ЦЕЛИ УРОКА:
- выяснить, как начала складываться колониальная система европейских государств;
- показать, что португальские и испанские колонизаторы подвергали завоёванные народы грабежу, истреблению и порабощению;
- формировать умения извлекать знания из средств наглядности, сравнить между собой наглядные изображения;
- использовать для эстетического воспитания сведения о достижениях культуры этих народов;
- пробудить сочувствие и уважение к народу, подвергнутому колониальному завоеванию.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: колонии, колонизатор.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карта “Колониальные захваты XV – середины XVII вв.”;
- эпиграф урока “Разбой и грабеж – единственная цель… искателей приключений”. (К. Маркс);
- плакаты: “Захваты португальцами и испанцами колоний”, “Конкистадоры – завоеватели”, “Участники колониальных экспедиций”, словарные слова, иллюстрации с изображениями участников экспедиции.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся (дифференцированно)
На доске:
- Причины географических открытий;
- Карточки: соотнеси имена и даты:
- Васко да Гама 1519–1521 гг.
- Христофор Колумб 1498 г.
- Фернандо Магеллан 1492г.
- У карты: рассказать о путешествиях португальцев:
- Васко да Гама;
- Христофор Колумб;
- Фернандо Магеллан.
- Задачи для коллективного решения:
- В начале географических открытий между
Испанией и Португалией возникло соперничество
из-за принадлежности открытых земель, едва не
кончившейся войной между ними. За разрешением
спора обратились к римскому папе, который
предложил считать границей между владениями
меридиан примерно в 600 км к западу от островов
Зелёного мыса.
– Могло ли такое решение папы предотвратить дальнейшие споры между соперниками?
– Где могли возникнуть новые столкновения?
(Владения папа разграничил лишь в западном полушарии. После кругосветного путешествия Магеллана соперничество было перенесено в восточное полушарие, где испанцы захватили Филиппинские острова.) - Норманны открыли Америку около1000 г. и даже, как
показали раскопки, создали на побережье свои
постоянные поселения. Но в дальнейшем связь с
поселениями прервалась, и открытие было забыто.
Совсем иные последствия имело открытие Колумба в
конце XV в.: на американском континенте были
созданы колонии.
– Чем вы объясните столь разные развития событий?
(В первом случае – это следствие переселений норманнов в период разложения родового строя; тогда не было ни средств, ни необходимости для основания постоянных колоний!
Открытие Колумба было вызвано потребностями хозяйственного развития европейских стран и поэтому привело к колонизации Америки.)
- В начале географических открытий между
Испанией и Португалией возникло соперничество
из-за принадлежности открытых земель, едва не
кончившейся войной между ними. За разрешением
спора обратились к римскому папе, который
предложил считать границей между владениями
меридиан примерно в 600 км к западу от островов
Зелёного мыса.
III. Переход к изучению нового материала
Беседа:
– Кто участвовал в захвате колоний?
– Какие мотивы заставляли людей отправляться на завоевание заморских стран?
Итог: “Тысячи искателей лёгкой наживы”:
– рыцари (“война – единственное достойное занятие”);
– обедневшие дворяне;
– купцы;
– владельцы кораблей;
– служители церкви (для обращения местного населения в христианство).
Солдат, купец и священник – первыми ступи на вновь открытый берег. “Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердцах”.
Дополнения: по книге Жоржа Блона “Великий час океанов” об Александре Эксмелине, сыне аптекаря.
Вывод: Завоёванные страны европейцы превратили в свои КОЛОНИИ – территории, потерявшие независимость и угнетаемые завоевателями.
Вопрос: Каково значение термина колония в древности?
(Финикийцы основывали свои поселения – колонии.)
Словарное слово: КОНКИСТАДОР – завоеватель.
Словарь русского языка: КОЛОНИЯ – страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая государством, лишённая самостоятельности.
IV. Изучение нового материала
Постановка проблемной задачи: группа № 1
- “Определите, почему завоевателям с небольшими силами удалось завоевать обширные страны с многочисленным населением”.
Постановка проблемной задачи: группа № 2
- “Докажите, что европейцы в открытых странах осуществляли колониальный захват. Каковы способы колониального угнетения?”
1. Сообщение учителя
а) После плавания Васко да Гаммы последовал ряд экспедиций.
Португальским колонизаторам нужны были
– опорные базы (чтобы закрепить и расширить захваты);
– установить контроль над восточной торговлей.
б) Захватывали только важнейшие города и строили там крепости.
в) Вытеснили арабов из Индийского океана и захватили морские пути в Индию:
– торговля Индии с Передней Азией была прервана;
– торговля итальянских городов с Востоком приходила в упадок.
г) Испанскому правительству нужны были экспедиции, чтобы найти в Америке золото и поработить индейцев.
д) 1519 г. экспедиция Эрнандо Кортеса в Мексику.
“Я не затем приехал в Америку, чтобы копаться в земле”.
