В 2003-2004 учебном году в 6-х классах МОУ "Лицей №6" в течение учебного года по инициативе учителя истории Патриной Натальи Николаевны и классного руководителя Щипачевой Елены Анатольевны проводились внеклассные мероприятия по истории - заседания исторического клуба "Машина времени". Темы заседаний соответствовали пройденному материалу. Всего за год было проведено три заседания: "Рыцарский турнир" (по истории средневековой Европы), "О чем рассказала Шахерезада?" (по истории и культуре средневекового Востока) и "Операция "Внедрение" (по истории Древней Руси с древнейших времен до конца XII века). Большую помощь в разработке сценариев оказала школьный психолог Маслихова Ирина Васильевна. Материалы третьего заседания и представлены на фестиваль "Открытый урок".
Целями проведения мероприятий были, прежде всего, развитие и повышение у учащихся интереса к предмету "история", а также сплочение классных коллективов, развитие у детей творческих и коммуникативных способностей, речевых навыков, умения применять полученные знания для выполнения новых, нестандартных заданий.
Проведению заседания исторического клуба предшествовал длительный период подготовки и репетиций. Классы были предварительно разбиты на тройки, которые и были непосредственными участниками игры. Игру помогали проводить помощники – ученицы 6-х классов, одетые в национальные русские костюмы.
Третье заседание проходило в несколько этапов. Первый – "Пресс-конференция", где научный руководитель проекта (учитель истории), администратор проекта (классный руководитель) и технический руководитель (учащийся 6А класса) рассказывали о целях и возможностях проекта. На втором этапе – "Видеодокументы" была представлена сценка по мотивам новгородских былин о Василии Буслаеве. Третий этап – "Отбор агентов" – соревнование между тройками. Победившие тройки на четвертом этапе удалялись выполнять задания, а помощники ведущих играли со зрителями и загадывали загадки. В конце игры выбиралась тройка лучших агентов, они получали удостоверения "супер-агентов" и пятерки по истории.
I. Пресс-конференция
Администратор: Сегодня мы пригласили вас на пресс-конференцию, посвященную нашему новому историческому проекту. Этот проект называется "Внедрение". Мы планируем набрать группу агентов и с помощью установки МВ-1001 отправить их в далекое прошлое, к истокам нашей истории. Хочу представить вам научного руководителя проекта, специалиста по древней истории России, технического руководителя проекта, прославленного специалиста в области секретных исследований. Предоставляю слово научному руководителю проекта.
Научный руководитель: Целью нашего проекта является изучение нашей истории с древнейших времен до конца XII века. Мы перенесемся в те далекие времена и посмотрим, как жили наши предки, что ели, как одевались, как вели себя в различных жизненных ситуациях.
Администратор: А теперь слово нашему техническому руководителю.
Технический руководитель: В нашем распоряжении есть две модификации устройства МВ-1001. Название МВ – это аббревиатура "машина времени", конечно, это дань обыденному сознанию. На самом деле МВ-1001 представляет собой телепортер времени импульсного действия, преобразующего электро-магнитное поле во временное.
Администратор: Итак, вы в целом узнали суть проекта "Операция "Внедрение". Сейчас вы можете задать вопросы.
Журналист 1: Еременко Денис, журнал "Космический разум". Меня интересует надежность машины времени в эксплуатации.
Технический руководитель: МВ-1001 управляется встроенным компьютером, агенту достаточно знать управляющую программу. Коэффициент надежности 10,5 в единицах ПКЛ.
Журналист 2: Агапитова Анастасия, газета "Новости космоса". Как будет проходить кастинг?
Администратор: Мы проводим кастинг среди претендентов, подающих самые большие надежды, участников для отбора. Всего будет два этапа. Во второй этап выйдут только три тройки, а тройка победителей отправится в прошлое.
Журналист 3: Подкидышева Валерия, газета "Вселенная". Проводились ли испытания машины времени? Насколько они были успешны?
Технический руководитель: Наша первая модификация испытывалась в пробных передвижениях по ХII веку. Кстати, у нас есть запись этого испытания. Предлагаем вам это посмотреть, чтобы ваше решение стать историческими агентами было осмысленным, все опасности и последствия представлялись очень хорошо.
