Презентация к уроку русского языка в 5-м классе "Признаки текста"

Разделы: Русский язык, Презентация к уроку, Инклюзивное образование

Класс: 5

Ключевые слова: работа с текстом, текст


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


11

Здравствуйте.
Сегодня у нас урок развития речи.  Внимание на экран.

 

Слайд 2

Просмотр мультфильма

 

Слайд 3

Мы посмотрели мультфильм. Как вы думаете, почему мама и папа расстроились от письма сына?

 

Слайд 4

Перед нами письмо Дяди Федора. Можно ли его назвать текстом? Почему?

 

Слайд 5

Итак, о чем мы сегодня будем говорить?    Правильно. Текст и его признаки.
Представим признаки текста в виде лепестков цветка. Нам предстоит выявить признаки текста и собрать все лепестки в цветок.
Перед вами рабочие листы и оценочные листы. Рядом лежат лепестки. Приступаем к работе.

лепестки

Слайд 6

Мы выяснили, что письмо Дяди Федора не текст, потому что предложения не связаны между собой по смыслу. Это и есть первый признак текста.

 

Слайд 7

Берем лепесток 1 записываем на нем первый признак и прикрепляем его на рабочий лист

 

Слайд 8

Приступаем к определению второго признака. На экране несколько предложений. Это текст? Правильно. Вам нужно расставить предложения в нужном порядке и приклеить на рабочий лист.

клей

Слайд 9

Давайте проверим.
Первым должно быть предложение…

 

Слайд 10

Теперь берем оценочный лист, и ставим себе за это задание баллы в соответствии с критериями.

 

Слайд 11

А сейчас пришло время приклеить еще один лепесток. Берем его, записываем на нем признак и приклеиваем.

 

Слайд 12

Третий признак вам знаком. Внимание на экран. Перед нами несколько предложений. Это текст? Предложения связаны по смыслу? Можно ли его озаглавить?
Заголовок – это еще один признак текста. Подберите  к тексту заголовок и запишите его в рабочем листе.

 

Слайд 13

Давайте проверим.

 

Слайд 14

Сейчас оцените себя по критериям.

 

Слайд 15

Берем еще один лепесток, записываем на нем признак 3 и приклеиваем

 

Слайд 16

А теперь давайте поиграем.
Внимание на экран. Чего не хватает этим предложениям, чтобы их можно было назвать текстом?

 

Слайд 17

Правильно! Нет начала и конца. Сейчас это текст.

 

Слайд 18

Пришло время приклеить еще один лепесток.

 

Слайд 19

Для игры мне нужно два человека. Один садится на стул спиной к экрану, другой стоит лицом к экрану.
Задача стоящего – описать картинку, не называя ее. Сидящий на стуле должен угадать по картинке слова из текста.

 

Слайд 20

(Фото клетки)

 

Слайд 21

Посмотрите, где это слово в тексте. Теперь другой отгадывает

 

Слайд 22

(Фото павлинов)

 

Слайд 23

Посмотрите, где это слово в тексте. Теперь другой отгадывает

 

Слайд 24

(Фото бегемота)

 

Слайд 25

Посмотрите, где это слово в тексте. Теперь другой отгадывает

 

Слайд 26

(Фото верблюда)

 

Слайд 27

Посмотрите, где это слово в тексте. Теперь другой отгадывает

 

Слайд 28

(Фото лося)

 

Слайд 29

Находим это слово в тексте. Все эти слова на одну тему.

 

Слайд 30

У нас остался последний лепесток. Нужно выяснить еще один признак текста. Снова взгляните на текст. Как связаны предложения между собой?

 

Слайд 31

Слова, которые связывают предложения в тексте, и слова одной тематики называются связующими звеньями. Мы нашли в тексте повторы, слова на одну тему.

 

Слайд 32

Подписываем последний лепесток и приклеиваем

 

Слайд 33

Снова обращаемся к тексту. Учимся правильно использовать связующие звенья и не допускать речевых ошибок. В тексте много повторов. Ваша задача – заменить повторяющееся слово «ЗВЕРИ» подходящими по смыслу и форме местоимениями. Работу выполняем на рабочем листе.

 

Слайд 34

А сейчас проверим, что у вас получилось и поставим баллы в оценочный лист.

 

Слайд 35

Посчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку по шкале оценивания.

 

Слайд 36

Пришло время подвести итоги урока. Посмотрите на Цветок. Давайте повторим признаки текста.

 

Слайд 37