Конспекты уроков для 9-го класса в курсе "История России" по учебнику Н.В.Загладина. "История Отечества. ХХ век" по теме "Перестройка"

Разделы: История и обществознание


Урок 1.

Тема: Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)

Тип: Урок предъявления новых знаний

Форма: Практическая работа с различными источниками

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Цели:

1. Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.

2. Развивать умение проводить поиск необходимой информации в разных источниках (фрагмент из доклада М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме ЦК КПСС, текст учебника).

3. Воспитывать уважение к деятельности политических лидеров (М. С. Горбачев), которые пытаются решать сложные государственные проблемы, особенно в кризисные периоды, и берут на себя ответственность за судьбу страны.

I Формулирование учебной задачи

После объявления темы урока «Перестройка в СССР», используя прием «накидывания вопросов» (когда учащиеся предлагают различные вопросы о перестройке). Совместно их группируем, редактируем и на доске записываем три основных: Каковы причины перестройки? Какова суть перестройки? Каковы последствия?

II Диалектико-логическое абстрагирование

Класс делится на 6 групп (по 4 - 5 человек). В группах учащиеся изучают:

  1. биографию М. С. Горбачева стр. 314 учебника (2 группы)
  2. кризисные явления в экономической сфере (по рабочему листу) (2 группы)
  3. кризисные явления в социальной сфере (по рабочему листу) (2 группы)

Подведение итогов работы в группах (прием формулирования выводов).

1. Какие качества личности М. С. Горбачева соответствуют личности политика–реформатора? (знания, общественно-политическая деятельность, понимание необходимости решения экономических и социальных проблем, организаторские способности, смелость, целеустремленность, опыт работы в общественных организациях и на государственной службе)

2. Назовите причины перестройки? (по результатам изучения рабочих листов)

Кризисные явления

В экономической сфере В социальной сфере
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т. д. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.

Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

III Формально-логическая конкретизация

Учащиеся изучают статью в учебнике на стр. 310-311 и делают записи в тетрадях.

Мероприятия Результаты

Закон о государственном предприятии

Закон о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности

Денежная реформа (Павлов В. С.)

Фермерские хозяйства

Программа "500 дней" (С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского)

Конверсия – перевод большей части предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции

Сокращение аграрного и промышленного производства.

Рост инфляции, спад производства, рост цен, падение доходов населения и уровня жизни, проблема дефицита, забастовочное движение.

Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

изучаем документы (стр. 312-313):

"Фрагменты из доклада М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме ЦК КПСС",

"Фрагменты из выступлений Л. И. Абалкина, зам. председателя Сов. Мина СССР, и Ю. С. Давыдова, секретаря Ставропольского райкома партии".

Прием коллективного разбора текста и выделения главной идеи.

Руководство КПСС не могло отойти от методов централизованного управления экономикой и использовать механизмы свободного рынка.

IV Моделирование знания

Учащиеся в группах составляют проекты моделей знания, и обобщенную модель записываем на доске и в тетрадях.

Кризисные явления

в различных сферах     

Комплекс мер,

направленных на ускорение

развития страны 

Кризисные явления не

ликвидированы, т. к.

реформы проводились

на основе социалистических идей

V Определение понятия

По предложенной модели знания формулируем понятие перестройка.

Каждая группа предлагает свой вариант, итог записываем на доске и в тетрадях.

Перестройкаэто комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

VI Выделение общего способа деятельности

В ходе беседы в классе формулируем общий способ характеристики процесса перестройки: Каковы причины перестройки? Каково её содержание (комплекс мер)? Последствия.

VII Интериоризация

На этом уроке способ деятельности совпал с теми вопросами, которые мы сформулировали в начале урока. Разница в том, что в начале урока учащиеся не могли дать ответы на эти вопросы, а на этапе интериоризации учащиеся в группах по способу деятельности отвечают на них.

VIII Действия контроля и самоконтроля

Проверить себя по способу деятельности – есть ли какие-то неясные вопросы.

Проверочная работа №1

Выполнение тестовых заданий.

Соотнести:

1. Программа «500 дней»

2. Денежная реформа

3. Закон об индивидуальной трудовой деятельности

4. Закон о государственном предприятии

1. В. С. Павлов

2. Н. И. Рыжков

3. С. С. Шаталин

4. Г. А. Явлинский

5. Создание кооперативов

6. Хозяйственный расчет

7. Фермерские хозяйства

Ключ к тестовому заданию 1 – 3, 4; 2 – 1; 3 – 5, 7; 4 – 6

Определите характер источника:

«Съезд считает: глубинные истоки кризиса не в ущербности самой идеи социализма, а в тех деформациях, которым она подверглась…»

«… Руководство КПСС, партийный аппарат теряют свой авторитет…КПСС утверждает, что она остается партией рабочего класса, его авангардом. Мы тоже рабочие, но мы не считаем компартию своей партией…»

IX Действия оценки и самооценки

Оценивание работ учащихся, подведение итогов работы групп.

