Урок истории Отечества по теме: "Культура России XIX в.", 11 класс

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • учащиеся должны знать основные достижения русской культуры, ее вклад в мировую культуру;
  • продолжать формирование общего понятия о культуре, как одной из важных составляющих частей материальной и духовной жизни общества;
  • продолжать воспитывать, прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его славной истории.

Основные понятия: романтизм, реализм, критический реализм, эклектика.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока, условий работы.

2. Вводная беседа об исторических условиях развития культуры России в XIX веке.

Предложить учащимся вспомнить и перечислить наиболее важные исторические события в жизни страны в этот период.

3. Основная часть урока.

В соответствии с условиями работы дать задания группам подготовить краткий обзор достижений русской культуры в различных областях:

  • образование;
  • наука;
  • путешественники;
  • литература;
  • печать, книгопечатание;
  • музыка;
  • театр;
  • живопись;
  • архитектура;
  • скульптура.

4. Закрепление.

Вывод по теме, заключительное слово.

5. Подведение итогов, оценки, домашнее задание.

п.78-79 прочитать, ответить на вопросы.

Материалы к уроку.

Доска оформлена как монитор компьютера. Подготовлена выставка книг, репродукции картин художников-передвижников, портреты выдающихся деятелей данного периода, видео и аудиозаписи.

Вступительное слово. После небольшой беседы об исторических условиях формирования русской культуры приходим к выводу, что в середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855-1881) осуществил долгожданную отмену крепостного права и провёл реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс науки и техники. Выдвижение на передовые позиции в науке и искусстве разночинной интеллигенции усиливало их прогрессивную общественную роль, способствовало появлению новых тем и стилей.

Ребятам раздаются бланки для заполнения WEB-страничек. На выполнение работы отводится 3-5 минут, звучит музыка (Чайковский, танец феи Драже). Во время подготовки они отвечают на поставленные вопросы (карточки). Во время выступления, при необходимости, делаются исторические и энциклопедические справки, зачитываются отрывки из документов. Учитель корректирует работу, делает необходимые связки, включает видеозапись и аудиозапись. После всех выступлений делается вывод.

Вторая половина XIX века — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно — в архитектуре. В живописи “русская тема” выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже “просёлочной России”. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур.

Документы.

В 1887 г. был издан циркуляр, предписывающий не допускать в школу “детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей” — получивший печальную известность как циркуляр о “кухаркиных детях”.

В связи с известием о смерти Николая Михайловича Пржевальского А.П. Чехов писал, что такие “подвижники нужны как солнце”.   “Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены”.

В.В. Стасов писал о них: “Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов”. Название “Могучая кучка” так и закрепилось за творческим содружеством передовых русских музыкантов, которые иначе именовали “новой русской музыкальной школой” или Балакиревским кружком.

В августе 1892 г. П.М. Третьяков пишет в Московскую думу: “желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и, вместе с тем, сохранять на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями”.

Историческая справка.

1. Памятник “Тысячелетие России” в Великом Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835-1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, она увенчана царской державой и по-своему выразительна. Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур, шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рюрика до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников.

2. Храм Христа Спасителя. Мемориальный храм — памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 г. был задуман, согласно манифесту Александра I, в декабре 1812 г. А уже 12 октября 1813 г. на Воробьёвых горах прошла церемония закладки будущего собора. Здесь и стали сооружать храм по утвержденному в 1817 г. проекту молодого художника А.Л. Витберга. С этого времени начали поступать пожертвования от разных лиц. Однако, средств не хватало. Император Николай I временно отказался от проекта Витберга и выбрал для будущего храма новое место — у Пречистенских ворот, там, где раньше стоял древний Алексеевский монастырь. 10 сентября 1839 г. состоялась закладка нового храма, который строили по проекту архитектора К.А.Торна. Коридор храма украшали 177 мраморных плит с именами героев Отечественной войны — полный мартиролог погибших солдат и офицеров. Знаменитые росписи храма создавали в течение трёх десятилетий 38 художников (Ф.А. Бруни, В.П. Верещагин, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, и т.д.). 26 марта 1883 г., через 10 дней после коронации Александра III, состоялось освящение уже готового храма. 5 декабря 1931 г. его взорвали (с начала 20-х годов подготавливали общественное мнение); в 1958-60 гг. по указу Н.С. Хрущёва на его фундаменте был открыт плавательный бассейн “Москва”. В 1990 г. началось восстановление храма, закончившееся в 1999 г. К 2000 г. завершены и отделочные работы.

