Осознание миссии "Школы Сотрудничества"

Разделы: История и обществознание, Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


“Мы призваны смотреть в суть своей работы, думать о живом смысле своего труда”.

И.А.Ильин

Мы стоим на пороге новых педагогических открытий, когда происходит быстрое обновление традиционной школы, которая вобрала в себя опыт предшествующих поколений. Настоящее время ставит перед школой серьёзные задачи и проблемы: как сохранить то лучшее, что есть в ней? Как оставить старые и привнести в сложившуюся многовековую систему новые элементы, связанные с последними научно-техническими достижениями? Как эволюционным способом (когда созреют условия) осуществить перевод школы на новые рельсы? В основе процессов перевода школы в область новой образовательной парадигмы лежит главная проблема – определение шкалы ценностей, приоритетов, осознание, что нужно новой школе. В связи с этим появляется масса новых технологий заимствованных из области технических знаний. Но одних технологических шагов мало, параллельный процесс в образовании – процесс складывания человеческих отношений всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, представителей общественности.

Сегодня школьная система представляет собой деформированную структуру, как и в целом наше общество.

Мне видится отчасти выход из этой ситуации в следующем: школа, прежде всего, руководители образовательных учреждений, должны осознавать необходимость выработки четких, ясных и понятных задач. Лучше, если они будут приняты после коллективного обсуждения. И прежде чем задачи облекут необходимые формы, нужно суметь расставить конкретные приоритеты, касающиеся цели образования школы – чему учить? Суметь ответить себе на вопрос – зачем учить? Потом подбирать соответствующие средства “как это делать?” (Учить). На первый взгляд, рядовому учителю и руководителям может показаться, что эти философские вопросы слишком далеко стоят от реальных, конкретных дел и уводят в заоблачные дали. Но если школа хочет развиваться, двигаться в нужном направлении, ей нужны ориентиры понятные и близкие.

Долгое время мы жили под лозунгами КПСС, которые перетекали в педагогическую практику. Очень трудно избавиться от старых привычек. Порой очень правильно поставленные задачи и сегодня превращаются в лозунговую педагогику – девизы, которые кочуют из одного директивного документа в другой и появляются в виде красочных формулировок сначала в концепциях развития школ (где они и должны быть), а затем плавно перетекают в образовательные программы, которые являются основным документом учебного заведения. В чем же проблема? Разве не должны быть у школы основные документы – основания для простраивания дальнейшей работы? Конечно, должны. Только вот создание данной программы должно быть делом коллективным, так как коллективу и придется ее реализовывать. В итоге, всем должно быть понятно (так как сами думали, вносили предложения), близко, так как об этом переживали и ясно, что я должен делать (в каком направлении двигаться), очевидно, так как я делаю общее дело и вношу реальный вклад в реализацию поставленных задач. Я должен знать, когда будут обсуждаться и проводиться промежуточные итоги и как это будет делаться. Одним словом, школа должна работать как слаженный механизм и обеспечивать не только бесперебойную работу, но и процесс развития. Ведь вместе с учениками, переходящими из класса в класс, развиваются и те, кто их учит, воспитывает, переживает вместе с ними успехи и неудачи. Что лежит в основе такой слаженной работы, на мой взгляд? Осознание того, что делаем сообща, что у меня (коллег) получается, какие есть затруднения (проблемы)? Предметом обсуждения в школе должно быть обсуждение этих проблем и затруднений. А разве они не обсуждаются? Обсуждаются. Но как понять, что проблемы, которые мы обсуждаем, неслучайны? (Конечно же они неслучайны раз они существуют). Но задача состоит в том, чтобы организовать работу, которая будет представлять не сумму мероприятий, а цепь последующих событий, начало которых будет являться продолжением решения задач предыдущих. Это кажется очевидным, так как именно это и предполагает процесс планирования, организации и подведения итогов любого дела, которое в целом называется процессом управления. Но в основе процесса управления могут быть заложены и другие механизмы, связанные с неслучайным принятием управленческих решений. Такими механизмами являются рефлексивные мыслительные процессы, которые позволяют, прежде всего, управленцам, уметь мысленно работать, выявлять сущностные вещи из практики работы, а для этого нужно знать критерий данной деятельности, уметь проводить анализ затруднений, которые появляются в деятельности, и находить решения, то есть способы для простраивания дальнейшей работы.

От понятия “сотрудничество” к целям школы

Основанием для выбора целей школы являются ценности. Школа (как и любая социальная человеческая организация) является учреждением ценностным. Главное – не просто провозглашаемые, а глубоко вошедшие в повседневную жизнь, принятые всеми сотрудниками ценностные принципы, которые школа обязательно неукоснительно придерживается. В хорошей школе должно быть не просто публичное декларирование системы ценностей, а работа с ними в течении всех лет жизнедеятельности: от восприятия, осознания – до входа в привычку, до органического сращивания с личной философией каждого. Только тогда любой вновь пришедший в школу учитель или ребенок сможет воспринять ценности новой школы, сделать их своими. Небольшой опыт работы в этом направлении есть и в нашей замечательной школе.

