В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.
Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.
В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1]
Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.
Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.
Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.
Схематично виды сравнения можно представить так:
Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения.
Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод.
Этапы характеристики |
Действия, лежащие в основе сравнения |
I этап 3 – 7 кл. Сравнивается то, что сопоставимо при выделении существенных признаков |
|
II этап 8 – 9 кл. от сравнения однородных событий и процессов к сопоставлению их причин |
1. Ознакомься с объектом сравнения:
2. Проведи первоначальный смысловой анализ:
3. Сформулируй выводы. |
III этап 10 – 11 кл. увеличивается количество сопоставимых объектов, усложняются сами объекты; большая степень самостоятельности |
|
Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы.
Приемы сравнения
Линия сравнения | Характеристика приемов | ||
Сравнительное описание | Сравнительное объяснение | Сравнительная характеристика | |
1. Задачи | установи сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определи значимые признаки объектов; | установи причинные, причинно-следственные и историко-генетические связи; | установи исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…) |
2.Действия | - расскажи сначала об одном объекте,
затем о другом; - расскажи, опираясь на противопоставление по отдельным признакам, качествам объектов; - определи значимые признаки объектов; - сделай вывод; |
- всесторонне изучи объекты сравнения; - с помощью имеющейся информации сделай умозаключение о причинах изменений, различий; - помни, что отвечаешь на вопрос: «Почему?» |
- выдели более широкий спектр линий
сравнения и признаков; - выдели причины различий и сходств, особенности объектов сравнения через классификацию, типологизацию; - анализ и сопоставления проводи в логической последовательности; - сделай вывод по схеме: сходства, отличия, особенности; |
3. Применение | этап ознакомления с темой или тематическим блоком | повторительно – обобщающие уроки; при углубленном рассмотрении частных вопросов |
этап отработки умений или обобщения, повторения |
4. Результат | сведения об объектах по одним и тем же существенным признакам | причины различий, сходств, особенностей | знание фактического материала, полученного в результате мыслительных операций |
5. Степень самостоятельности | пример учителя, действия по алгоритму |
возрастает степень самостоятельности, допустим алгоритм | большая степень самостоятельности, отсутствие алгоритма действий (в письменном виде) |
Обобщив представленные материалы можно сделать следующие выводы:
- процесс усвоения указанного метода носит этапный характер и начинается с формирования умения сравнивать исторические явления с изучения истории в основной школе;
- в зависимости от сформированности умения применять сравнительно-исторический метод познания можно использовать различные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя и учащихся;
- умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.
Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу:
- соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;
- стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения;
- расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознаниего соотношения с исторической наукой и другими науками.
[1] Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103
[2] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982.