Инклюзивное образование
-
Ранняя помощь детям: вовремя выявить и начать реабилитацию 2019
В статье обоснована необходимость раннего выявления нарушений в развитии ребёнка, описаны признаки неблагополучия в познавательном и двигательном развитии детей с ОВЗ, обосновывается необходимость целенаправленной педагогической работы с ребенком в раннем возрасте с целью коррекции и компенсации дефекта. Своевременно организованная коррекция для детей раннего возраста с отклонениями в развитии или риском отклонения позволяет значительно снизить степень социальной недостаточности и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, степени его интеграции в общество.
-
Расстройство аутистического спектра как профессиональный вызов для воспитателя (из опыта работы ДО ГБОУ Школа № 17 г. Москвы) 2018
В статье кратко изложен опыт работы воспитателей с ребёнком с расстройством аутистического спектра. Читателям предлагается рассмотреть трудности взаимодействия со сложным ребенком с разных профессиональных позиций. В завершении приводятся рекомендации для работы с детьми с подобным типом нарушений.
-
Реализация инклюзивного подхода в современном образовательном учреждении. Методическая разработка урока по физике на тему «Решение задач на расчёт количества теплоты в различных процессах» 2019
Проведение данного урока по физике в 8-м классе «Решение задач на расчёт количества теплоты в различных процессах» возможно в инклюзивном классе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), слабослышащими, с нарушениями речи и ЗПР. Субъектная среда на уроке предполагает командную работу детей, ориентацию на индивидуализацию учебного процесса, исследовательскую позицию школьников, визуализацию решаемых задач.
-
Реализация программы социальной практики для детей с ОВЗ 2022
Программа образовательной практики социальной направленности направлена на формирование у подростков с ОВЗ коммуникативных и социальных компетенций и является средством реализации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО.
-
Реализация рефлексивно-творческой модели в обеспечении развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей МДОУ 2009
Рефлексия облика современной модели дошкольного образования позволила нам выделить положение о ключевой роли педагога/воспитателя в реализации "Модели-2020" и разработать инновационный проект "Реализация рефлексивно-творческой модели в обеспечении развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей МДОУ". В рамках проекта нами ведется работа над внутренним профессиональным стандартом педагога/воспитателя.
-
Реализация ФГОС для детей с ОВЗ в практику начальной школы 2024
Для многих людей, родителей, учителей сегодня словосочетание "инклюзивное образование" звучит не то что не привычно, но и не знакомо, по-заморски. Такое словосочетание воспринимается как пришедшее из-за рубежа и не имеющего никакого отношения к российскому образованию. Хотя инклюзивное образование закреплено законом "Об образовании в Российской Федерации" и условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Главное, что в настоящее время, инклюзивное образование становится более распространенным и привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят своих детей в общеобразовательные учреждения, где их дети совместно обучаются с другими детьми. Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку не на словах, а на деле.
-
Реализация ФГОС НОО ОВЗ. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов как основа успешного обучения 2022
В статье рассматриваются пути взаимодействия учителя-логопеда и учителя общеобразовательного класса в сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Материалы статьи могут быть полезны для учителей начальных классов и учителей-логопедов при организации процесса обучения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной практики.
-
Рекомендации для воспитателей по организации предметно-пространственной среды в инклюзивной группе 2022
Создание развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе преследует цель развития каждого ребенка с учетом его возможностей. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
-
Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий образовательного процесса 2018
Мне довольно часто на различных семинарах приходится встречаться с педагогами коррекционных и общеобразовательных школ, поэтому не понаслышке знаю о том, что среди педагогов до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что для детей в очках необходимо только лишь предоставить 1-2-3 парты и всё. Это в корне не верно. Поэтому каждый учитель должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, для того, чтобы обеспечить офтальмо эргономические условия на уроке.
-
"Речевая академия": "Модель коррекционно-образовательного процесса в дошкольном логопедическом пункте в свете инклюзивного обучения" 2012
В статье представлена модель коррекционно-образовательного процесса в дошкольном логопедическом пункте, деятельность направлена на раннюю диагностику и профилактику речевых нарушений, привлечение к активному участию в этом родителей и педагогов. Цель: профилактика речевых нарушений и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
-
Речь и альтернативная коммуникация. Тема: «Свистящие и шипящие согласные: С-Ш». 7-й год обучения 2023
Цель урока: учить различать акустически и артикуляторно сходные звуки; обозначение их на письме; развивать фонематический слух, речь через работу с текстом, составление предложений, работу в парах; закреплять навык сознательного чтения.
-
Решение практических заданий на уроке математики по теме «Обыкновенные дроби» в 5-м классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха 2015
Цель урока: показать необходимость обыкновенных дробей в повседневной жизни. Параллельно с практическими заданиями социально-адаптированных к жизненной ситуации проводится коррекционная работа: коррекция произношения, развитие слухового восприятия. Конспект может быть использован для урока в классе, где наряду со здоровыми детьми есть учащийся с нарушением слуха.
-
Рисование двумя руками 2021
Для протекания любого психического процесса необходимы ситуации, где каждое полушарие не только работает эффективно, но и находится в постоянном диалоге с другим. Рисование двумя руками одновременно – одно из упражнений, способствующих стимуляции правого и левого полушария.
