Пояснительная записка
Изучение материала по истории западноевропейского искусства позволяет показать на примере творчества живописцев XIX века процесс формирования гуманистического общечеловеческого подхода к осмыслению, кажется, отдельных, не взаимосвязанных между собой исторических событий, проходивших на территории Европейских государств и акцентируя своим искусством внимание на необходимости решения проблем, поставленных XIX веком - веком “свободного капитализма”.
Как показывает педагогический опыт, изучению западноевропейской живописи целесообразно посвятить самостоятельный урок. Главным в содержании учебного материала является формирование представления зависимости основных событий истории и стремление художников предельно выразительно запечатлеть новую картину мира.
Успех исторического обучения зависит от умения учителя эффективно использовать учебник - его текст, наглядный материал, возможности ТСО.
Технологическая карта урока
Цель урока:
- выяснить, как события XIX века отразились в живописи;
- охарактеризовать основные направления живописи XIX в.;
- формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся.
Оборудование:
- Экранное пособие “Мировая художественная культура: Зарубежное изобразительное искусство XIX века. Москва Издание “Знание” 1992.
- Иллюстративный материал учебника Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1800 - 1918. М. “Просвещение”. 2000.
- Схема - таблица “Западноевропейская живопись XIX века.
План урока
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Фронтальная работа с учащимися.
В начале урока учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:
- Что такое “культура”?
- Каковы ее основные виды?
- Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего?
- Какие основные события произошли к началу XIX века в Западноевропейских странах?
Затем, обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что в начале XIX века создаются индустриальные цивилизации в результате буржуазных революций, восстаний, войн; в которых формировались буржуазные ценности и этические нормы.
1.2. Формирование мотивации учащихся в изучении западноевропейской живописи.
Учитель объявляет тему урока и обращает внимание на эпиграф к изучаемой теме.
“XIX век - это “железный и жестокий век”.
Учитель формулирует проблемное опережающее задание:
Можно ли согласиться с данным эпиграфом к уроку, тема которого “Западноевропейская живопись XIX века”?
II. Собственно учебная деятельность
2.1. Вводное слово учителя.
XIX век вошел в историю, как поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве - это поиск новых художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью, запечатлеть картину нового мира. Данная тенденция прежде всего относится к живописи.
В изучаемое нами время жили и пробивали себе дорогу различные направления в живописи: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2. Индивидуальная работа с учащимися.
Учащимся предлагается в ходе изучения текста учебника заполнить первый столбец схемы - таблицы.
Схема - таблица “Западноевропейская живопись XIX века.
1.Направление. | 2.Характерные черты. | 3.Имена художников. | 4.Произведение а) название произведения б) проявление взаимосвязи между исторической действительностью и картиной |
5.Дружеский шарж (ассоциация) на данное направление. |
Романтизм | ||||
Реализм | ||||
Импрессионизм | ||||
Постимпрессионизм |
2.3. Учебная деятельность.
Задание:
В ходе иллюстрированного рассказа учителя, заполнить 3 и 4-е столбцы схемы - таблицы.
Материалы к рассказу учителя:
а) Романтизм.
“Романтизм” утверждал неповторимость человеческой личности, самоценность ее духовной жизни. Для него характерен интерес к прошлому и его идеализация. Но изображения сильных страстей, одухотворенной и целительной природы соседствуют в романтизме с пессимистическими мотивами “мировой скорби” и “мирового зла”, выражая острый разлад между мечтой и действительностью .
В таком стиле писал, например, Эжен Делакруа (1798 - 1863). Его картины полны смятения, тревоги. В поисках романтических тем живописец предпринимает путешествия по Алжиру и Марокко. Звонкие, насыщенные цвета Востока, экзотический уклад жизни покоряют его воображение. Художник решает задачу со всевозможной точностью передать движения, присущие быстро меняющемуся времени современности, считая, что это “важнее законченности какой-нибудь руки или ноги”. Динамическая живопись Делакруа воспринимается современниками как сгусток, воплощение энергии.
Романтическим символом всех революционных бурь на все времена стало его полотно “Свобода, ведущая народ”. “Марсельеза французской живописи”, “Самая честная, самая левая картина изо всех, что были посвящены Июльским дням 1830 года” - отмечают современные искусствоведы. Это произведение, которое, можно сказать, впервые в живописи раскрывает духовный взлет нации, характерную черту человечества на все времена.
б) Реализм.
Реалистические традиции в изобразительном искусстве первой половины XIX века прочно связаны с именами Гюстава Курбе и Жана Милле. Это художники разной судьбы, разного темперамента, разного проявления своего отношения к социальным проблемам времени. Но при всем различии их индивидуальностей, они сформировались на активном неприятии художественной атмосферы, господствовавшей в искусстве 40-х годов. Они настойчиво искали собственный путь “…передавать и оценивать нравы, идеи и облик эпохи” - так сформулировал Курбе задачи реалистического метода.
Курбе пишет “Дробильщики камня”. До сих пор идут споры в оценке этого произведения. Одни видят в нем воплощенное сострадание к тяжкой доле труженика, другие - решение живописных задач, третьи - социальный протест. Вероятно, все имело место. Но вот признание самого Курбе: “…жалость… происходит от несправедливости, и через это, даже не желая того, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который называют социальным”.
