История и обществознание
-
Развернутый план-конспект урока по теме: "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР" 2005
Статья представляет собой план-конспект урока, основной идеей которого является вывод о том, что источником сопротивления во всех случаях была позиция людей, не желавших ради личного материального блага, а зачастую и ради сохранения своей жизни поступаться духовными идеалами. Именно сопротивление несвободе, существовавшее в различных формах на протяжении всего советского периода, предопределило крушение тоталитарного режима и сформировало необходимые предпосылки для сегодняшнего строительства правового государства.
-
Разработка урока по истории 7-го класса "Крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева" 2005
Данный урок рассчитан на класс среднего уровня, но с высоким уровнем организации, так как на уроке предполагается работа в группах. Не секрет, что объем материала, изучаемый на уроках истории, достаточно большой, поэтому организация работы в группах на данном уроке будет оправданной. Также на этом уроке можно дифференцировать задания по степени сложности.
-
Разработка урока-конференции "Башкирская лошадь" по культуре Башкортостана в 8-м классе 2005
Данный урок по предмету Культура Башкортостана в 8 классе является нестандартным, интегрированным уроком с использованием знаний экономики, географии, экологии, истории, башкирской литературы и культуры. Цель урока – повторить и обобщить знания учащихся о башкирской лошади и всем что связано с ней; развивать память, мышление, воображение, внимание, речь; воспитывать любознательность и интерес к истории и культуре. Урок дает возможность раскрыть все стороны истории развития и современности башкирской лошади, одновременно отображая богатый мир культуры, традиций и обычаев башкирского народа. Разработку данного урока можно использовать и как сценарий внеклассного мероприятия.
-
Внеклассное мероприятие по истории. Исторический клуб "Машина времени". Заседание III. "Операция "Внедрение" 2005
Мероприятия исторического клуба "Машина времени" призваны развивать интерес учащихся к истории, а также творческих и коммуникативных способностей. Операция "Внедрение" посвящена истории Древней Руси с древнейших времен до конца XII в.
-
Урок истории в 9 классе на тему: "Зарождение фашизма в Германии" 2005
Цели урока: познакомить учащихся с понятием фашизм со всеми ему сопутствующими явлениями; причинами возникновения и распространения фашизма; показать классовую сущность фашизма, на кого опирался; продолжить работу по обучению работе с картой, анализу политических деятелей, умению составлять политический портрет, блок-схему; воспитывать ненависть к унижению человеческого достоинства, ко всякого рода ущемлению прав человека, насилию.
-
Материалы к уроку "Западноевропейская живопись XIX в." 2005
Главным в содержании учебного материала по теме "Западноевропейская живопись XIX века" является формирование представления у учащихся не только основных направлений живописи XIX в. (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм), но и развитие посредством разнообразных форм работы с учащимися их мыслительных процессов, позволяющих определить зависимость исторических событий и отражение их на полотнах художников, которые предельно выразительно запечатлели новую картину мира.
-
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества 2005
Данный теоретический материал поможет учителям, преподающим обществознание (предмет "Человек и общество"), в изучении относительно сложного для школьников вопроса о подходах к развитию общества.
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Осознание миссии "Школы Сотрудничества" 2005
Представление результатов опыта проведения общешкольного проекта "Сотрудничество в деятельности" по осмыслению понятия "сотрудничество" участниками образовательного процесса в школе.
-
Хакасия — страница нашей истории 2005
Урок по истории родного края воспитывает уважение и чувство сопричастности к судьбе Родины, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
-
Конспекты уроков для 9-го класса в курсе "История России" по учебнику Н.В.Загладина. "История Отечества. ХХ век" по теме "Перестройка" 2005
Разработанные мною конспекты уроков для 9 класса в курсе "История России" по учебнику Н. В. Загладина "История Отечества XX век" по теме "Перестройка" строятся на принципах деятельностного подхода. Уроки состоят из девяти этапов. Такая технология проведения уроков обеспечивает развивающий характер обучения.
-
Внеклассное мероприятие по истории "Иван Грозный. Петр Великий" 2005
Данное внеклассное мероприятие разработано с учётом знаний учащихся 10-11 классов по истории эпох Ивана IV и Петра I из курса Отечественной истории; с целью закрепления знаний, развития творческих способностей учащихся воспитания гордости за героическое прошлое нашей страны в рамках проводимой традиционной Недели истории.
-
Урок истории – игра "Брейн-ринг" по теме: "История России. XIX век" 2005
Игра «Брейн-ринг» позволяет в познавательно-развлекательной форме проводить уроки по истории (обобщающие). Предлагаемая игра называется «Россия в 19 веке».
-
Урок истории по теме: "Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г." 2005
Вашему вниманию представлено учебное занятие в виде ролевой игры "Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964г.". На этом уроке учащиеся могут раскрыть свои многочисленные таланты и, прежде всего, актёрские. Они сумеют сыграть роли исторических деятелей, при условии, что достаточно хорошо знают фактический материал.
-
"Прошлое глазами ученика. Хочу поделиться…" 2005
Сейчас всё больше говорят об исторической памяти, которая не иссякает. Нас учат, чтобы история была говорящей, очеловеченной, близкой. Вот уже несколько лет мы с ребятами открываем для себя способ непосредственного участия в историческом процессе. Проекты творческих работ называются по-разному: «Письмо с фронта», «Мой исторический источник» и так далее. Объединяет эти работы одно условие: они должны быть написаны от собственного имени из древности. Что только не выходит из под пера…
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Я навсегда остаюсь тебе верным, моя Сибирь" 2005
На уроке продолжаем знакомство с историей родного края: с момента освоения Сибири Российским государством до сегодняшних дней.