-
Ритмическая игра "Уголек" 2023
Представлена ритмическая игра "Уголек" для детей дошкольного возраста.
-
Родительское собрание "Первые проблемы подросткового возраста" 2023
Задачи родительского собрания: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
-
Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 2020
В статье раскрываются проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дополнительное образование детей с ОВЗ является одним из основных подходов к изменению всей образовательной системы. В связи с этим определяются основные принципы и методы организации образовательного процесса, показана роль дистанционных образовательных технологий. Ключевой вопрос статьи «В чём же состоит роль дополнительного образования в работе с «особыми» детьми?
-
Роль логопедического массажа 2019
Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В.Новиковой). Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.
-
Роль педагога в формировании психологической готовности к ОГЭ у учащихся с особыми образовательными потребностями 2022
В современном мире каждый учащийся образовательных учреждений проходит процедуру итоговой аттестации. Сдача основного государственного экзамена у девятиклассников является одним из важнейших моментов школьной жизни. Подготовка к сдаче ОГЭ является сильным психологическим фактором, оказывающим влияние на внутреннее состояние и эмоциональное настроение каждого учащегося. Это обусловлено чаще всего эмоциональным напряжением, состоянием повышенной тревожности личности. Для успешного прохождения процедуры ОГЭ необходимо осуществлять предметную и психологическую подготовку школьников.
-
Роль психологического сопровождения в успешной самореализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы 2012
В школе открыты классы КО, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Психологами школы проводятся курсы человековедческой направленности. Курсы раскрывают учащимся уникальность своего внутреннего мира, формируют навыки эффективной коммуникации с окружающими; показывают важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Занятия посвящены развитию навыков планирования на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом своих возможностей, умению конструктивно решать конфликты.
-
Роль психомоторного и сенсорного развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 2023
В данной статье раскрыто значение психомоторного и сенсорного развития детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталости). Представлены основные направления работы по психомоторному и сенсорному развитию, перечислены игры и упражнения, которые могут использовать педагоги, специалисты в своей работе с детьми ОВЗ.
-
Роль социального педагога в формировании успешной личности обучающегося с учётом здорвьесберегающих технологий 2021
Возраст учащихся 5–8-х классов относится к подростковому. В это время отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Для подростков характерна повышенная активность – они хотят все знать, а еще больше – уметь. Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физической культурой и спортом. Потребности в двигательной деятельности, физических нагрузках, общении и самоутверждении проявляются в единстве, и их удовлетворение происходит в первую очередь. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
-
Роль учителя физики при обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС 2018
В статье разбирается процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения на уроках физики. Именно на уроках физики используется большое количество разных видов заданий. Это могут быть рисунки, чертежи, графики, таблицы, задачи с переводом единиц в систему СИ, различные формулы и т.п. Если ребёнок испытывает затруднения в овладении новым материалом, то на уроках физики просто необходим индивидуальный подход, при чём не только к детям с ОВЗ.
-
Семинар для воспитателей "Особенности регуляции деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья" 2020
Важно работать с родителями в союзе. Но зоны ответственности должны быть распределены следующим образом: дома – родители, в ДОУ – педагоги. При беседе с родителями мы обозначаем возникшую проблему и озвучиваем, какие методы были применены при ее решении.
-
Семинар для педагогических работников дошкольного отделения на тему «Индивидуально-дифференцированный подход на групповых занятиях с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования» 2020
Программа: 1) Основные проблемы у детей с ТНР, ЗПР, РАС при обучении на групповом занятии; 2) Эффективные приемы активизации познавательной деятельности и достижения конкретной задачи на занятиях по ИЗО, аппликации, ознакомлению с окружающим; 3) Примеры разноуровневых заданий для детей с ЗПР, РАС на занятии по аппликации; 4) Вопросы и обсуждение.
-
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание" 2017
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Образование – неотъемлемое право человека, где особое место занимают дети с ОВЗ. Создание инклюзивной среды – процесс, требующий подготовки педагогических кадров, который включает необходимость адекватного отношения педагогов к детям с ОВЗ.
-
Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ТНР 2023
Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции. В первые 7 лет жизни дети развиваются в определенной последовательности. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.
-
Сенсорная интеграция детей с РАС 2024
Представленные игры и упражнения могут применяться педагогами, как в игровой форме, так и специалистами в комплексной программе АОП РАС ДО.
-
Система организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями как один из путей развития инклюзивного образования 2010
Существуют определенные виды коррекционных учреждений для детей слепых и слабовидящих, глухих и плохо слышащих, детей задержкой психического развития и др. Но есть категория детей, которые не могут быть определены ни к одному виду коррекционных учреждений. Это дети с сохранным интеллектом и тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями. В статье описана система учебно-воспитательного процесса, которая разработана для успешного решения проблем вышеуказанной категории детей.
-
Система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 2018
В современной России наблюдается значительный рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ситуации модернизации системы образования для таких детей с особыми образовательными потребностями, как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной программы “Наша новая школа” (подпрограммы “Доступная среда”), которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.
-
Система работы по физической культуре, укреплению здоровья и коррекции нарушения осанки учащихся начальных классов 2012
Оздоровительная гимнастика – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Автор статьи утверждает, что только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве. О.Г. в школе – одна из возможностей укрепления здоровья ребенка.