"Прошлое глазами ученика. Хочу поделиться…"

Разделы: История и обществознание


Сейчас все больше и больше говорят об исторической памяти, которая не иссякает. Заинтересованные и ответственные люди создают музеи, пишут книги. Нас учат, чтобы история была говорящей, очеловеченной, близкой. Когда она окрашена эмоциями и переживаниями, то способна донести до людей не только особенности колорита эпохи, но и формирует неподдельный интерес и глубокое уважение к судьбам своей Родины. К сожалению, этого сейчас и не хватает нашей школе. Методическая загруженность учителя, несовершенство программы, текучка делают подчас невозможным творческий процесс в преподавании. Очень часто многие из нас обходятся обычным пересказом учебника, требуя того же от детей. Интерес к истории, таким образом, никогда не привить, более того, история никогда не станет ближе к ученику.

Вот уже несколько лет мы с ребятами открываем для себя способ непосредственного участия в историческом процессе. На воображаемой машине времени переносимся в самые тяжелые дни нашей истории. Проекты творческих работ называются по-разному («Письмо с фронта», «Из уст в уста», «Мой исторический источник» и т.д.), но объединяет их одно: они создаются детьми от своего имени. Главное условие - представить себя в роли автора, известного или неизвестного, и описать исторические события, увиденные собственными глазами. Сначала все показалось ребятам несерьезным и скучным, но потом понравилось и очень многие действительно перевоплотились: кто в древних авторов истории, а кто в непосредственных участников сражений и революций. Немаловажную роль играет внешнее оформление работ. Что только ни придумывали ребята: вымачивают листы в растворе перманганата калия или крепкого чая, чтобы бумага казалась старой, пожелтевшей от времени; писали своеобразно, соблюдая стилистические обороты, характерные для того или иного времени; опаляли края бумаги, чтобы усилить элемент уникальности исторического памятника. Дети настолько вживаются в образы, что порою невозможно читать без слез, особенно письма с фронта. Я разрешаю адресовывать письма мне, так как это помогает быть искренним и более серьезно относиться к работе. В таких вот посланиях можно найти и почерпнуть очень многое. Безусловно, это и знание исторических фактов, и умение грамотно составить документ, и способность преподнести материал, отличный от других с точки зрения эстетического оформления. Но ещё важнее разглядеть характер, скрытые способности, положительный потенциал учащихся, их комплексы или достоинства, их личные качества. Поверьте, из урока в урок, стараясь не отставать от программы, мы иногда не имеем возможности разглядеть в детях то, что называется добротой, отзывчивостью, великодушием, хорошим воспитанием, талантом, наконец. А ведь скрытые ученические возможности - это великолепный ресурс для интеллектуального роста, как самого ученика, так и для учителя. Читая и перечитывая, восхищаясь детской фантазией, с душевным трепетом, думаешь: «Кажется, поняли, почувствовали, стали ближе. И, слава Богу!». Сегодня нашему обществу не хватает просто хороших, порядочных людей, умеющих сочувствовать, сопереживать, а не классных специалистов, профессионалов, на мой взгляд. Данные проекты, конечно же, не единственный и далеко не совершенный метод в науке под названием жизнь, но все же он помогает стать ближе друг к другу, помогает научиться видеть друг в друге то, что при обычных обстоятельствах невооруженным глазом не видно.

А теперь собственно весточки из прошлого, принимающие вид солдатских треугольничков, штабных депеш, обгоревших в огне и пожелтевших от времени конвертов, которые пополняют из года в год коллекцию творческих работ учащихся средней школы №26 г. Новокузнецка Кемеровской области.

«Томская губерния г. Кузнецка, воскресная школа №26,

Рожновой Л.В.

Здравствуйте, уважаемая, любезная Людмила Васильевна!

Давненько я ничего о себе не писал, и Вы вероятно надежду потеряли что-либо узнать обо мне. Скажу честно, было много случаев, когда я думал, что больше уже никогда не смогу написать Вам и поделиться мыслями с близким человеком. Домой ведь все не напишешь, а Вы человек грамотный и Ваше мнение я ценю. Эта весна останется навсегда у меня в памяти. Воюю я все на том же Западном фронте. В апреле на помощь австрийцам пришла германская армия и, как назло, мы оказались не готовы к этому событию: ни снарядов, ни патронов не хватало. Да что там, сапоги были в дефиците. Изо дня в день у нас были большие потери, изо дня в день мы совершали тяжелые переходы… Одним словом, бесконечная усталость и отчаянье охватывало нас, дорогая Людмила Васильевна. Но где-то находились силы, чтобы терпеть невзгоды, думать о Боге и верить в царя и в Отечество. После взятия австрийской крепости Перемышль, я был представлен к награде. Во многом эта награда и Ваша, ибо не раз в те тяжелые дни я вспоминал Ваши слова перед отправкой на фронт. Помните, Вы говорили, что лучше нашей Родины нет и быть не может, что ещё ни одна держава не смогла подчинить великую Россию. Возможно, и эта война станет событием, которое будут изучать Ваши воспитанники. Вот только понять не могу, за чьи–то капиталы в окопах гнием. Тут давеча человек был, так говорил, что война нужна царю да его подданным, а нас всех ждут дома. Бросить оружие, наплевать на австрияков, а обратить внимание на хозяев жизни: капиталистов, которые наверняка обогащаются сейчас за счет нас. Ох, и не знаю, что и думать. Что посоветуете, разлюбезная Людмила Васильевна. Скажу Вам больше, на соседних с нами позициях русские братались с противником. Одним словом, трудно сейчас в армии. Отступаем, теряем товарищей, терпим лишения, голодаем…Может и не свидимся больше. Я надеюсь вернуться, но если и погибну, то обязательно в бою. О героической смерти мечтают солдаты на фронте, но еще больше мечтают о мире, о любви, о светлом будущем, где нет богатых и бедных, где есть справедливость и правда. Передавайте привет моим однокашникам и родителям.

