Задачи урока:
- Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.
- Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.
- Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.
- Репрессии
- Оппозиция
- Диссиденты
Базовые понятия:
Оборудование урока: bстория отечества в документах, 1917–1993 гг; хрестоматия для учащихся старших классов средней школы Ч.1 – 4, М., ИЛБИ, 1994; другие документы (на усмотрение учителя).
Подготовительный этап.
Учитель заблаговременно дает задание учащимся познакомиться с документами и статистическими данными по изучаемому периоду (при ограниченности доступа к необходимой источниковой базе, либо в случае недостаточной сформированности у учащихся навыка самостоятельной работы с широким кругом источников, учитель может предложить классу готовую подборку документов). Полезно также рекомендовать обратиться к словарю для уточнения понятий репрессии, оппозиция, диссидент.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы урока: совместная формулировка целей урока.
Учащиеся выпускного класса, как правило, достаточно подготовлены, чтобы самостоятельно определить предмет исследования. В данном случае это не политические репрессии как таковые, а история явления, в которой необходимо рассмотреть определенный аспект, а именно: порождаемую репрессиями реакцию общества. Не возникает проблем и с хронологическими рамками исследования, которые заданы самой формулировкой темы. Период существования СССР легко определяется даже слабыми учащимися.
II. Основная часть.
а) Для удобства рассмотрения, предлагается условно разделить изучаемый период на меньшие временные отрезки. Здесь возможны варианты. В качестве таких отрезков могут быть взяты, например, 1923–1939 гг, 1939–1954 гг (с оговоркой об отдельном рассмотрении периода Великой Отечественной войны), 1954–1964 гг, 1964–1982 гг, 1982–1991 гг.
После этого класс делится на группы, каждой из которых поручается исследование одного периода.
б) Задача учащихся, используя хрестоматию “История отечества в документах 1917–1993 гг.” и другие источники, документально подтвердить либо опровергнуть тезис о непрекращавшемся сопротивлении личности и общества диктату государственной власти и насаждаемой официальной идеологии, определить формы этого сопротивления.
При достаточном опыте работы в группах данный этап урока занимает до 15 минут.
в) Когда работа с документами закончена, учащиеся последовательно (в порядке хронологии) представляют полученные выводы, подкрепляя их соответствующими ссылками на документы.
Как правило, каждую группу представляет один
ученик, а остальные члены группы дополняют его
выступление. Учитель задает уточняющие вопросы,
обобщает выступления учащихся, расставляет
нужные акценты, при необходимости ведет
дискуссию.
Так в различные периоды условно могут быть
выделены следующие составляющие сопротивления
тоталитарному режиму:
- в период 1923–1939 гг.
- борьба в самой партии, которая завершилась массовым уничтожением “старой гвардии” – реальных или потенциальных противников Сталина в рядах ВКП(б);
- уничтожение параллельно с этим эсеров, меньшевиков, анархистов представлявших организованную политическую и идеологическую оппозицию большевикам;
- сопротивление верующих и разрушение православной Церкви как института;
- сопротивление крестьянства.
- в период 1939–1954гг.
- сопротивление советизации новых территорий на Западе;
- сопротивление депортированных народов;
- репрессии и Армия;
- протест узников ГУЛАГа.
- в период 1954–1964 гг.
- подпольные кружки и группы;
- литературная фронда (собрания у памятника Маяковскому);
- “Самиздат”;
- открытые выступления (события 1962 в г.Новочеркасске).
- в период 1964–1982 гг.
- правозащитное движение;
- диссиденты;
- “магнитофонная революция”.
- с 1982 по 1991 гг.
- воссоздание православной Церкви;
- возрождение забастовочного движения;
- открытое противостояние ГКЧП.
Эта схема, не претендуя на всеохватность, в достаточной степени обеспечивает задачи урока. Она может быть изменена либо дополнена, в зависимости от конкретной выборки документов взятой для анализа.
III. Заключение.
Выводы сделанные отдельными группами позволяют сделать общее заключение о том, что, во-первых, противостояние тоталитарного режима и общества претерпевало постоянную эволюцию и, во-вторых, на протяжении всего рассматриваемого периода превалировало моральное сопротивление режиму, в том числе “внутренняя эмиграция”. Следует подчеркнуть, что основой морального сопротивления было стремление к общечеловеческим ценностям и сохранение старой, дореволюционной культуры.
Формой морального сопротивления было творчество наших великих писателей, поэтов и композиторов, ученых. Достаточно напомнить учащимся такие известные произведения как “Реквием” А.Ахматовой, “Котлован” А.Платонова, “Мастер и Маргарита” М.Булгакова, “Шестая симфония” Д.Шостаковича. В том же ряду, написанное в стол исследование по истории опричнины С.Б.Веселовского. Даже хранение запрещенных произведений было сопротивлением.
Важно выявить отношение учащихся к исследуемой проблеме и при необходимости помочь им преодолеть поверхностно-пренебрежительный взгляд на советскую эпоху, выраженный одним из учащихся фразой: “И чего только они все это терпели!”.
Необходимо показать, что именно стремление “жить не по лжи”, в условиях, когда всякое инакомыслие беспощадно подавлялось, породило новую форму сопротивления – неучастие. Отказ приспосабливаться к ситуации (“колебаться вместе с линией партии”), отказ сегодня считать врагом человека, который вчера был твоим другом, отказ сжигать сегодня все, чему поклонялся вчера, отказ жить “как все”, неучастие в вакханалии страха и террора был высшим проявлением истинного мужества и гражданственности.
Итогом урока должен стать вывод о том, что источником сопротивления во всех случаях была позиция людей, не желавших ради личного материального блага, а зачастую и ради сохранения своей жизни поступаться духовными идеалами. Именно сопротивление несвободе, существовавшее в различных формах на протяжении всего советского периода, предопределило крушение тоталитарного режима и сформировало необходимые предпосылки для сегодняшнего строительства правового государства.
Завершить урок можно так:
Учителю и Наставнику Виталию Борисовичу Виноградову посвящается:
Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую Мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир – известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй в первый ряд!
Да, тем кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им!
Ты докажи себе, что можешь быть таким.