Как известно, окружение играет большое значение в развитии человека, а тем более в период его становления. Таким окружением является школьная среда, которая облегчает процесс становления личности. Главное здесь – отношения между взрослыми и учениками, в основе которых заложено уважение и взаимопомощь. Поддержание традиций в школьной среде стоит на первом месте: совместная подготовка и проведение праздников – дарение радости друг другу. Например, первое сентября это всегда сюрприз – спектакль учителей на импровизированной сцене во дворе школы для всех и прежде всего для первоклассников. А в празднике последнего звонка участвует вся школа: по авторским сценариям готовятся мини-спектакли учителей, 11-классников и совместное выступление педагогов и учащихся – чествование тех, кто заканчивает обучение.

Духом сотрудничества пропитана атмосфера школы: здесь одинаково хорошо чувствуют себя и взрослые и дети. Одной из форм совместной работы является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Положительный опыт в преподавании истории привел к локальным изменениям в учебно-воспитательном процессе и позволил создать модульный общешкольный проект “Сотрудничество в деятельности” (модульное новшество предусматривает целостные изменения какой-либо системы школы). Цель данного проекта предусматривала построение содержательной линии сотрудничества на разных ступенях образования по осознанию миссии школы с учетом реализации принципов гуманной педагогики и использования технологии деятельностного метода “Школа 2000…”.

Реализация модульного проекта “Сотрудничество в деятельности”

Работа началась с открытия понятия “сотрудничества” учениками десятых классов на уроках обществознания. Результатом сформированных представлений старшеклассников явилось создание анкеты “Что такое сотрудничество?”. После чего была организована практическая внеурочная индивидуальная деятельность десятиклассников по проведению анкетирования “Что такое сотрудничество?” среди учащихся 8–11-х классов, выпускников, педагогов, родителей, и обобщен опыт социологического опроса участников образовательного процесса школы (педагогов, родителей, старшеклассников) “Что такое сотрудничество”.

После проведения практического занятия – тренинга с помощью доктора психологических наук О.С. Анисимова учащимися 10-х классов было открыто понятие “Сотрудничество” в виде методологической схемы “Уровни сотрудничества” (действие, согласование, самоизменение) и следующего определения: “Сотрудничество – тип отношений между людьми, имеющими, с одной стороны, различия в установках, интересах, замыслах, целях, задачах, с другой стороны, видящих возможность совмещения усилий и увеличения эффективности реализации установок, интересов, замыслов, целей, задач, благодаря нахождению способов взаимопомощи”.

В осмысление миссии “Школы Сотрудничества” были вовлечены также младшие школьники 1–4-х классов. Решено было провести оргдеятельностные игры в начальной школе “Праздник Сотрудничества” с целью: научить сотрудничать (общаться) и совместно преодолевать в командах затруднения в ходе увлекательной игры. В результате произошло: открытие в ходе игры “Азбуки сотрудничества” (необходимые качества сотрудничества), эмблема начальной школы с героями – покровителями пчелкой и муравьем и выработка законов сотрудничества, присвоение знаний по организации правильного общения и коммуникации, использование оргдеятельностных игр младших школьников в качестве практических занятий учителями начальной школы и воспитателями по осмыслению понятий “Рефлексии”, “Самоопределение”, “Коммуникация”, “Сотрудничество”.

Продолжением этой работы явилось организация и проведение игровых перемен (формирование коммуникативных навыков), использование результатов оргдеятельностных игр младших школьников: “Азбука сотрудничества” и “Законы сотрудничества” в повседневной учебно-воспитательной деятельности: привнесение “Законов сотрудничества” на уроки и внеурочную деятельность в начальной школе. На уроках “Законы сотрудничества” являются содержательная основой учебных занятий (сценариев уроков). Во внеурочной деятельности – дальнейшая работа, основанная на рефлексии, на культивировании положительного опыта (проявление качеств, необходимых для сотрудничества) и коррекционной работе по привитию необходимого стиля поведения во взаимоотношениях со школьниками и учителями.

Значимость проекта или почему мы готовим таких учеников, которые умеют достичь успехов?

