История и обществознание
-
Интегрированный урок "СССР — Франция: союзники в борьбе против фашизма" 2004
Данный урок - третий из цикла интегрированных уроков, исследующих историко-культурные и личностные связи России и Франции на разных этапах развития и взаимоотношений двух стран. В ходе подготовки урока четко прослеживаются несколько этапов. 1. Организационный. Постановка проблемы, выбор темы учащимися, поиск и сбор информации. 2. Исследовательский. Осмысление материалов, найденных в результате индивидуальной и групповой работы. Анализ и интеграция междисциплинарной информации. 3. Итоговый - сам урок.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Урок истории в 10-м классе по теме: "Новая экономическая политика" 2004
Вводный урок с элементами интерактива: разрешение проблемных вопросов через работу в "малых группах".
-
Учебно-внеклассное занятие: "Флаги России" 2004
Закрепление и обощение знаний детей о видах флагов и их значении в обществе. На занятии проводится практическая работа по изготовлению трёхцветного флага России и Знамени Победы из альбомных листов и цветной бумаги с использованием клея.
-
Урок истории России XIX в.: "Декабристы и русская культура" 2004
Учащимся предлагается познакомиться с литературным и научным творчеством декабристов, проследить влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений. Урок направлен на развитие художественного и эстетического вкуса учащихся.
-
Игра "Умники и умницы" по теме: "Культура Европы XV–XVII вв." 2004
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала; привить интерес к предмету
-
Лекционно-зачетная система 2004
Лекционно-зачётная система в последнее время является одной из распространённых форм учебных занятий в старших классах. При хорошо спланированной, продуманной и подготовленной рабате данная система может привести к заметному повышению качества обучения. Лекционно-зачётная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачёт как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме.
-
Нестандартные формы урока 2004
Нестандартный урок - это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель - дирижер, а дети - ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль "солиста", в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся. В статье, в качестве примера, приведены два урока.
-
Компьютерный урок по истории России по теме: "Происхождение славян" 2004
Урок с использованием компьютерных технологий преследует следующие цели: показать исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте Европы, сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.
-
Контрольные задания по истории России с древнейших времен до наших дней 2004
Данное пособие содержит тесты и задания по всему курсу истории России с древнейших времен до наших дней, изложенному в учебниках А.Н. Сахарова, В.И. Буганова; В.И. Буганова, П.Н. Зырянова; В.П. Островского, А.И. Уткина. Тесты включают различные типы заданий: найти лишнюю характеристику или факт, расположить события в хронологической последовательности, составить логические пары. Все это помогает учащимся развивать умение и навыки при работе с историческим материалом. Тесты рассчитаны на разные формы работы. Есть тесты, с помощью которых можно проверить текущее усвоение материала по теме.
-
Урок истории "Крепостное право" 2004
Урок "Крепостная неволя" разработан по учебнику Н.И. Ворожейкиной. Он в яркой, эмоциональной и образной форме рассказывает об истории феодального строя Российского государства. Урок наполнен историко-литературным и документальным материалом, интересным, увлекательным и доступным для понимания детей, дает возможность ощутить движение времени и подготовиться к восприятию собственно исторических курсов основной и средней школы.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Средневековая деревня" 2004
Урок изучения нового материала по истории средних веков. Пользуясь различными источниками, учащиеся получают представление о феодальной вотчине, учатся проследить причинно-следственные связи исторических явлений.
-
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету 2004
В данной статье представлено обобщение собственного опыта применения метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности.
-
Вопросы и задания для групповой учебной деятельности по истории России 2004
В статье содержатся примеры заданий в блоках (пакетах) для групповой учебной деятельности по темам: "Внутренняя политика в годы правления Николая I". (§ 28). "СССР в 1953 - 1964гг". (§ 53). " Современная Россия". (§ 56). Учебник "История Отечества". В.В.Артемов, Ю.Н.Лубенченков. Издательство "Мастерство".М.2001. Теоретической основой являются материалы книги "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" под редакцией д-ра пед. наук проф. Е.С.Полат. М. ACADEMIA.2000.
-
Модульная программа "Россия между двумя революциями"(1907—1917 гг.). 9-й класс 2004
Модульная конструкция - это действительно целостность; нечто единое, составленное из взаимосвязанных элементов. Причём эти элементы разные приверженцы системы называют по- разному: функциональные модули, формомодули, условные единицы (УЕ). Но суть в том, что модуль - это определённый вид работы, который выполняют учащиеся. Блочная подача материала предполагает его разделение на определённые, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как "целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им".
-
Обучение истории с использованием элементов технологии ИОСО 2004
Для обеспечения эффективности познавательной деятельности воспитанников используются учебно-методические комплекты, разработанные автором по всему курсу истории в 5 - 11-х классах. Они включают: календарно-тематический план с выделением в учебном процессе лекционных и лабораторных занятий, индивидуально-ориентированный учебный план с поуровневыми заданиями, проекты уроков, раздаточный материал, тесты, темы творческих работ.