е) 1531 г. экспедиция Франсиско Писарро в Перу (пастух в Испании, 130 человек + 37лошадей).
ж) Испанцы захватили Чили и Аргентину (“серебро”, завоевали Альмагро).
з) 1500 г. – португальский мореплаватель Кабраль – Бразилия.
и) 1501 г. – первая партия негров из Африки.
Португальское владычество в Азии.
Аффонсо д, Альбукерке, назначен в 1509 г. вице-королём владений в Индии.
Очень свирепый адмирал Диу Гоа:
– захватывал города на западном берегу;
– перебил всё население;
– основал крепости.
1511 г. – португальцы захватили Малакку – главный рынок пряностей.
1521 г. – затем – Молуккские и Зондские острова.
Португальцы вымогали у князьков торговые льготы, право сбора даней и оброков, жестоко эксплуатировали местное население.
Цены на пряности были в 200–250 раз ниже, чем цены в Лиссабоне. Но даже купленные на “вольном” рынке товары, например перец, давали порой 700–800% прибыли.
Вывоз строго нормировался – не больше 5–6 кораблей пряностей ежегодно.
2. Театрализированное представление “У костра”
РАССКАЗ ИНДИАНКИ
Португальцы истребляли жителей в захваченных городах и строили там крепости. Мы в Индии говорим: “Счастье, что португальцев так же мало, как тигров и львов; иначе они истребили бы весь род человеческий”.
Они грабили и топили арабские и индийские суда, убивали или продавали в рабство захваченных в плен моряков. Ни один корабль не мог плавать в Индийском океане без разрешения португальцев. Пользуясь превосходством своего оружия и флота, они вытеснили арабов из океана.
Затем проникли на Зондские и Молуккские острова, где жители выращивали лучшие сорта пряностей. Они за бесценок скупали пряности у населения, заставляли наших князей платить пряностями дань.
РАССКАЗ АФРИКАНЦА
Вслед за португальцами в Африку, на мою родину, на охоту за нами двинулись и испанцы, голландцы, англичане. Работорговцы покупали нас у князей или захватывали силой.
Они окружали ночью селение, поджигали его со всех сторон и хватали мечущихся в панике людей. Затем пленников сковывали цепями и погружали на корабли.
Перевозили их в низких трюмах в страшной тесноте. Многие пленники задыхались, сходили с ума, умирали от жажды и голода.
В Америке нас продавали на невольничьих рынках.
РАССКАЗ ИНДЕЙЦА АЦТЕКОВ
По пути к нашей столице отряд Кортеса вступил в город Чолулу. Обвинив его жителей в заговоре и измене, он устроил им беспощадное избиение: знатных людей собрали во дворе храма и живыми бросили в огромный костёр. А затем, окружив плотным кольцом город, 3 дня грабили и убивали жителей, уничтожив не менее 5000 человек.
Наш правитель Монтесума пригласил испанцев в свою столицу. Перед вступлением в неё Кортес составил коварный план, как заманить правителя в ловушку, надеясь, что пока они будут в плену, ацтеки не осмелятся напасть на испанцев. Как только они вошли во дворец, ворота были закрыты, а возле них установлены пушки. Коварный план увенчался успехом: правитель и вельможи оказались в плену.
Во дворце испанцы нашли нашу сокровищницу. Они подсчитали, что на каждого придётся по 30 000 гульденов и были вне себя от восторга. Но у Кортеса были другие расчёты: пятую часть – королю, пятую часть – руководителю похода, ещё одну – губернатору Кубы, пятую часть – дворянам, а оставшиеся – рядовым воинам. На каждого воина пришлось по 100 гульденов.
В “ночь печали”, когда мы восстали и штурмом брали дворец, Кортес решил вырваться из нашего кольца и приказал отступить. Бой проходил на развалившейся дамбе, началась паника: каждый стремился проскочить первым по мостику, но тот рухнул. В пролом дамбы падали убитые, раненые, лошади. Воспользовавшись этим Кортес с отрядом всадников вырвался из ловушки, увозя с собой сокровища. Кортес в эту ночь потерял армию и честь, зато сохранил золото. Правда, впоследствии он писал королю, что ту ночь в водах озера погибли все наши сокровища, включая королевскую долю.
Пополнив свой отряд испанцами с Кубы, Кортес вернулся и осадил нашу столицу. Город был разрушен, тысячи его жителей были убиты. Кортес вернулся в Испанию как победитель. Король наградил его титулом “адмирал Южного моря” и землями в Мексике.
