Образовательные задачи.
- Л. Расширять представления детей о фруктах.
- Г. Изменять число существительных в именительном падеже.
- Образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным.
- Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе.
- Согласовывать числительные с существительными.
- Образовывать относительные прилагательные от существительных.
Развивающие задачи.
- Развивать коммуникативную активность у детей в разных видах деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности у детей с ОВЗ и нормотипичных.
Коррекционная задача.
- Организовать взаимодействие детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками посредством разных видов деятельности.
Оборудование: массажные мячики, цветные карандаши с ребристой поверхностью, раздаточный наглядно-дидактический материал к лексическим темам, опорные схемы, мнемотаблица, клей, шаблоны фруктов (яблоко, груша, лимон), блюдце с нарезанными фруктами (лимон, яблоко, груша) разрезные картинки (графин, банка, кастрюля).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед предлагает детям взять из корзинки массажные мячики и сесть на стульчики. Сначала садятся девочки, а затем мальчики.
Логопед. Давайте с вами сделаем весёлую зарядку.
Веселая зарядка (с массажными мячиками). Дети катают массажные мячики в ладошках, проговаривая слова с опорой на мнемотаблицу:

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые.
Игра «На картинки посмотри»
Логопед предлагает детям взять по одному карандашу с ребристой поверхностью.
Логопед. Сейчас мы с вами будем катать между ладонями карандаш, проговаривая слова:
Тили - тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
И картинки называли ...
На доску учитель-дефектолог постепенно закрепляет картинки фруктов, а дети называют их.
Словарь: слива, сливы, лимон, лимоны, апельсин, апельсины, банан, бананы, абрикос, абрикосы, персик, персики, груша, груши, мандарин, мандарины, яблоко, яблоки, ананас, ананасы.
Логопед. Как можно назвать, одним словом все предметы?
Дети. Это фрукты.
Логопед. Где растут фрукты?
Дети. Фрукты растут в саду.
Логопед. На чём?
Дети. Фрукты растут на деревьях.
Логопед. Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?
Дети. Фруктовый сад.
Логопед. Ребята, вы заметили, что на картинках нарисовано разное количество фруктов.
Дети. Да.
Взаимотренаж.
Возьмите с подноса по одной картинке и объединитесь в пары, чтобы у каждой пары были картинки, где изображен один фрукт и много таких же фруктов.
Логопед. Уточните друг у друга, что изображено на картинке, задав вопрос: «Что это?».
Ребёнок 1. Что это? Ребёнок 2. Это лимон.
Ребёнок 2. Что это? Ребёнок 1. Это лимоны.
Логопед. По сигналу (хлопку) поменяйтесь парами. Продолжите игру.
Учитель-дефектолог предлагает детям подойти к столу.
Дефектолог. Ребята, я тоже для вас приготовила игру.
Социо-игра «Скажи ласково» (с мячом)
Дефектолог. Рассмотрите карточки. Вы заметили, что фрукты отличаются друг от друга по размеру. Чем они отличаются?
Дети. Один фрукт большой, а другой маленький.
Дефектолог. Посмотрите лимон - большой, а лимончик – маленький. Маленькие предметы мы будем называть ласково.
Дефектолог. Я предлагаю вам встать в круг. Каждому из вас я буду бросать мяч, и называть фрукт. Тот, кто поймает мяч, назовёт этот фрукт ласково.
Например, лимон – лимончик.
Словарь: лимон, апельсин, мандарин, банан, яблоко, абрикос, ананас.
Взаимотренаж.
Логопед. Ребята, давайте каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт карточку.
А сейчас объединитесь в пары по желанию.

Логопед.Договоритесь, кто из вас первым будет задавать вопросы по карточке, а кто отвечать на них.
Алгоритм вопросов.
Что ты видишь? Какого цвета? Какой формы? Какой фрукт на вкус?
Логопед. По сигналу (звону колокольчика) поменяйтесь парами.
Дефектолог.А сейчас мы свами соберемся в команды по разрезным картинкам
(банка, графин, кастрюля).
Дефектолог. Нам сегодня предстоит поработать поварами на кухне. Одна команда будет закрывать компот, другая варить джем, третья делать сок.
Дефектолог. Давайте с закрытыми глазами на вкус, вы попробуете определить, из каких фруктов мы сегодня будем готовить.
- 1 команда – лимон.
- 2 команда – яблоко.
- 3 команда - груша.
Дефектолог. Вы догадались, из чего вы сегодня будете готовить?
Логопед.Давайте командами посчитаем, сколько фруктов для нас привезли?
Игра «Весёлый счет»
1 команда
- Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов, шесть лимонов, семь лимонов, восемь лимонов.
2 команда
- Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок, восемь яблок.
3 команда
- Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш, шесть груш, семь груш, восемь груш.
Продуктивная деятельность (аппликация). Ответственный учитель-дефектолог.
Задание. Разрезать фрукт на две части и приклеить на основу (банка, кастрюля, графин).
Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови компот, джем, сок», встав в круг.
Игра «Назови компот, джем, сок?» (игра с мячом)
Компот (джем, сок) из лимона (яблок, груш) какой? Лимонный (яблочный…, грушевый) компот (джем, сок).
Итог
Игра «Путаница»
Дефектолог. Давайте поиграем в путаницу. Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое можно употребить, говоря про фрукт, топните ногой, если так сказать про фрукт нельзя:
- сладкий, солёный, овальный, круглый, квадратный, нарядный, сочный, весёлый, печальный;
- фрукт срывают, выкапывают, моют, красят, чистят, жарят, режут, варят, продают.