Технологическая карта и самоанализ урока на тему "Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях. Решение задач на совместную работу"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Инклюзивное образование

Класс: 6

Ключевые слова: задачи на движение, десятичные дроби


Класс

6 класс

Автор УМК

Математика. 6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина – Москва «Просвещение»

Тема урока

Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях. Решение задач на совместную работу.

Тип урока

Продолжить формирование умений и навыков решения задач на движение и на совместную работу в соединении с темой «Дроби».

Задачи урока:

Рассмотреть различные виды задач на движение, тренировать умение решать задачи на движение, формировать умение решать задачи на движение с помощью уравнений, тренировать вычислительные навыки при работе с дробями, развивать память, внимание, логическое мышление, воспитывать уважение друг другу, внимательность, интерес к математике.

Ресурсы: Sferum, веб-камера; задания для выполнения на уроке; синквейн, задания для домашней работы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
  • Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
  • Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Образовательная цель: формирование умения составлять план и математическую модель для решения задач на движение и совместную работу с использованием десятичных дробей.

Развивающая цель: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, настойчивости, умения действовать самостоятельно.

Воспитательная цель: воспитание трудолюбия и аккуратности.

Педагогические технологии: проблемно-диалоговая.

Основные понятия: десятичные дроби. Формулы для нахождения расстояния, скорости, времени и работы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа.

Дидактический материал к уроку: презентация, карточки с задачами, смайлики для этапа рефлексии.

Ход урока

Карта-схема самоанализа урока

Класс: 6.

Предмет: математика.

Тема урока: “Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях. Решение задач на совместную работу.”

Данный урок проходил в 6 классе. Ученик с особыми образовательными потребностями обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) по материалам учебно-методического комплекта Г.В.Дорофеева: имеет хорошие прочные знания, владеет терминологией, на уроке активен.

Ученик хорошо владеет приемами устного счета с натуральными числами. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя. Выполняет домашние задания. Мотивация к занятиям устойчивая. Постоянно участвует в олимпиадах по математике и другим предметам, учится на отлично по всем предметам.

Контакт устанавливает удовлетворительно. Отмечаются трудности в общении со взрослыми, может замолчать, отворачиваться. Внимание устойчивое. Уровень развития смысловой памяти достаточный

Если говорить о месте урока в курсе математике, то это тема № 4. Действия с десятичными дробями, на которую отводится 31 час и урок является 25-м по счету, последним из 4-х, в ходе решения задач на движение. В рамках данной темы необходимо было рассмотреть различные виды задач на движение, тренировать умение решать задачи на движение, формировать умение решать задачи на движение с помощью уравнений и вычислительные навыки при работе с дробями.

Следовательно тип урока – комбинированный. Изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в изложении и объяснении учителем, но и в форме разнообразной самостоятельной работы учащегося.

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об формирование умения составлять план и математическую модель для решения задач на движение и совместную работу с использованием десятичных дробей, для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач.

Структура занятия обеспечивает передачу активной позиции ученику. Я, как учитель последовательно провожу обучение ученика рефлексивным практикам (предлагается оценить уровень готовности, знаний по конкретной теме, выявить причины затруднений с выполнением разных заданий и наметить пути их преодоления). Осуществляю использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих активность ученика.

Основной этап урока проходит в закреплении формул и основных понятий по теме, решении задач с построением схемы и составлении математической модели. Реализуется адекватное сочетание репродуктивной и проблемной учебной деятельности, что обеспечивает развитие критического мышления. Ученик составляет синквейн для проведения работы по самооценке и выбирает настроение, с которым у него прошел урок.

Создаю систему устных поощрений за достижение новых образовательных результатов, способствующих реальному продвижению ученика, повышению его уровня мотивации. Создаю условия для обеспечения осмысленного понимания темы занятия. При работе с учеником использую разные педагогические приемы для достижения этой цели.

Выполняю планирование коммуникативных целей: вовлекаю ученика в диалог, учу грамотно строить вопросы и отвечать на них. Поощряю выражение мнения его, помогаю составлять корректные, содержательные высказывания. Образовательная работа проходит в атмосфере дружелюбия, равноправия, сотворчества, взаимоуважения.

В ходе урока использовались мультимедийная презентация, карточки с задачами, смайлики для этапа рефлексии. Контроль ЗУН носил обучающий характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения заданий. Учебная деятельность велась в атмосфере успешно поиска, активного взаимодействия. Ученик проявлял инициативу, принимал рекомендации педагога.

Цели и задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе проверки результатов индивидуальной образовательной работы удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия ребенка в освоении новых знаний было реализовано, характер педагогической деятельности на занятии оцениваю на отлично.