Интегрированное фронтальное занятие по развитию речи «Фрукты. Сад». (между детьми старшего дошкольного возраста групп комбинированной (дети нормотипичные, ТНР) и компенсирующей (дети с ЗПР) направленности)

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Образовательные задачи.

  • Л. Расширять представления детей о фруктах.
  • Г. Изменять число существительных в именительном падеже.
  • Образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным.
  • Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе.
  • Согласовывать числительные с существительными.
  • Образовывать относительные прилагательные от существительных.

Развивающие задачи.

  • Развивать коммуникативную активность у детей в разных видах деятельности.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности у детей с ОВЗ и нормотипичных.

Коррекционная задача.

  • Организовать взаимодействие детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками посредством разных видов деятельности.

Оборудование: массажные мячики, цветные карандаши с ребристой поверхностью, раздаточный наглядно-дидактический материал к лексическим темам, опорные схемы, мнемотаблица, клей, шаблоны фруктов (яблоко, груша, лимон), блюдце с нарезанными фруктами (лимон, яблоко, груша) разрезные картинки (графин, банка, кастрюля).

Ход занятия

Организационный момент

Логопед предлагает детям взять из корзинки массажные мячики и сесть на стульчики. Сначала садятся девочки, а затем мальчики.

Логопед. Давайте с вами сделаем весёлую зарядку.

Веселая зарядка (с массажными мячиками). Дети катают массажные мячики в ладошках, проговаривая слова с опорой на мнемотаблицу:

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые.

Игра «На картинки посмотри»

Логопед предлагает детям взять по одному карандашу с ребристой поверхностью.

Логопед. Сейчас мы с вами будем катать между ладонями карандаш, проговаривая слова:

Тили - тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
И картинки называли ...

На доску учитель-дефектолог постепенно закрепляет картинки фруктов, а дети называют их.

Словарь: слива, сливы, лимон, лимоны, апельсин, апельсины, банан, бананы, абрикос, абрикосы, персик, персики, груша, груши, мандарин, мандарины, яблоко, яблоки, ананас, ананасы.

Логопед. Как можно назвать, одним словом все предметы?

Дети. Это фрукты.

Логопед. Где растут фрукты?

Дети. Фрукты растут в саду.

Логопед. На чём?

Дети. Фрукты растут на деревьях.

Логопед. Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

Дети. Фруктовый сад.

Логопед. Ребята, вы заметили, что на картинках нарисовано разное количество фруктов.

Дети. Да.

Взаимотренаж.

Возьмите с подноса по одной картинке и объединитесь в пары, чтобы у каждой пары были картинки, где изображен один фрукт и много таких же фруктов.

Логопед. Уточните друг у друга, что изображено на картинке, задав вопрос: «Что это?».

Ребёнок 1. Что это? Ребёнок 2. Это лимон.

Ребёнок 2. Что это? Ребёнок 1. Это лимоны.

Логопед. По сигналу (хлопку) поменяйтесь парами. Продолжите игру.

Учитель-дефектолог предлагает детям подойти к столу.

Дефектолог. Ребята, я тоже для вас приготовила игру.

Социо-игра «Скажи ласково» (с мячом)

Дефектолог. Рассмотрите карточки. Вы заметили, что фрукты отличаются друг от друга по размеру. Чем они отличаются?

Дети. Один фрукт большой, а другой маленький.

Дефектолог. Посмотрите лимон - большой, а лимончик – маленький. Маленькие предметы мы будем называть ласково.

Дефектолог. Я предлагаю вам встать в круг. Каждому из вас я буду бросать мяч, и называть фрукт. Тот, кто поймает мяч, назовёт этот фрукт ласково.

Например, лимон – лимончик.

Словарь: лимон, апельсин, мандарин, банан, яблоко, абрикос, ананас.

Взаимотренаж.

Логопед. Ребята, давайте каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт карточку.

А сейчас объединитесь в пары по желанию.

Логопед.Договоритесь, кто из вас первым будет задавать вопросы по карточке, а кто отвечать на них.

Алгоритм вопросов.

Что ты видишь? Какого цвета? Какой формы? Какой фрукт на вкус?

Логопед. По сигналу (звону колокольчика) поменяйтесь парами.

Дефектолог.А сейчас мы свами соберемся в команды по разрезным картинкам

(банка, графин, кастрюля).

Дефектолог. Нам сегодня предстоит поработать поварами на кухне. Одна команда будет закрывать компот, другая варить джем, третья делать сок.

Дефектолог. Давайте с закрытыми глазами на вкус, вы попробуете определить, из каких фруктов мы сегодня будем готовить.

  • 1 команда – лимон.
  • 2 команда – яблоко.
  • 3 команда - груша.

Дефектолог. Вы догадались, из чего вы сегодня будете готовить?

Логопед.Давайте командами посчитаем, сколько фруктов для нас привезли?

Игра «Весёлый счет»

1 команда

  • Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов, шесть лимонов, семь лимонов, восемь лимонов.

2 команда

  • Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок, восемь яблок.

3 команда

  • Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш, шесть груш, семь груш, восемь груш.

Продуктивная деятельность (аппликация). Ответственный учитель-дефектолог.

Задание. Разрезать фрукт на две части и приклеить на основу (банка, кастрюля, графин).

Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови компот, джем, сок», встав в круг.

Игра «Назови компот, джем, сок?» (игра с мячом)

Компот (джем, сок) из лимона (яблок, груш) какой? Лимонный (яблочный…, грушевый) компот (джем, сок).

Итог

Игра «Путаница»

Дефектолог. Давайте поиграем в путаницу. Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое можно употребить, говоря про фрукт, топните ногой, если так сказать про фрукт нельзя:

  • сладкий, солёный, овальный, круглый, квадратный, нарядный, сочный, весёлый, печальный;
  • фрукт срывают, выкапывают, моют, красят, чистят, жарят, режут, варят, продают.