Совместная игровая деятельность педагога-психолога с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности (ОНР). Народные игры с платком

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Игровая деятельность дошкольников — это значимое социальное явление, в котором находят отражение развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребёнок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами при подготовке и проведении праздников представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.

Особенности игрового процесса дошкольника в дошкольный период (от 3 лет до 7 лет) — сюжетно-ролевая и коммуникативная игра с соблюдением определённых ролей, подвижные игры с правилами.

Народные игры с платком развивают морально-личностные качества и способности, ловкость, быстроту движений, сообразительность.

Цель - повышение интереса к традициям народов России посредством игр с платком.

Задачи:

  • воспитывать любовь к народным играм;
  • учить играть в народные игры в коллективе;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.
  • развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность.
  • развивать навыки общения, формировать навыки сотрудничества со сверстниками, способствовать сплочению группы.
  • способствовать развитию речи. В основе таких игр часто бывают потешки, попевочки, заклички, приговорки. Речь детей во время игр с платком делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
  • способствовать снятию эмоционального напряжения.

Ход игровой деятельности

Педагог-психолог находится в групповом помещении, общается с детьми. На нём надет русский платок. На столе стоит сундук.

Дети:

- Что в сундуке?

Педагог-психолог: - Отгадаете загадку?

Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки.
К уголочку- уголок
Сложен красочный …(платок)

Педагог-психолог достаёт из сундука платок и начинает рассказывать.

- Присаживайтесь и послушайте, что я вам расскажу о платке. Платок — родом с Ближнего Востока. Изначально это кусок ткани, покрывающий голову.

У кочевых народов Палестины им пользовались как мужчины, так и женщины.

На Руси платок, безусловно, женский головной убор.

Платки расписывались, расшивались и украшались. Используемые для них ткани становились все тоньше. Пока, наконец, не появились прозрачные шали и тончайшие шарфы.

Ну а в нашей стране большим спросом пользуются павловопосадские (цветные) и оренбургские (пуховые) платки. Российские женщины их с удовольствием носят, а иностранцы покупают в качестве символа русского костюма.

- Дети, этим платкам много лет. Они перешли к нам от наших бабушек, прабабушек. Каждая мама передавала своей дочери платок. Раньше платки стоили очень дорого и очень ценились. Их очень берегли. Самые красивые платки надевали только по праздникам! О платках писали песни!

У каждого платка есть своя история как он появился. Я хочу рассказать вам историю вот этого платка, посмотрите. Вы заметили, что он чем-то отличается от остальных платков? Да, у него на двух краях нет бахромы. Дело в том, что это только одна часть большого платка. Жила-была на свете одна женщина, и у неё было три дочери. Когда дочери выросли, мама взяла и разрезала свой большой красивый платок на 4 равных части. Она отдала каждой дочери по одной части, а одна осталась у неё самой. Так и получилось, что у всех дочерей осталась в память о маме часть её платка. А это часть платка самой мамы, она хранила его всю жизнь!

По мере рассказывания педагог-психолог достаёт из сундука по очереди платки, показывает их детям и раскладывает на столах.

- Подойдите, рассмотрите внимательно, какие узоры на платках, какие цвета использовали и аккуратно потрогайте платки. Одни толще, другие совсем тонкие, тёплые и не очень, большие и поменьше, все они разные.

- В старину платки не только носили как украшение – с ними играли. Хотите поиграть в некоторые такие игры?

1. Игра «Наш платочек голубой»

Дети стоят в кругу, передают по кругу платок (можно 2 или 3 платочка) и поют:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.
Покружись, попляши и платочек покажи!

У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет.

2. Прятки с платком

Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой.
Предлагаю вам друзья,
Поиграть с платочком я.

Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

2-я вариация игры

Очень любим в пряталки мы играть
Очень любим прятаться и искать.
Глазки быстро закрываем,
Кто же спрятался узнаем.

Педагог накрывает одного из участников платком. Остальные открывают глаза и должны угадать, кто под платком?

Глазки быстро открываем,
Кто же спрятался, узнаем!

Дети отгадывают, кто под платком.

Этот ребенок выходит в центр и танцует.

3. Башкирская народная игра Юрта (Тирмэ)

- Вы знаете, что в нашей стране проживает много разных народов. Есть такой народ – башкиры. И представляете, у них тоже есть свои игры с платками. Например, игра «Юрта». Знаете, что такое юрта? Это национальное жилище кочевых народов. Посмотрите, как она выглядит.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

4. Марийская народная игра «Где платок?»

Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Завершение игровой деятельности.

- Молодцы, интересные игры были у наших предков? Какая игра вам больше понравилась?

- А сейчас я предлагаю, как настоящие русские красавицы, повязать девочкам платки и полюбоваться на себя. Мальчики помогают и оценивают.

Еще варианты игр с платком.

«Метелица»

Правила игры: Взрослые создают имитацию крыши при помощи платка. Под русскую народную мелодию дети разбегаются по залу, а по окончании музыки прячутся под платок.

Эстафета «Платки»

Выбираются 2 ребенка, сажаются на стульчики, напротив них выстраиваются 2 команды по 5 человек (подготовительная группа). Каждому выдается платок. Дети по принципу эстафеты поочередно подбегают к сидящему (он сидит спиной к команде) и завязывают платок ему на голову (воспитатели помогают).

Русская народная игра «Достань платок»

1 вариант

Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.

2 вариант

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу, силу рук, смекалку.

На земле чертится большой круг. В центр на землю кладется платок. Расстояние между платком и границей начерченного круга должна быть примерно равна росту играющих детей. Выбирается водящий, который будет давать звуковой сигнал. Он стоит вместе со всеми игроками в кругу.

Игроки становятся к линии круга лицом к его центру. Игроки напевают любую знакомую песенку, при этом танцуют или выполняют любые движения.

Водящий в любой момент издает условный звуковой сигнал (свисток, кричит «стоп» и т.п.). Как только дан звуковой сигнал, все игроки должны начать дотягиваться до платка, не переступая за черту круга. Кто первым схватит платок, становится водящим, и игра повторяется.

Правила

  • Нельзя переступать ногами за черту круга;
  • Нельзя тянуться за платком раньше, чем прозвучит сигнал;
  • Разрешается опираться о землю руками, ложиться на землю запрещается.

5. Игра с платками

У детей в руках однотонные платки, все стоят полукругом, соответственно музыке вперед выбегают те, у кого платки того цвета, о котором поется в песне.

Русская народная подвижная игра «Платочек»

Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.

Учите играть своих детей в русские народные подвижные игры, они не должны быть забыты!