-
Историческая пропедевтика в работах К.Д. Ушинского и С.И. Гессена 2004
Становление методической системы школьной исторической пропедевтики происходило в середине XIX - начале ХХ в. Идеи, положенные в основу начального обучения истории в то время, актуальны и сегодня. Научно-методическое обоснование пропедевтического курса отражено в работах К. Д. Ушинского и С. И. Гессена. Ими определялось место исторической пропедевтики в школьном курсе истории, оформлялись компоненты методической системы, поднимались проблемы, характерные для исторического образования.
-
Первая российская революция в сатирической поэзии 1905—1907 гг. 2004
Революционная эпоха 1905-1907 годов - одна из переломных в судьбах людей, нашедшая отражение в русской поэзии, литературе, искусстве и сатире. Повторение основано на знакомстве с сатирической поэзией. Дается представление о совершенно неизвестном пласте литературного творчества, который зло, но очень точно характеризует изучаемое время.
-
События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России 2004
Повторительно-обобщающий семинар позволяет представить все основные события в виде панорамы, закрепить полученные на уроках знания, а также за счет привлечения художественного материала повысить эмоциональное отношение к событиям.
-
Урок-заседание "Круглого стола"в 8-м классе по теме: "Ты живи в веках, Русь славянская, изначальная!" 2004
Истоки древнерусской государственности окутаны "туманом", так как нет точных исторических сведений. На данном уроке ученики работали в группах и попытались "найти" корни нашего государства. Работая с учебником, привлекая в своих ответах дополнительный материал, рассмотрели личности первых русских князей и их политику. Как показывает опыт, уроки с использованием групповой формы работы активизируют учебный процесс, помогают расширить знания по предмету.
-
Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения 2004
Урок-дискуссия, в ходе которой происходит коллективное обсуждение и обобщение изучаемого материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся.
-
Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России" 2004
Данный урок дидактически весьма актуален. Здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений - и все это на основе достаточно объемном материале. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, позволяет повышать интерес к предмету. Научно-исследовательская работа - наиболее эффективный способ подготовки к исторической ролевой игре, во время которой происходит воссоздание духа эпохи.
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Россия в XVIII веке" 2004
Представлен повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия в XVIII веке" с элементами нетрадиционных методов преподавания истории, предполагающих устную, письменную работу на уроке, индивидуальные творческие задания.
-
Конспект урока истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена" 2004
Осознание своих корней, развитие уважения и интереса к истории и культуре своего народа, формирование патриотических чувств - основные цели уроков истории в начальной школе.
-
Урок по истории "Культура Руси IX—XII веков" 2004
Урок "Культура Руси IX - XI веков" выбрана не случайно. Я работаю по теме "Проблемное обучение на уроках истории через интеграцию отдельных предметов". В данном случае взяты предметы история, литература, изобразительное искусство и музыка. Тема "Культура" идет параллельно с изучением всей истории. Взяты проблемы: понятия "культуры", особенности русской культуры, задачи культуры в данный период на примерах литературы, архитектуры и живописи
-
Сценарий исторической игры "Загадки богини Клио" 2004
Игра-путешествие по истории древнего мира с элементами театрализации. Она включает в себя брейн - ринг, викторину и решение исторических задач. Цель игры - создать условия для творческой реализации личности и активизации познавательной деятельности. Может являться сценарием внеклассного мероприятия или заключительного урока по истории Древнего Мира.
-
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории 2004
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоопределения личности. Одним из важных направлений в работе учителей историков я считаю гражданско-патриотическое воспитание. Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию - к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению обязательно станет таковой.
-
Проект изучения темы "Первая мировая война" в условиях концентрической структуры исторического образования (сравнительный подход) 2004
В статье в кратком конспективном виде в сравнительном плане рассмотрены возможные варианты изучения темы "Первая мировая война" в первом и во втором концентрах школьного исторического образования
-
Игра-конкурс "Счастливый случай" по истории Средних веков и началу Нового времени для 6–7-х классов 2004
Игра "Счастливый случай" по истории средних веков и началу нового времени предполагает участие смешанных команд из учеников 6-х и 7-х классов. Она поможет проверить прочность полученных знаний, умение применять знания в нестандартных ситуациях, сформировать потребность в сотрудничестве ребят разного возраста.
-
Урок истории Древнего мира в 5-м классе: "Своя игра" 2004
Итоговый урок по истории Древнего мира в 5-м классе лучше всего провести в игровой форме, так как игра способствует формированию образных и логических способностей учащихся, развивает навыки командной работы, развивает инициативу, учит рисковать и анализировать собственные неудачи.