II. "Видеодокументы"Васька Буслаев
Администратор: Наш агент Василий заменил погибшего сына Амелфы Тимофеевны, Василия Буслаева. Задание состояло в том, чтобы мирно жить, наблюдая жизнь Великого Новгорода XII века.
(Выходит Васька-1. Ему передают конверт с надписью "задание", он уходит за кулисы. Появляются купцы и Амелфа Тимофеевна.)
1 купец: Амелфа Тимофеевна, найди ты управу на своего сына Ваську: водится с лихими людьми, буйствует! (Оглядывается)
2 купец: Прохожих калечит, к девушкам пристает.
(За сценой грохот и хохот)
1 купец: Пьет, песни непотребные орет!
Амелфа Тимофеевна: Придется мне за него взяться всерьез! Ну, Васька, погоди!
(Купцы уходят)
Васька, идолище поганое, выходи!
(Выходит Васька-2)
Технический руководитель: Это кто такой?
Администратор: Это, голубчик, Васька наш, видишь разницу. В программе сбои, что-то пошло не так.
Васька-2: Что, маманя?
Амелфа Тимофеевна: (берет дубинку из газет и гоняет Ваську, приговаривая) Не пей! Прохожих не калечь! Мать на старости не позорь! На девушек не смотри!
Васька-2: Маманя, да успокойтесь вы. Ну, понял, понял!
Амелфа Тимофеевна: Что понял?
Васька-2: Хорошим буду. Делом займусь.
Амелфа Тимофеевна: Чтоб я тебя с твоей ватагой больше не видела. (Уходит)
Васька-2: Ага! (подходит к краю сцены, кричит в зал) Эй, люди лихие, молодцы удалые! Собираю ватагу для громких дел и личного обогащения.
(Выходят молодцы на сцену по одному.
Васька проводит испытание.
Набранная банда во главе с Васькой уходит из
зала)
Администратор: Вы уже смогли оценить всю глубину нравственного и профессионального падения Василия. К сожалению, по техническим причинам мы не смогли вовремя прекратить это безобразие, и на протяжении нескольких лет банда Василия Буслаева нагоняла страх на Северную Русь. Все награбленное он отвозил в Новгород, хранил у матери.
(Возвращается ватага Василия Буслаева,
шумно проходят через зал, поднимаются на сцену)
Администратор: Сейчас вы увидите завершение деятельности Василия в историческом прошлом. Закончились похождения Васьки в Иерусалиме.
(Разбойники лежат или сидят на сцене.
За ними недалеко друг от друга стоят два больших
куба, изображающих ущелье.
Васька встает)
Васька-2: Все! Молился я в святых местах и за себя, и за вас, и за отца-покойника, и за мать. Ничего больше не боюсь!
1 разбойник: А не боишься в Иордань-реке искупаться?
Васька-2: А чего там бояться?
2 разбойник: (медленно) Кто в Иордань-реке искупается, умрет!
Васька-2: (на ходу раздеваясь, уходит за кулисы) Вот еще! Не боюсь!
1 разбойник: (встает и смотрит за кулисы) Не боится ведь! Порты снял!
2 разбойник: (встает) По грудь зашел!
1 разбойник: Плывет ведь!
3 разбойник: А пойдем, мужики, через ущелье прыгать!
Васька-2: (выбегает из-за кулис с мокрой головой) И я с вами!
(Все разбойники прыгают с одного куба
на другой, Васька проваливается в ущелье.
Агенты подхватывают его, уносят за сцену. Вместо
него в его одежде выбегает Васька-1)
Васька-1: Все! Хватит. Чуть жизни не лишился! Не ходите в агенты! Уходите! А вы (к администратору), людоеды, преступники!
Администратор: Вася, успокойся, Вася!
Васька-1: Долой проект! Свободу Василию Буслаеву! (агенты надевают на него смирительный халат)
Васька-1: (успокоившись) Знаете, а вот мне интересно, если я там много всего награбил, куда это потом все делось?
Администратор: Амелфа Тимофеевна все раздала обиженным тобой.