-
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца". Посвящена 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 2005
В год 60-летия празднования Великой Победы перед классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе стоит вопрос, как привлечь внимание учащихся к этой дате. Сделать разговор о войне не формальным, а запоминающимся, трогающим душу. В нашей гимназии одной из форм работы являются написание и постановка учащимися литературно-музыкальных композиций. Данная композиция была показана учащимися в лесу на огоньке фронтовых друзей.
-
Урок истории в 9 классе по теме: "Суд над фашизмом" 2005
Наш общий долг – объединить усилия для сохранения мира, благополучия и спокойствия на Земле. Для достижения этой цели предлагается разработка урока “Суд над фашизмом”, проводимого в 9-м классе. Используется краеведческий материал. Для повышения эмоционального фона используются удары колокола, песни и стихи о войне.
-
Урок истории по теме: "Колониальные захваты европейцев" 2005
Урок знакомит с процессом возникновения колониальных захватов европейских государств и различными способами колониального угнетения порабощенных народов.
-
Урок истории по теме: "Мы дети страшных лет…" 2005
Изучение истории родного края позволяет наполнить уроки истории не абстрактным, а конкретным, личностным содержанием. На таких уроках история одного человека воспринимается как часть истории всей страны.
-
Объединение "Память" 2005
Главенствующая роль в воспитании у ребят патриотических чувств и убеждений принадлежит школе. В МОУ СОШ села Алакуртти координатором данной работы является объединение "Память". В статье представлено положение данного объединения.
-
Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории 2005
Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории. Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика, которым необходимо учить ребенка с первых лет обучения истории, применяя подход поэтапного формирования умственных действий. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.
-
Урок "Политическая власть" 2005
Не каждый взрослый образованный человек может дать качественный ответ на вопрос о видах и структуре власти. На своих уроках мы рассматриваем подробно эти и другие вопросы, приводим примеры, разбираем схемы, диаграммы, составляем таблицы. Привожу одно из таких занятий.
-
Урок истории Отечества по теме: "Культура России XIX в.", 11 класс 2005
"Мне... ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности" (Гете И.В.). Дух созидания, дух творчества, особая атмосфера взаимопонимания - это и есть открытый урок по истории. Его форма необычна, но эффективна. Он дает возможность дать раскрыться каждому ученику, а учителю - оценить их способности, их потенциал, их творчество. А результат - это праздник, сотворенный себе, ученикам, коллегам.
-
Славянские боги и праздники 2005
В давние, давние времена, когда наши далекие предки славяне не могли объяснить многие явления природы, зародилось верование в сверхъестественные силы, в божества. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали к таинственным силам. В честь богов устраивали праздники. И до наших дней дошли праздники, которые мы очень любим. Конечно, они проходят уже не в том виде, как в давние времена, но всегда бывает интересно и весело: Масленица, Троица, Рождественские колядки, Иван Купала и др.
-
Внеклассное мероприятие по истории Отечества для 7-х классов на тему "Российская империя в XVIII веке" (1725–1801 гг.) 2005
Мероприятие проводится в форме игры. Предложенная форма универсальна, так как может использоваться по истории и по другим предметам для повторения и закрепления материала. В игре участвуют две команды, которые открывают по одной карточке игрового поля. На оборотной стороне каждой карточки указан тип конкурса: командный, общий, капитанский, индивидуальный, приз с сохранением хода. В ходе игры жюри ведет подсчет баллов и в итоге называет команду-победительницу.
-
Модель урока истории в системе группового самостоятельного обучения 2005
Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться во множестве исторических сведений. Поэтому учителю с помощью специальных заданий и средств обучения необходимо создать условия для самостоятельного изучения ребятами учебной темы, в доступном для них режиме. Очень важно, когда ученик видит, что он может самостоятельно достигать результата, радоваться своим успехам. Одним из эффективных вариантов создания такой образовательной ситуации - организация самостоятельной работы в микрогруппах (или парах сменного состава).
-
Урок-суд "Судебное разбирательство"(ролевая игра по элективному курсу "Я — гражданин России") 2005
Используется ролевая игра как игровой метод обучения, воспитания. Уделяется внимание не формальной стороне, связанной с ходом самой игры, а содержательному компоненту игры – знакомство учащихся с российским законодательством. Судебное разбирательство посвящено конфликтной ситуации, которая возникла после несоблюдения ПДД подростком. Учащиеся узнают об основных функциях суда, прокуратуры, адвокатуры, определяют роли участников суда. Педагог является участником игры, ее дирижером. В конце урока журналисты задают вопросы присутствующим, и вырабатывается коллективное мнение по итогам суда. Результат – развитие личности.
-
Нетрадиционные формы обучения на уроках истории 2005
Изучение тех исторических событий, которые до сих пор будоражат умы и носят зачастую негативный оттенок (как, например, революция 1917 г.), я считаю необходимым проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию - эмпатии, которой современное общество практически лишено.
-
Литературно-музыкальный вечер "Ищу человека" 2005
Предлагаемая разработка может быть использована в качестве внеклассного мероприятия по истории; классного часа по формированию нравственного сознания школьников; как форма психологического исследования.