Игровая деятельность дошкольников — это значимое социальное явление, в котором находят отражение развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребёнок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами при подготовке и проведении праздников представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.
Особенности игрового процесса дошкольника в дошкольный период (от 3 лет до 7 лет) — сюжетно-ролевая и коммуникативная игра с соблюдением определённых ролей, подвижные игры с правилами.
Народные игры с платком развивают морально-личностные качества и способности, ловкость, быстроту движений, сообразительность.
Цель - повышение интереса к традициям народов России посредством игр с платком.
Задачи:
- воспитывать любовь к народным играм;
- учить играть в народные игры в коллективе;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.
- развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность.
- развивать навыки общения, формировать навыки сотрудничества со сверстниками, способствовать сплочению группы.
- способствовать развитию речи. В основе таких игр часто бывают потешки, попевочки, заклички, приговорки. Речь детей во время игр с платком делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
- способствовать снятию эмоционального напряжения.
Ход игровой деятельности
Педагог-психолог находится в групповом помещении, общается с детьми. На нём надет русский платок. На столе стоит сундук.
Дети:
- Что в сундуке?
Педагог-психолог: - Отгадаете загадку?
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки.
К уголочку- уголок
Сложен красочный …(платок)
Педагог-психолог достаёт из сундука платок и начинает рассказывать.
- Присаживайтесь и послушайте, что я вам расскажу о платке. Платок — родом с Ближнего Востока. Изначально это кусок ткани, покрывающий голову.
У кочевых народов Палестины им пользовались как мужчины, так и женщины.
На Руси платок, безусловно, женский головной убор.
Платки расписывались, расшивались и украшались. Используемые для них ткани становились все тоньше. Пока, наконец, не появились прозрачные шали и тончайшие шарфы.
Ну а в нашей стране большим спросом пользуются павловопосадские (цветные) и оренбургские (пуховые) платки. Российские женщины их с удовольствием носят, а иностранцы покупают в качестве символа русского костюма.
- Дети, этим платкам много лет. Они перешли к нам от наших бабушек, прабабушек. Каждая мама передавала своей дочери платок. Раньше платки стоили очень дорого и очень ценились. Их очень берегли. Самые красивые платки надевали только по праздникам! О платках писали песни!
У каждого платка есть своя история как он появился. Я хочу рассказать вам историю вот этого платка, посмотрите. Вы заметили, что он чем-то отличается от остальных платков? Да, у него на двух краях нет бахромы. Дело в том, что это только одна часть большого платка. Жила-была на свете одна женщина, и у неё было три дочери. Когда дочери выросли, мама взяла и разрезала свой большой красивый платок на 4 равных части. Она отдала каждой дочери по одной части, а одна осталась у неё самой. Так и получилось, что у всех дочерей осталась в память о маме часть её платка. А это часть платка самой мамы, она хранила его всю жизнь!
По мере рассказывания педагог-психолог достаёт из сундука по очереди платки, показывает их детям и раскладывает на столах.
- Подойдите, рассмотрите внимательно, какие узоры на платках, какие цвета использовали и аккуратно потрогайте платки. Одни толще, другие совсем тонкие, тёплые и не очень, большие и поменьше, все они разные.
- В старину платки не только носили как украшение – с ними играли. Хотите поиграть в некоторые такие игры?
1. Игра «Наш платочек голубой»
Дети стоят в кругу, передают по кругу платок (можно 2 или 3 платочка) и поют:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.
Покружись, попляши и платочек покажи!
У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет.
2. Прятки с платком
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой.
Предлагаю вам друзья,
Поиграть с платочком я.
Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
2-я вариация игры
Очень любим в пряталки мы играть
Очень любим прятаться и искать.
Глазки быстро закрываем,
Кто же спрятался узнаем.
Педагог накрывает одного из участников платком. Остальные открывают глаза и должны угадать, кто под платком?
Глазки быстро открываем,
Кто же спрятался, узнаем!
Дети отгадывают, кто под платком.
Этот ребенок выходит в центр и танцует.
3. Башкирская народная игра Юрта (Тирмэ)
- Вы знаете, что в нашей стране проживает много разных народов. Есть такой народ – башкиры. И представляете, у них тоже есть свои игры с платками. Например, игра «Юрта». Знаете, что такое юрта? Это национальное жилище кочевых народов. Посмотрите, как она выглядит.
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
4. Марийская народная игра «Где платок?»
Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Завершение игровой деятельности.
- Молодцы, интересные игры были у наших предков? Какая игра вам больше понравилась?
- А сейчас я предлагаю, как настоящие русские красавицы, повязать девочкам платки и полюбоваться на себя. Мальчики помогают и оценивают.
Еще варианты игр с платком.
«Метелица»
Правила игры: Взрослые создают имитацию крыши при помощи платка. Под русскую народную мелодию дети разбегаются по залу, а по окончании музыки прячутся под платок.
Эстафета «Платки»
Выбираются 2 ребенка, сажаются на стульчики, напротив них выстраиваются 2 команды по 5 человек (подготовительная группа). Каждому выдается платок. Дети по принципу эстафеты поочередно подбегают к сидящему (он сидит спиной к команде) и завязывают платок ему на голову (воспитатели помогают).
Русская народная игра «Достань платок»
1 вариант
Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
2 вариант
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу, силу рук, смекалку.
На земле чертится большой круг. В центр на землю кладется платок. Расстояние между платком и границей начерченного круга должна быть примерно равна росту играющих детей. Выбирается водящий, который будет давать звуковой сигнал. Он стоит вместе со всеми игроками в кругу.
Игроки становятся к линии круга лицом к его центру. Игроки напевают любую знакомую песенку, при этом танцуют или выполняют любые движения.
Водящий в любой момент издает условный звуковой сигнал (свисток, кричит «стоп» и т.п.). Как только дан звуковой сигнал, все игроки должны начать дотягиваться до платка, не переступая за черту круга. Кто первым схватит платок, становится водящим, и игра повторяется.
Правила
- Нельзя переступать ногами за черту круга;
- Нельзя тянуться за платком раньше, чем прозвучит сигнал;
- Разрешается опираться о землю руками, ложиться на землю запрещается.
5. Игра с платками
У детей в руках однотонные платки, все стоят полукругом, соответственно музыке вперед выбегают те, у кого платки того цвета, о котором поется в песне.
Русская народная подвижная игра «Платочек»
Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.
Учите играть своих детей в русские народные подвижные игры, они не должны быть забыты!