Всегда помню о Вас,

гвардии поручик

Василий Семёнов

Июнь,1915.»

 

«Кемеровская обл., г. Сталинск, пр. Энтузиастов,

д.65, кв.38.

Рожновой Л.В.

Здравствуйте, уважаемая Людмила Васильевна!

Вы просили рассказать о моих подвигах на войне. С удовольствием делаю это.

Когда я узнал о начале войны, я сразу записался добровольцем. Часть, в которую я попал, была расположена под Москвой и поначалу не у всех было оружие, но к сентябрю нашу часть полностью вооружили. Много дней мы были в отчаянном положении - оборонялись. Были среди нас и такие, которые уже ни на что не надеялись; думали, что сдадим Москву. Не скрою, было трудно: нас бомбила авиация, давили нас и танки. Но я сумел даже подбить несколько из них, кажется, 6 или 7 был контужен, отлеживался в госпитале, там же мне сообщили, что я представлен к награде, и что награждать нас будет лично товарищ Сталин. Это была большая честь! Затем я снова был отправлен на фронт: участвовал в прорыве блокады Ленинграда и в полном его освобождении. Был удостоин звания Героя Советского Союза. В составе своего краснознаменного полка освобождал Белоруссию. Во время одной из операций в полесских болотах был ранен - остался без руки. Что ж, бывает и так, но главное – голова на месте, ноги ходят, а значит защитить Родину сумею. Не скрою, много думал я, Людмила Васильевна: вот кончится война, вернусь домой - начну новую жизнь строить, чтоб процветала страна наша и чтобы никогда никакой фашист к нам не посмел сунуться! Было ли страшно, спросите Вы. Да, конечно, страшно. Страшно подняться из окопа в атаку, страшно, когда рядом падает твой друг…

Потом была наша граница. Не описать той радости, когда мы зарывали в землю пограничные столбы. Потом была Берлинская операция, штурм Рейхстага. Здесь я снова был представлен к награде. Дух захватывало, когда думал: неужели конец войне и этому крысиному логову? Да, это была правда. Правдой было и то, что свою третью звезду Героя я получил из рук самого Г.К.Жукова, человека с большой буквы.

На этом закончу свой рассказ.

С глубоким уважением к Вам

Трижды Герой Советского Союза

Волин Иван, Ваш бывший ученик

25 мая 1945 года»

А вот перед Вами «самое настоящее» сказание древнего летописца из X1V века, дошедшее до нас практически в первозданном виде.

«Хочу, братья, поведать еще об одной победе на поле брани. Как православные христиане вместе с великим князем Дмитрием посрамили на Дону татар безбожных, как прославили народ русский.

Замечтал Мамай повторить поход лютого Батыя, христианство искоренить, церкви русские спалить, кровь нашу пролить. И пошел Мамай на Русь, как лев рыча.

И пришла весть великому князю Дмитрию Ивановичу Московскому о Мамае, пожелавшем пленить русскую землю. Князь Дмитрий, получив благословение на битву с татарами у преподобного игумена Сергия в монастыре Святой Троицы, отправился на подвиг великий по великой, широкой дороге, а за ним грядут сыновья русские. Перебрались через Дон и стали на поле Куликовом.

И была Сеча великая в день 8 в сентябре 1380 года от Рождества Христова…

… Много часов неослаблено бились мы. Кровь лилась дождевыми потоками. Посекли мы тогда злых ворогов, точно лес вырубили, хотя сначала перевес был на стороне татар. Хоронили же мы мертвых 8 дней, подбирали раненных. И плач был великий.

После победы этой князя Дмитрия стали называть Донским. Теперь же ясно, что Орде скоро конец виден. Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны подобной нашей.

Да устроится Русская Земля и да будет в ней справедливость.

Декабрь ,1380г.

За сим прилагаю печать.

Дорогие коллеги!

Пусть не все совершенно в нашем мире, а в процессе педагогического творчества не всегда можно найти близких единомышленников, но все же хочется надеяться, что экспериментаторов и новаторов гораздо больше и среди них именно вы.

От всей души желаю вам взаимопонимания, удовлетворения, удачи и благодарных учеников.

Пусть у вас все получается, а иначе быть не может, ибо тот, кто отдает кусочек своей души, получает в ответ гораздо больше.

С уважением к вам Рожнова Л.В.