РАССКАЗ ИНДЕЙЦА ИНКИ
Перейдя Анды, Писарро подошёл к городу Кахамарка, где в это время находился “верховный инка” Атахуалька. Писарро направил к нему своих послов. Наш “верховный инка” принял их дружелюбно, предложил угощение и ночлег воинам, обещал на следующий день встретиться с Писарро. На месте встречи вождю была приготовлена ловушка. Когда он в сопровождении 5000 воинов и огромной свиты прибыл на площадь, он не нашел испанцев. Оскорблённый инка спросил, где белые пришельцы. Тогда выступил вперед испанский монах: держа в руках Библию, он потребовал покориться испанскому королю. Разгневанный Атакуалька спросил монаха, кто дал право так ему говорить. Монах молча указал на Библию. Инка с недоумением её полистал и отбросил. Фанатичный монах в неистовстве закричал: “Уничтожайте язычников! Убивайте!”. Тогда по знаку Писарро раздался выстрел из пушки, а испанцы закрыли выходы с площади. Началась бойня: было перебито 3000 индейцев, а нашего “верховного инку” захватили в плен.
Когда он понял, что испанцы больше всего жаждут золота, он предложил за себя огромный выкуп: наполнить золотом на высоту вытянутой вверх руки помещение, где они находились. Писарро, приняв предложение, дал 2 месяца сроку. Со всей страны в Кахамарку стекались сокровища. Королевская пятая часть составила более тонны золота и 2 с половиной тонны серебра. Но в награду инка получил не свободу, а смерть. Писарро предал его суду, который приговорил его к сожжению на костре. Перед смертью священник предложил Атакуальке принять крещение: тогда его не сожгут, “только удушат”. Инка согласился и был казнён. Завоеватели заняли столицу нашу – Куско, разграбили все дворцы, храмы, гробницы.
РАССКАЗ ИНДЕЙЦА БРАЗИЛИИ
А мою Бразилию захватили португальцы. Они попали к нам случайно, далеко отклонившись от обычного плавания в Индию.
Завоеватели отбирали у нас земли и делили их между собой. Нас они обращали в рабов и зависимых людей. Мы должны были обрабатывать их поля, пасти их скот. А самый невыносимый тяжёлый труд был в серебряных рудниках и на золотых приисках. Тех, кого угоняли туда на работу, родственники заранее оплакивали как умерших.
Мы не желали работать на завоевателей. Многие убивали своих близких и самих себя, многие бегали в леса и горы. За ними охотились, как за дикими зверями, травили их собаками, топтали копытами коней.
Священники и монахи вынуждали нас отказываться от веры наших предков. Тех, кто отказывался, пытали и казнили на глазах жен и детей.
Мы очень быстро вымирали от невыносимого труда, голода, болезней, которые нам привезли европейцы.
3. Обобщение знаний
а) Плакат “вождь – индеец с трубкой мира”.
Вопрос: Что, значит, выкурить “трубку мира”?
б) Беседа:
– Какие цели ставили перед собой участники колониальных экспедиций?
в) Проверка проблемных задач
- Почему небольшие силы захватчиков завоёвывали обширные страны?
а) военные и морские превосходство;
б) слабость восточных государств:
– вооружение (луки, мечи, сабли);
– междоусобицы;
– местное соперничество.
- Способы колониального угнетения.
(Составление схемы на магнитной доске.)
Ради достижения этих целей они применяли самые жестокие и несправедливые действия, прибегая к коварству, вероломству, массовым пыткам, казням
При этом колонизаторы лицемерили, прикрывая свои низменные цели действия заботой об обращении “диких народов” в христианскую веру.
Результат их действий:
- Захват колоний;
- Начало колониального грабежа;
- Начало эксплуатации, а это в свою очередь ускорило развитие торговли.
4. Поведение Лас Касаса
а) был назначен епископом на островах Вест – Индии;
б) прожил 92 года и до последних дней сохранил активность и ясность мысли;
в) пришёл к выводу, что испанские завоеватели ведут себя как грабители и угнетатели, лицемерно прикрываясь стремлением обратить индейцев в христианство.
г) он отказался в пользу индейцев от земельных владений, полученных от испанского короля;
д) незадолго до смерти он обратился с письмом к папе с призывом отлучить от церкви всех, кто ведёт войны против “неверных” под предлогом обращения в христианскую веру или лишает их собственности.
е) документ.
“Лас Касас о зверствах испанцев в колониях”
Вопрос: О чём свидетельствует пример Касаса?
Даже в условиях, когда подавляющее большинство участников походов и переселенцев были охвачены “жаждой золота”, возможен был выбран иной позиции, иное отношение к происходящему.
Чтобы отстаивать свои убеждения. Нужны были не только смелость, но и способность не поддаться общему настроению, т.е. независимость и твёрдость.
Подвергаясь гонениям, Лас Касас выступал против своих соотечественников, настойчиво звал их к милосердию и сочувствию к индейцам.
V. Обобщение
У английского писателя Киплинга, автора популярной книги “Маугли”, есть такие строки: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись.
Но всё больше перекрёстков ожидает нас в пути. И каждый перекрёсток – это встреча народов: встреча культур.
Всё чаще накопленные веками бесценные богатства отдельных народов становятся достоянием всех людей.
Всё ближе сходятся между собой Запад и Восток.
VI. Подведение итогов
VII. Задание на дом
Параграф 49, ответить на вопросы, оформить карту, на основании иллюстраций составить рассказ о захватах.