У Милле несомненный дар портретиста, он умеет “читать” лица, индивидуальное в человеке. Он мог бы неплохо заработать заказными портретами. Мог бы, но предпочитает нужду и безвестность ради свободы, ради своего пути в искусстве. У Милле философский подход. Его, каждый день до обеда занимающегося крестьянским трудом, бесконечно волнует смысл бытия человека на Земле, его удел, его назначение. Именно поэтому в крестьянской тематике художник создает обобщенный типизированный образ. Его полотна “Сборщицы колосьев”, “Живопись людей, не меняющих белья” и другие вызывают возмущение противников, которые замечают: “Мы обездолены в этом мире, а ведь это мы оплодотворяем его!” - иронически писал Бодлер. Но, если убрать эту ноту иронии, Бодлер очень точно понял суть философских обобщений Милле и то, что конкретная правда его полотен, помимо воли художника, приводит к размышлениям о социальных проблемах. Недаром некоторые критики видели “позади этих трех сборщиц … лики народных восстаний и эшафоты 93 года…”.
в) Импрессионизм.
Каждую весну в Парижском Дворце промышленности открывались двери Салона - ежегодной выставки, которая находилась под неусыпным надзором членов Академии Художеств и самого императора. Весной 1874 года малоизвестные живописцы, отвергнутые Салоном и назвавшие себя “независимыми”, представили на суд публике свои произведения. Но их живопись вызвала лишь глумливый смех. Поводом послужила картина К. Моне “Впечатление Восходящего солнца”. В своем полотне живописец передавал ощущение сверкающего солнечного света, объемные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками и рассчитанные на оптическое смещение их при восприятии картины зрителем, цветные тени и рефлексы создавали беспримерную светлую живопись. Отсюда и название направления impression - впечатление.
Вместе с тем в полотнах импрессионистов мир предстает в своем вечном движении, природа - многоликой и прекрасной в своих бесконечных превращениях. В их полотнах мы вновь встречаем осознанно передаваемое художниками чувство быстро ускоряющегося времени, смену явлений и возможной потери человеком самого себя. В середине 80-х годов XIX века импрессионисты сумели добиться, если не признания, то, по крайней мере, известности: картины стали выставляться.
г) Постимпрессионизм.
Незадолго до последней выставки импрессионистов (1886) в Париже появился странный художник. Неразговорчивый, импульсивный самоучка из Голландии, который впоследствии дал жизнь новому направлению в живописи - постимпрессионизм.
Искусство крупнейших мастеров постимпрессионизма - Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена - настолько неоднородно, что объединение их в рамках одного течения на первый взгляд представляется неправомерным. (Показ произведений Сезанн “Пьеро и Арлекин”; Гоген “Таитянские пасторали”; Ван Гог “Едоки картофеля”). И все же есть некая подлинная, глубинная общность между жизненными и творческими судьбами этих художников. Каждый из них становится самим собой, лишь вступив в полемику с импрессионическим видением мира.
Постимпрессионистам не свойственна жизнерадостность. Их искусство пронизано драматизмом, напряженностью, страстностью. Они находились в оппозиции к официально признанному искусству. Опередив свое время, они ломали привычные представления о роли художника и задачах творчества. Искусствовед Раздольская В. И. отмечает: “Тем самым они оказывались в добровольной или вынужденной изоляции от своей среды, которая мстила им непониманием и враждебностью”. Непонятые современной им публикой и художественной критикой, они нередко не понимали и друг друга. Каждый шел своим путем. Разобщенность, глубокая жизненная и социальная неудовлетворенность побуждала их вырваться из прозаического мира мещанской ограниченности и искать прибежище в природе и в “естественной” жизни связанных с нею людей. Итог их творчества: из трех художников только Сезанн дождался общественного признания и персональной выставки при жизни, да и то в конце творческого пути. У Ван Гога была продана лишь одна картина - “Красные виноградники”. Непризнанным отшельником умер на островах Океании Гоген. Однако, их творческие открытия оказали огромное влияние на все последующее развитие художественной культуры новейшего времени и продолжают восхищать, радовать сейчас.
III. Заключительная часть
3.1. Учитель, опираясь на заполненную таблицу учащимися в ходе рассказа, обобщает весь изученный материал.
3.2. Учитель формулирует проблемное задание:
Можно ли согласиться с эпиграфом к уроку “Западноевропейская живопись XIX века”, который звучит следующим образом “XIX век - это “железный и жестокий век”?
Ожидаемый ответ “да”, так как это время становления новой индустриальной эпохи, время расцвета эпохи “свободного капитализма”, который нес в себе радужные мечты о будущем и в то же время порождал серьезные социальные проблемы для большей части европейского населения. XIX век был “жесток” для людей, вступивших на новый исторический, впоследствии названный капиталистический, этап развития. Именно этим можно определить одновременное сосуществование столь различных направлений в живописи от яркого импрессионизма до удручающего своей безысходностью постимпрессионизма. Более того, в каждом из представленных направлений художниками отражен процесс понимания глобальных, общих проблем современности и желание заострить, поставить в центр всеобщего внимания надвигающуюся социальную проблему, которая может быть выражена в разрушительных от безысходности действиях людей.
3.3. Учитель дает домашнее задание: параграф 23, нарисовать шарж в схеме - таблице, стараясь увязать “железный XIX век” и направление живописи.