Формирование навыка правильного письма у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


Для человека важно умение владеть письменной речью ровно также, как и способность красиво и быстро писать. Начинается процесс овладения данным навыком еще в детстве.

По данным крупнейшей японской компании, которая финансировала исследование 10 лет и собирала данные, выяснилось, что для подготовки специалистов будущего всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия.

Ещё один интересный факт. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий.

Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Формирование правильного хвата ручки у дошкольников — это постепенный процесс, требующий терпения и индивидуального подхода. Нельзя форсировать события и заставлять ребенка, это может привести к негативному отношению к письму. Важно сделать процесс обучения интересным и игровым.

Вот несколько рекомендаций, как правильно сформировать захват:

1. Подготовка руки:

  • Развитие мелкой моторики: Перед обучением письму необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики. Это включает в себя игры с мелкими предметами (мозаика, конструктор, лего), лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, вырезание, завязывание шнурков и т.д.
  • Укрепление мышц кисти: Игры с мячиками, катание скалок, использование кинетического песка помогают укрепить мышцы кисти, что необходимо для правильного хвата.
  • Массаж пальчиков: Легкий массаж пальцев рук улучшает кровообращение и стимулирует нервные окончания.

2. Обучение правильному хвату:

  • "Щипковый" захват: Начинайте с "щипкового" захвата – ребенок держит ручку большим и указательным пальцами, как будто берет маленький предмет. Это более естественный и комфортный захват для маленьких детей. Постепенно переходите к более сложному.
  • "Пинцетный" захват (трехпальцевый): Ручка должна лежать на средней фаланге указательного пальца, большой палец находится сверху, слегка прижимая ручку к указательному пальцу. Безымянный и мизинец прижаты к ладони, не напряжены. Это наиболее оптимальный захват для письма. Не стоит сразу требовать идеального выполнения, главное — правильное положение пальцев.
  • Демонстрация: Покажите ребенку правильное положение руки и пальцев на своей руке. Можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя.
  • Использование специальных приспособлений: Существуют специальные ручки-тренажеры с ограничителями, которые помогают ребенку правильно расположить пальцы.
  • Игры: Превратите обучение в игру. Рисуйте вместе, пишите буквы и цифры в песке, на доске, в воздухе. Можно использовать трафареты, чтобы ребенок обводил контуры.

3. Контроль и коррекция:

  • Постепенность: Не перегружайте ребенка. Начинайте с коротких сеансов письма (5-10 минут).
  • Позитивное подкрепление: Хвалите ребенка за старания и успехи, даже за небольшие достижения.
  • Коррекция: Если ребенок неправильно держит ручку, мягко исправьте его положение. Не критикуйте, а спокойно объясните, как правильно.
  • Наблюдение: Обращайте внимание на то, как ребенок устает. Если рука начинает болеть, сделайте перерыв.

4. Выбор ручки:

  • Размер и вес: Выбирайте ручки подходящего размера и веса. Слишком тяжелые или толстые ручки могут утомлять ребенка.
  • Материал: Предпочтительнее ручки из легкого материала с нескользящим покрытием.
  • Эргономичная ручка: Ручки с эргономичной формой помогают правильно расположить пальцы.

Важно помнить:

  • Каждый ребенок развивается индивидуально. Не сравнивайте своего ребенка с другими.
  • Будьте терпеливы и последовательны.
  • Если у вас есть сомнения или проблемы с формированием правильного хвата, проконсультируйтесь со специалистом (логопедом, дефектологом, кинезиотерапевтом).

Правильное формирование захвата – это залог комфортного письма и предотвращения возможных проблем с осанкой и здоровьем в будущем.