3. В 1892 г. Павел Михайлович передал свою коллекцию и коллекцию западноевропейской живописи, собранную его братом Сергеем Михайловичем Третьяковым, в дар г. Москве. С 1893 г. галерея была открыта для всеобщего обозрения и стала называться “Московская Городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых”. После Октябрьской соц. революции началась вторая жизнь Третьяковской галереи. А.В. Луначарский вносит на рассмотрение Совета Народных Комиссаров Декрет о национализации картинной галереи, который был подписан В.И. Лениным 3 июня 1918 г. Изменяется и название — “Государственная Третьяковская галерея”. С тех пор собрание музея выросло в 12 раз; в 57 залах и запасниках сейчас хранится более 47 тысяч произведений искусства.

Схема урока.

Условия формирования культуры (беседа, вывод).

В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно.
Твой ум кипел — и новые стези
Прокладывал, работая упорно...
Ты нас гуманно мыслить научил.
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил.
О равенстве, о братстве, о свободе.

Образование, в. 2,3, стр.281, документ 1.

Наука, в. 4,5, стр. 281.

Путешествия, сообщение, документ 2.

Литература.

Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрёшь не даром: дело прочно,
Когда под ним струиться кровь ...

Печать, книгопечатание, в. 5, стр. 298. показать журнал “Ниву” (1870-1918).

Музыка, в. 4, стр. 298. рассказ о Чайковском, Мусоргском. Обратить внимание на портреты, включить музыку — отрывок из “Полонеза” Мусоргского, документ 3.

Театр, в. 1, 2, 3, стр. 298, статья в “Ниве”.

Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
(А.С.Пушкин).

Живопись, в. 3, стр. 289, задание — разложить картины по жанрам живописи, документ 4, историческая справка 3.

Архитектура, в. 1, 2, стр. 289, историческая справка 2, видеосюжет (3 минуты).

Скульптура, историческая справка 1, в. 3 — частично, стр. 289.

В завершение урока – музыка — фрагмент из I концерта П.И.Чайковского (3 минуты).

Задания для учащихся.

Образование.

Ответить на вопрос 2,3 стр.281; охарактеризовать образование к концу века (2 минуты).

Наука.

Дать краткую характеристику развития науки по отраслям, назвать выдающихся учёных, ответить на вопросы 4,5 стр.281. (2 минуты).

Путешественники.

Назвать имена путешественников, кратко охарактеризовать их открытия. (2 минуты).

Литература.

Кратко охарактеризовать основные направления развития литературы, назвать имена писателей и поэтов, ответить на вопрос: какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины XIX века? Какие явления русской действительности второй половины XIX века должна была отразить русская литература? Каким образом? (2 минуты).

Печать. Книгопечатание.

Ответить на вопрос 5 стр. 298, (2 минуты).

Музыка.

Ответить на вопрос 4 стр.298, рассказать кратко о Чайковском и Мусоргском (портреты), (2 минуты).

Театр.

Ответить на вопросы 1, 2, 3. стр.298, (2 минуты).

Живопись.

Ответить на вопрос 3, стр. 289. Определить жанры картин. Дать краткую характеристику жанрам и работам художников, (2 минуты).

Архитектура.

Ответить на вопросы 1, 2 стр.289, (просмотр видеосюжета).

Скульптура.

Ответить частично на вопрос 3, стр.289, (1 минута).