Практическая работа "Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам"
Класс – 7.
Учебник «География. 7 класс» продолжает предметную линию УМК «Полярная звезда» для основной школы.
География. 7 класс - Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Раздаточный материал: учебник, атлас, презентация, карточки «Южные материки».
Цель урока: научиться составлять комплексную характеристику страны по тематическим картам, дополнительной литературе и другим источникам географической информации.
Задачи урока:
- Изучить особенности описания страны по географическим картам.
- Составить характеристику страны по плану.
- Сделать общий вывод по всем странам.
- Развивать навыки аналитического мышления.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Прививать экологическую культуру и патриотизм.
- Формировать навыков фиксирования полученного результата своей деятельности в форме отметки.
Планируемые результаты
Личностные (воспитательный аспект): Формирование познавательного интереса к изучению стран мира. Развитие эстетического и этнического восприятия природных объектов.
Метапредметные (развивающий аспект):
а) универсальные познавательные действия:
- базовые логические действия
- устанавливать основания для сравнения географических объектов, процессов и явлений;
- базовые исследовательские действия
- проводить по плану несложное географическое исследование по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
- работа с информацией
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
Предметные (учебный аспект):
- различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
- объяснять особенности населения и хозяйства отдельных территорий;
- использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.
Таблица. Этапы урока
1. Организационный
Время: 2 минуты
Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. (слайд 1)
Начнем занятие с техники нейропсихологии «Перекрёстные упражнения» для успокоения и установки дисциплины.
(учащиеся складывают перекрестно руки так чтобы ладошки касались плеч, произносят слова и меняют перекрестно синхронно ладошки 5 раз)
Я сейчас сижу спокойно
И веду себя достойно
Константин Паустовский сказал: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
- Ребята, вы готовы к открытию новых знаний и путешествию по континентам? Итак, вперёд!
Устроим «мозговой штурм» и проверить ваши знания по странам материков южного полушария!?
Время: 7 минут (задания взяты из банка данных ЕГЭ)
(слайд 2-7)
Почему Африку, Австралию, Южную Америку мы относим к южным материкам?
Ответ: Все материки имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.
«Карты на стол» (слайд 8)
Ребята, перед вами лежат карточки: возьмите их и займите место за тем столом, где изображен ваш материк.
Время: 2 минуты
Физкультминутка для глаз «Сигнальное пятно»
Время: 1 минута (слайд 9-10)
Определение темы урока: Игровые технологии - разноуровневые задания по сложности: сложное «филворд» и простое «схема»
Время: 4 минуты+ цель и задачи урока 3 минуты (слайд 11-15)
В филворде обведите 10 слов по теме урока. Соедините стрелочками материки и их характеристики (работа по рабочему листу)
Б | О |
П |
И |
С |
А |
Н |
И |
Е |
А |
Р |
М |
А |
Т |
Е |
Р |
И |
К |
А |
В |
А |
А |
П |
Р |
Т |
Ь |
А |
Ю |
М |
С |
З |
Л |
Ы |
Т |
К |
Щ |
Ф |
Ж |
Е |
Т |
И |
Ж |
В |
О |
Б |
Э |
Р |
Н |
Р |
Р |
Л |
И |
А |
Ш |
Я |
М |
И |
А |
И |
А |
И |
Р |
Й |
В |
С |
И |
К |
Я |
К |
Л |
Я |
К |
Н |
Т |
К |
Ц |
А |
У |
А |
И |
Ц |
С |
Т |
Р |
А |
Н |
А |
Л |
И |
Я |
У |
С |
Р |
А |
В |
Н |
Е |
Н |
И |
Е |
Описание, материк, страна, сравнение, Африка, Южная Америка, Австралия, Бразилия, Алжир.
Из получившихся слов необходимо составить-определить тему занятия: (слайд 16)
Описание одной из стран Африки, Юж. Америки или Австралии по картам
Какая цель урока, исходя из темы урока? (слайд 16)
Цель урока: научиться составлять комплексную характеристику страны по тематическим картам и дополнительной литературе.
Цель определили, какие задачи будем выполнять чтобы достичь цели урока?
Задачи урока: (слайд 16)
- Изучить особенности описания страны по географическим картам.
