Работа с детьми РАС в начальной школе

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в начальной школе - это важная и ответственная задача, требующая особого подхода и понимания. Эти обучающиеся нуждаются в специальных условиях для социализации и достижения успеха каждого. В этом контексте очень важным являются создание классного коллектива, преодоление трудностей, с которыми сталкиваются учителя, и признание того, что, несмотря на различия, мы все вместе.

Формирование сплоченного классного коллектива - одна из основных задач учителя, работающего с детьми РАС. Необходимо создать атмосферу, где все чувствуют себя комфортно и безопасно. Это достигается через различные формы взаимодействия, такие как групповые занятия, игры и совместные проекты. Специальные условия, предусмотренные для детей с РАС, помогают им вливаться в коллектив, развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с окружающими их сверстниками.

Социализация учащихся с РАС - это процесс, который требует времени и усилий как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. Создание инклюзивной среды, где все могут учиться друг у друга и оказывать поддержку, способствует не только развитию индивидуальных навыков, но и формированию дружеских отношений.

Такая работа может быть непростой. Учителя сталкиваются с различными трудностями, такими как необходимость адаптации учебного материала, управление поведением учеников и взаимодействие с родителями. Необходимо помнить, что каждый человек уникален, и подход к обучению должен быть индивидуализированным.

Ключевые принципы, которые помогут педагогам эффективно взаимодействовать с такими детьми

Принцип комплексного воздействия

  • Комплексный подход к обучению детей с РАС включает в себя использование различных методов и техник, направленных на развитие всех аспектов личности ребенка. Это могут быть как индивидуальная работа с педагогом, так и групповые занятия, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Важно включать в обучение элементы игры, творчества и практической деятельности, что позволит легче усваивать материал и развивать социальные навыки. Из моей практики, например, очень хорошо работает наглядное расписание уроков, вывешиваемое учителем каждый день. Если обучающийся привыкает к тому, что его день проходит по известному заранее расписанию, ему легче контролировать себя в моменты усталости. Он точно знает, сколько времени ему надо быть собранным и когда учебный день закончился. Хорошо работает решение учебных задач в паре. Это связано с тем, что сидящий рядом одноклассник берет на себя роль ведущего и остается только выполнять те шаги, которые за него уже поняли и раскрыли.

Принцип систематичности и наглядности

  • Систематичность в обучении подразумевает регулярное и последовательное использование одних и тех же методов и техник. Это создает у обучающегося знакомую ему учебную ситуацию, что особенно важно для таких детей. Наглядность также играет ключевую роль: использование визуальных материалов, схем, картинок и других наглядных пособий помогает лучше воспринимать информацию. Например, визуальные расписания и карточки с изображениями могут значительно облегчить процесс обучения и социализации.
    Так, таким детям легче использовать при записи задачи один вид краткой записи. Там, где другие ребята с удовольствием используют для разного типа задач отрезки, схемы, опорные слова - им так проще, понятнее, быстрее, ученики с РАС предпочитают пользовать только табличную запись.

Действие в зоне интересов ребенка

  • Одним из самых эффективных методов работы с детьми с РАС является использование их интересов в процессе обучения. Каждый из нас уникален, и понимание увлечений такого учащегося позволяет педагогу создать мотивационную основу для учебного процесса. Например, если ребенок увлекается астрономией, можно использовать темы, связанные с планетами и звёздами для объяснения математических или языковых понятий. Это не только делает обучение более увлекательным, но и способствует развитию личных интересов и навыков социализации.
    Например, я в своей работе при обучении счету до 10, предлагала посчитать количество звезд в созвездии, хорошо решались задачи, где мы считали скорость космического корабля.

Принцип простоты задания при многократном повторении

  • Дети с РАС часто испытывают трудности с восприятием и запоминанием информации, поэтому задания должны быть простыми и понятными. Разделение сложных задач на более мелкие и доступные этапы позволяет ребенку постепенно осваивать материал. Большое количество повторений одних и тех же заданий способствует закреплению знаний и умений. Важно также использовать положительное подкрепление: похвала и поощрение за успехи помогут ребенку чувствовать себя уверенно и мотивированно.
    Кроме того, важно помнить, что отметка такого ребёнка не всегда будет равна отметке нормотипичного ученика в классе.

Принцип дифференцированности

  • Каждый ребенок с РАС имеет свои уникальные потребности и уровень развития, поэтому дифференцированный подход к обучению является необходимым условием успешной работы. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, адаптируя задания и методы в зависимости от его способности и интересов. Это может включать в себя изменение темпа обучения, использование различных форматов заданий (тесты, кроссворды, викторины, рассказы с пропусками) и предоставление дополнительных материалов для более глубокого освоения темы (схемы, памятки, пошаговые образцы оформления). Так, я в своей работе использовала папку, в которую детям делала наглядные схемы на каждые большие темы по русскому языку и математике. Ещё детям очень нравилось создавать свои собственные книжки-раскладушки. А ещё такие книжки помогают легче запомнить все важные вехи пройденного материала.

Результаты работы принципов, применяемых в работе с детьми с РАС должны быть, примерно, следующими:

  • у учащегося с РАС наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; наблюдается устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития ребенка; положительная динамика социально-психологической адаптации учащегося с РАС: повысился уровень социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности;
  • ученик вовлечен в работу школьных мероприятий и городских кружков;
  • учащийся с РАС, вместе с учащимися класса, принимает активное участие в школьных, городских, региональных конкурсах;
  • по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на достаточно хорошем уровне.

Работа с детьми РАС в начальной школе - это вызов, который требует терпения, понимания и творческого подхода. Создание классного коллектива, преодоление трудностей и признание ценности каждого ребенка - это ключевые элементы, которые помогут обеспечить успешную адаптацию и личный успех каждого ученика. Мы все разные, но вместе мы можем создать мир, в котором каждый чувствует себя принятым и нужным.

Список литературы

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.