Данный проект объединяла одна сквозная идея “Что такое сотрудничество?”, которая интегрировалась в урочной (10 класс) и внеурочной деятельностей старшеклассников и младших школьников, а также в проведении семинаров и практических занятий педагогов; большое воспитательное значение имела при формировании и присвоении навыков сотрудничества. Проектная деятельность, коснулась также родителей, учащихся школы 1–11-х классов (анкетирование). В основе использовалась технология деятельностного метода “Школа 2000…”. Педагоги школы продолжают осмысливать значение “Школы Сотрудничества”,размышляют над его философским понятием, в котором заключены ценностные основания нравственного развития Людей, призванных жить в Человеческом обществе. Осмысление результатов проекта привело к пониманию роли образовательной среды, пропитанной духом сотрудничества: данная атмосфера настраивает на волну “слышать и слушать”, помогает “понять и помочь” друг другу, учит преодолевать себя в ходе общения, обходя острые углы конфликтов, Всё это становится возможным, так как сотрудничество предполагает открытые отношения и тогда всем становится ясно и понятно, что оно является необходимым условием для достижения общего результата. А добиться успеха можно лишь тогда, когда помогаешь совершенствоваться другим и от этого становишься духовно богаче, раскрываешь собственные способности, развиваешься. Твои глубокие и прочные знания действуют не во вред, а во благо другого человека, принося пользу. От этого ты испытываешь радость, удовлетворение, становишься более уверенным в достижении цели по самореализации и самоопределению в жизни. Эти выводы позволили сформулировать принцип педагогов “Школы Сотрудничества”: “Мы готовим таких учеников, которые умеют достичь успехов” Размышления о назначении школы учителей, учащихся, родителей – это процесс становления и развития самосознания участников образовательного процесса. Данная деятельность приводит к системным изменениям в организации самого человека и школы как организма в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что результат проекта “Сотрудничество на деятельностной основе” дал системный эффект, так как он способствовал обновлению целей школы, коррекции содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. А это означает, что школа готова к переходу к системным подходам применения новшеств, которые предполагают перестройку всей школы под какую-то общую идею, концепцию. Здесь уместно привести в доказательство цитату М.М. Поташника, касающуюся стратегии образования: “Думая о последовательном развитии школы, необходимо продумать переход к стратегии модульных, а затем и системных преобразований. Тогда возникает новая целостная идея инновационной школы, имеющая специальное название, отражающее новый тип образовательного учреждения, школа с новой миссией (предназначением), новыми целями и т. п. В этом случае на вооружение берется технология программно-целевого управления. Тут нововведения выбираются неслучайно, не стихийно, а подбор новшеств ведется под общую интегрирующую идею нового образовательного учреждения, причем те новшества, которые не имеются в готовом (разработанном кем-то) виде, разрабатываются самостоятельно педагогами школы”.

Для реализации стратегии системного преобразования нужна новая программа развития школы как особое средство обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий всех участников образовательного процесса. А это следующий шаг в работе школы.

На пути к стратегии системного преобразования.

Осознание миссии “Школы Сотрудничества”

Как превратить имеющиеся наработки по организации проекта сотрудничества в элементы для простраивания будущей системы работы по организации учебно-воспитательного процесса в школе?

Построение проекта выхода из затруднений видится в виде постановки четких целей.

1. Работа над понятийным содержанием значения сотрудничества. Для этого необходимо провести исследование: рассмотреть понятие сотрудничества через призму нескольких подходов: педагогического, психологического, методологического. Попытаться найти общие основания, которые будут являться чёткими ориентирами для продумывания концептуального подхода и простраивания неслучайной педагогической практики.

2. Соотнести имеющийся опыт школы с теоретическими выводами и простроить программу работы, в основе которой будет лежать понятие “сотрудничество” как принцип работы школы, ценностные установки, технологические подходы по созданию системы учебно-воспитательного процесса школы.

3. Организация работы по выращиванию отношений сотрудничества в школьном коллективе, которое не предполагает “внедрение” и “встраивание”, то есть навязанных сверху, непонятых и непрочувствованных (непрожитых) установок, а значит не присвоенных, что означает формальный подход, суть которого заключается в том, что благие идеи остаются только на бумаге, внешне воспринимаемые, но не являющиеся внутренними установками для организации правильных взаимоотношений. Необходимо осознать, что главным препятствиями на пути этой работы являются сложившиеся ценностные установки и стереотипы поведения. Требуется кропотливая длительная работа, связанная с переустройством мировоззренческих взглядов, которые проецируются в поведении. Речь идет об осознанном культивировании, прежде всего, взаимоотношений между взрослыми участниками образовательного процесса, то есть о создании атмосферы (особой школьной среды), которая будет пропитана истинным сотрудничеством. Поскольку такая работа относится к разряду духовной деятельности, то надо понимать и настраиваться на долголетнюю программу, которая предполагает большую работу, не ограниченную отдельными массовыми мероприятиями по поддержанию уклада школьной жизни, приносящей истинную радость и удовлетворение. “Радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда” (И.А.Ильин).