- Составить характеристику страны по плану.
- Сделать общий вывод по всем странам.
Работа на контурных картах.
Время: 3 минуты
Подпишите материки и океаны, которые их омывают. На карте печатными буквами укажите государства, указанные в филворде. (слайд 17)

Прием «найди ошибку» в номенклатуре материков и океанов (слайд 18-19)
Обратите внимание на экран: все географические указаны верно?
- Ребята, контур какого материка вы подписали, но мы его ещё не изучали?
- Антарктида.
- Почему этот материк «стоит» в одном ряду с Африкой, Южной Америкой и Австралией?
- Антарктида тоже была частью единого материка Гондваны, затем они откололись друг от друга и заняли свои места в южном полушарии.
Домашнее задание (вариативное). Опережающее задание Время: 1 минута
§40 или подготовить сообщение на 3 мин: о первых русских исследователях или о современных русских исследователях Антарктиды. (слайд 20)
Физкультминутка Время: 1 минута(слайд 21)
Ветер дует нам в лицо (ладошками машем на лицо)
Закачалось деревцо (наклоны туловища в сторону)
Ветерок все тише, тише (стали ровно)
Деревцо все выше, выше (потянулись)
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер срывает росу и руки ровно на стол я сложу (присаживаемся на место и следим за осанкой)
Всего: 24 минуты
Основная часть урока: практическая работа - работа по группам
- Заполните пропуски в таблице, применяя знания работы по картам и дополнительной информации в сети Интернет*. Распределите между собой в группе пункты для быстрого поиска и обмена информации. (слайд 22-25)
Время: 5 минут на заполнение + 3 минуты для озвучивания
Описание государства | Южная Америка |
Африка |
Австралия |
Географическое положение: столица, соседние государства |
БразилиА, 10 соседей |
Алжир, 6 соседей-гос-в |
Канберра нет |
Государственный язык |
португальский |
арабский |
Британский английский |
Особенности природы: в) реки, озера
г) полезные ископаемые |
А) Амазонская низмен, Гвианское и Бразильское плоскогорье |
А) на севере Атласские горы и на юге — пустыня Сахара, 80% тер-и страны |
А )Большой водораздельный хребет, |
Хозяйственная деятельность человека: |
С/х: кофе, сахар.тросник, какое, бананы и КРС. |
С/х: пшеница, овес, цитрусовые. Туризм. Алжир, Оран, Константа |
С/х: пшеница, сахарный тростник, табак и хлопок, картофель. В садах выращивают груши, яблоки, цитрусовые. Изделия из шерсти. Машиностороение. Сидней, Мельбурн, Брисбен |
Экологические проблемы |
Вырубка лесов |
Лесные пожары в горах, |
Опустынивание земель, |
Заключение урока
Время: 1 минута
Росся и Федя обнаружили «послание в бутылке» на берегу Охотского моря на острове Сахалин. (слайд 26-28)
Самостоятельная работа - дополни пробелы в выводе:
Взаимопроверка: оцени знания соседа справа
Время: 1 минута (слайд 29)
- ошибка – «5»
- 2-3 ошибки – «4»
- 4 ошибки – «3»
- 5 и более – «нужно ещё раз пройти материал по теме»
Задание ВПР + функциональная грамотность
Время: 1 минута (слайд 30-31)
Россе и Феде понравилось с вами работать, и они приготовили для вас задание по открыткам материка. Помогите им определить название государства и его часть Света.

Ответ: страна Австралия (Б) и часть Света: Австралия
Завершение урока
Филворд – учащиеся составляют и обводят 5 слов - государств по теме урока, свободные клеточки заполняют любыми буквами.
Время: 2 минуты (слайд 32-33)
Вопрос для закрепления темы урока «дополни фразу»: сегодня на уроке …. научились характеризовать страны и делать общий вывод по ним.
Оцените свою работу на уроке - поставьте себе оценку.
Рефлексия «Остров» - настроения и эмоционального состояния. (слайд 34)
Друзья, с каким настроением уходите с урока? Обведите «Остров настроения».
Итог. До встречи, на Южном полюсе – на материке Антарктида. Так как раз сейчас лето! (слайд 35)