Васька-2: Во, старуха, молодец, не ожидал!
Администратор: Теперь вы видите, что наш проект при всем богатстве возможностей, приключений, исторических открытий таит в себе опасность глубокой деградации личности. Скажу больше - ее разрушение. Нам тебя жаль, Вася. Уведите.
(Агенты уводят Ваську -1)
III. Отбор агентов.Соревнования между тройками, если в игре участвуют несколько классов, то от каждого класса должно остаться по одной тройке. Конкурсы помогают проводить помощники ведущих. На стене вывешивается таблица, куда записываются результаты соревнований.
Проводятся следующие конкурсы:
- Стрельба из лука (у каждого участника две попытки, результаты стрельбы фиксируются в таблице)
- Перетягивание каната (победивший получает 10 баллов)
- Конкурс "Супер-память".
На сцену приглашаются несколько представителей от каждой тройки. Научный руководитель медленно называет 10 исторических терминов и имен исторических личностей, задача участников за минуту вспомнить и записать как можно больше слов, каждое правильное слово - 1 балл.
№1. Мамай, колесница, династия, посад, ям, аутодафе, дьяк, протопоп, расстегай, реформа.
№2. Геракл, плинфа, вассал, изразцы, баскак, крестоносец, митрополит, епископ, барщина.
№3. Ислам, мозаика, кортесы, инквизиция, ярлык, резиденция, оберег, Перун, феод, закуп.
После завершения соревнований подводятся итоги, и победившие тройки продолжают соревнование, а остальные участники присоединяются к зрителям.
IV. Обучение агентов и игра со зрителями.Победившие тройки, которые теперь называются агентами, удаляются из зала для выполнения заданий.
Задания для агентов:
- Что ели в Древней Руси?
- Что носили люди Древней Руси?
- Исторические фразы.
Каждой тройке агентов выдается набор продуктов питания: рис, гречка, макароны, горох, морковь, картофель, капуста, семечки подсолнечника, хлеб, чай, кофе, соль, сахар. Участники должны выбрать то, что употребляли в пищу в Древней Руси, и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.
Каждой тройке агентов выдается набор элементов одежды: два платка, пояс и набор булавок. Из предложенных деталей одежды, сделать "паневу", показать, как и кто ее носил.
Участникам раздаются фразы, где нет разбивки на слова. Агенты должны отделить одно слово от другого и правильно прочитать выражение.
№1. "КАКПОВАДИТСЯВОЛККОВЦАМТОВЫНЕСЕТВСЕСТАДОПОКАНЕУБЬЮТЕГО"
("Как повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его".)
№2. "ПОСМОТРИПЛЕННИКИНАШИВСАПОГАХНЕБУДЕММЫИМЕТЬОТНИХДАНИПОЙДЕМПОИЩЕМСЕБЕЛАПОТНИКОВ".
("Посмотри, пленники наши в сапогах, не будем мы иметь от них дани, пойдем, поищем себе лапотников".)
№3. "НЕДОБРАЯДАНЬЭТАКНЯЖЕМЫДОИСКАЛИСЬЕЁОРУЖИЕМОСТРЫМТОЛЬКОСОДНОЙСТОРОНЫСАБЛЯМИАУЭТИХОРУЖИЕОБОЮДООСТРОЕМЕЧИ".
("Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи".)
Игра со зрителямиЗрители разгадывают загадки о продуктах питания:
1. Комовато, ноздревато
И грубато, и горбато,
И тяскло, и кисло,
И пресно, и вкусно,
И красно, и кругло, и грузно.
И легко, и мягко,
И твердо, и ломко,
И черно, и бело,
И всем людям мило.
(хлеб)
2. Поставлю – попарю,
Выну – поправлю,
Этот сдеру, другой положу.
(блин)
3. Заплата на заплате –
Иголка не была.
(капуста)
4. На тычинке городок,
В нем 700 воевод.
Горелки(мак)
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Звезды горят,
Журавли кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детские подвижные игры народов СССР/Сост.
А.В.Кенеман. М.:Просвещение,1988.
2. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры
для школьников. Ярославль: "Академия
развития", 1998.