, при такой душе – все чего-то недостает и (ей-богу, правда) в высших задачах и вопросах жизни они как бы хромают».

«К моему большому счастью, – пишет Анна Григорьевна, – Федор Михайлович оказался нежнейшим отцом…целыми часами просиживал у ее постельки, то напевая ей песенки, то разговаривая с нею». Смерть Сони Достоевский переживал очень тяжело… «Отчаяние его было бурное, он рыдал и плакал, как женщина, стоя перед остывавшим телом своей любимицы, и покрывал ее бледное личико и ручки горячими поцелуями. Такого бурного отчаяния я никогда более не видела». (Достоевская А.Г. Воспоминания.).

Преподаватель литературы: Итак, детей Достоевский страстно любил. Может быть, потому, что они появились, когда ему уже перевалило за 40 лет, может быть, потому, что он видел в детях ангелов, которых нельзя унижать и обижать, может быть, из-за трагедии детства. Что это за трагедия?

Студент: Это трагедия утраты друга детства, первой любимой писателя, которая умерла от надругательства над нею прохожего бродяги.

Преподаватель литературы: Именно с позиции человека, поражённого несправедливым отношением к детям, написаны строки о детях в его произведениях. Его дети – дети голодные, несчастные, избитые, брошенные, забытые, обречённые на голодную и холодную смерть. Сегодня мы обращаемся к рассказу «Мальчик у Христа на елке», который был опубликован в 1876 году. В нём Достоевский намеревался сообщить своим читателям «… кое-что о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без ёлок, преступниках…»

Чтение и анализ рассказа.
Тема рассказа – сострадание к детям.

– Прочитайте первый абзац рассказа. Почему автор использует слова “мне мерещится”, “кажется”? Какую установку для читателя он создает? (Все невероятные события в рассказе подлинны.)

– В какое время происходят события, описанные в рассказе?

– Что мы узнаем в экспозиции рассказа? О каких подробностях жизни ребенка нам становится известно?

– Почему мальчик уходит из этого подвала? (Он почувствовал холод и бесприютность.)

– Каким вы представляете мальчика? Опишите его.

– Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге. Назовите отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.

– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)

– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)

Преподаватель литературы: Никто не оказал ребёнку сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

– Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние мальчика, заставить читателя ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведется от 3 лица?

Преподаватель литературы: Читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться и использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх.

Для чего автор в речи мальчика использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же слова? Найдите их в тексте. (Эффект присутствия; писатель хочет достучаться до сердца читателя, он хочет сказать, что холодно мальчику не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности.)

– Как относится автор к мальчику? Из каких фактов языка рассказа это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

– Вспомните, кого еще видит мальчик за стеклом?

– Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)

– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?

– Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите этот эпизод. Зачитайте.

– Кто встречает мальчика на елке у Христа?

–Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

– Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)

– Какова развязка рассказа? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

– Зачем писатель создает этот рассказ?

Преподаватель литературы: Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире. Современники упрекали Достоевского за такую жестокую и неприятную картину детства. А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства? Почему? (Со времен Достоевского она исказилась еще более.)

– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)

– Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

Преподаватель литературы: Когда-то Достоевский написал: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Нормальное состояние людей – это единство и единение с близкими и родными, взрослых и детей. Это ощущение чужой боли и сострадание обездоленным и несчастным не только в праздничные дни, а в праздники – особенно. Умейте любить людей, учитесь любить детей, как будто говорит писатель.

Преподаватель истории: узнайте, о каком празднике идет речь. Какие традиции были приняты в этот день.

Вопросы викторины – Приложение 5.

Преподаватель литературы: Мы с вами подходим к самому главному вопросу сегодняшнего урока: современные праздники – способствуют ли они объединению людей, семьи? В настоящее время в России светские и религиозные праздники соединились, перемешались, а иногда, мы видим, произошла подмена религиозного праздника светским – Рождества Новым годом (на европейский манер). Какие праздники должны быть в семье? Какие традиции необходимо сохранять и преумножать? Можно ли сплотить семью с помощью праздников? Чтобы ответить на эти вопросы, прошу обратить внимание на результаты опроса «Праздники в нашей жизни», проведённого перед уроком.

Анализ опроса «Праздники в нашей жизни» – Приложение 6.

Преподаватель истории: Вы все знаете, что род часто изображают в виде древа. Каждое поколение в виде молодой веточки отрастает от старого, сильного ствола, покрытого задеревенелой корой. Все дерево рода держится благодаря корням, это наши предки, которые уже в земле, и хотя их нет рядом с нами, они удерживают все дерево от внешних воздействий. Чтобы древо рода не снёс шквал внешних катаклизмов, необходимо помнить о своих корнях, обращать внимание на те традиции, которые оставили нам в наследство наши предки. В них содержится мудрость, а значит, и сила самого народа. В народном единстве на фундаменте наших традиций поколения будут совершенствоваться и развиваться – в этом кроется счастье каждого человека и всей нашей страны в целом.

Преподаватель литературы: семья – единство противоположностей, Семья – это все вместе: большие и маленькие, взрослые и младенцы, муж и жена, дочь и сын. Семья должна быть вместе и в будни, и в праздники. А главная ценность семьи – дети. Ф.М. Достоевский говорит нам, что детство должно быть дружным, радостным, счастливым.

Наш урок подошёл к концу. Активные студенты получают оценки (объявление оценок). Домашнее задание: эссе на тему «Способствуют ли праздники укреплению семьи» в тетрадях для творческих работ по литературе (с обобщением изученного сегодня и обращением к рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»).