Цели урока:
- охарактеризовать уровень хозяйственного развития, дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенности каждого их них;
- развивать навык самостоятельной исследовательской работы с учебным материалом и с источниками различного характера.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного (актуализация прежних знаний).
- Постановка целей и задач урока. Изучение нового материала.
- Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом, но получите разные задания. Каждый работает над своим фрагментом текста, как частью общего содержания (учитель разбивает класс на группы по 6 человек. Группы созданы по принципу взаимного обогащения).
- Сейчас каждая группа получит карточку, в которой перечислена система заданий для самостоятельной работы. У каждого своя задача. Работа проводится 15-20 минут, после которой следует защита.
1) Цель первого ученика: выяснить, схоже ли хронологически и типологически развитие капиталистических отношений в России и Западной Европе (используется материал учебника 7-го класса «Новая история», дополнительная информация и учебный текст).
2) Цель второго ученика: по готовому конспекту кодирования, без материала учебника, представить информацию о развитии сельского хозяйства в России XVII в (рисунок 1).
3) Сделать дополнение (заполнить пропуски) в предложенном опорном конспекте «Феодалы, крестьяне и холопы» (рисунок 2, 3).
4) Составить конспект «Посадские люди» с использованием опорных сигналов. Используется соответствующий пункт учебного текста.
5) Составление путеводителя по параграфу (систему вопросов к основному содержанию учебного материала). Количество вопросов может соответствовать тому, сколько логических частей в содержании текста. Это определите сами.
6) Работа с документами №1 после параграфа. Охарактеризовать хозяйство Морозова с целью выявления видов хозяйственной деятельности в России XVII в.
Варианты заданий:
- Работа по атласу с набором контурных карт (карта «Экономическое развитие России в XVII в.» Европейская часть). Обозначить промышленные центры России, используя материал учебника.
- Содержание параграфа: моделируются проблемные ситуации.
- Подготовка проекта домашнего задания по содержанию урока.
- Подготовка к защите.
- Каждый в группе выполнил задание, а значит, у вас есть предмет для общего разговора. (Можно провести конкурс между группами на лучшее освещение темы урока. В этом случае последовательно выступает каждый член группы или один представитель от нее. Как вариант возможно проведение открытой дискуссии в классе).
- Подведение итогов. Оценка (самооценка) работы групп.
В качестве домашнего задания можно предложить следующее:
- подобрать интересные факты по теме урока, использую дополнительную литературу, расширяющую представление о теме.
- составить по содержанию параграфа систему вопросов разного уровня сложности: репродуктивные, продуктивные и творческие.
Такая модель урока в системе группового самостоятельного обучения позволяет включить каждого ученика в работу. Конечно, нежелательно создавать ситуацию, когда класс делят на группы, но на деле лидер выполняет задание за всех и один отчитывается. На таком уроке учитель работает как консультант: распределяет задания, если это необходимо, организует и контролирует работу. Нецелесообразно в группу включать слабого по уровню подготовки ученика, плохо воспринимающего позитивное влияние окружающих. Из таких учеников можно создать группу, руководить которой будет сам учитель. Для них готовятся задания практического характера.