Дом.зад. §39, прочитать биографию М. С. Горбачева, стр.305-306

С помощью родителей описать материальное положение своей семьи в 1985-1990 гг.

Урок 2.

Тема: Гласность, демократизация - новой этап политической жизни в СССР

Тип: Урок предъявления нового материала

Форма: Школьная лекция с элементами беседы

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная

Цели:

  1. Сформировать понятие гласность (5.4) и представление о характерных существенных чертах демократизации политической жизни в СССР (5.2.1).
  2. Развивать умение соотносить факты и процессы внутренней политики (5.1) и объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических руководителей (5.7) на примере деятельности М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина.
  3. Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

I Формулирование учебной задачи

Учитель предлагает учащимся изучить документ "Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года" (см. раб. лист).

«Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем… Без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая-либо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов невозможны преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, борьба с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы народовластия и тем самым – необходимость перестройки и гармоническое развитие страны…»

Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть Советам!"?

Каков его политический смысл?

Определяем задачу урока: Изучить новой этап политической жизни в СССР, главным содержанием которого стали гласность и демократизация.

II Диалектико-логическое абстрагирование

Фронтальная беседа

- Вспомните, в каких условиях начиналась "оттепель" в СССР в к. 1950-х гг.?

- Почему её итоги были ограниченными?

- Каковы итоги перестройки?

- Почему она не дала ожидаемых результатов?

Вывод: Стремление связать перестройку с социалистическими идеями побудило руководство КПСС к переосмыслению пройденного советским обществом исторического пути.

III Формально-логическая конкретизация

Учитель излагает материал о переосмыслении исторического опыта, учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя.

- Реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг., в т.ч. лидеров оппозиции режиму Сталина (Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и др.).

- Издание трудов зарубежных и отечественных авторов (Д. А. Гранин "Зубр", В. Д. Дудинцев "Белые одежды", А. Н. Рыбаков "Дети Арбата", А. Н. и Б. Н. Стругатские, А. П. Платонов, Е. И. Замятин).

- Публикация в СМИ работ по рыночной экономике, философии, социологии, истории.

- Прекратились преследования инакомыслящих (А. Д. Сахаров возвращен из ссылки).

Вывод: Происходит процесс освобождения печати от цензуры, информация становится открытой и доступной, т. е. гласной.

Изучаем документ, стр. 318 «Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС (1 июля 1988 года)» Прием – коллективный разбор текста

 

Беседа

- Почему было недостаточно для гармоничного развития государства обеспечить доступность информации?

Изучаем документ, стр. 319 «Из программного заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному демократическому социализму» (1990 год)» Прием – выделение главной идеи.

- Каким должен быть следующий шаг руководства?

Учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя

- 1989 год, выборы народных депутатов на первый съезд Советов. Выдвижение альтернативных кандидатов, выборы приобретают соревновательный характер.

- Возникновение независимых политических организаций.

- Создание правового государства, основанного на реальном разделении властей.

- Отмена шестой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, т. е. упрочение правовой основы существования многопартийной системы.

Вывод: Народ вовлекается в управление государством и обществом, т. е. происходит процесс демократизации.

Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года (см. раб. лист).

«Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи… Все это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии…»

Как были восприняты перемены (гласность и демократизация) в обществе?

IV Моделирование знания

Учащиеся самостоятельно составляют модель, которая должна выглядеть так:

V Определение понятия

Гласность – открытость, доступность информации для общественности, связанная со свободой печати и отменой цензуры.

Демократизация – процесс вовлечения народа в управление обществом и государством.

VI Выделение общего способа деятельности

В ходе беседы в классе формулируем общий способ характеристики процесса гласности и демократизации:

  1. Причины принятия политики гласности, демократизации
  2. Содержание
  3. Последствия

Прочитать статью в учебнике, стр. 320 "Исторический портрет Б. Н. Ельцина", ответить на вопрос

- Почему Б. Н. стал проводником демократических преобразований в стране? (дополнительный вопрос – какие личные качества и факты биографии способствовали этому?)

VII Интериоризация

Прием синквейн. Придумать 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола и фразу к словам: 1 вариант – гласность; 2 вариант – демократизация.

Проверочная работа №3

Сравните деятельность М. С. Горбачева – Президента СССР и Б. Н. Ельцина – Президента РСФСР: а) черты сходства б) отличия

VIII Действие контроля и самоконтроля

Учащиеся обмениваются выполненными заданиями по синквейну и озвучивают те, которые показались им наиболее убедительными.

IX Действия оценки и самооценки

Оценить собственные знания по способу деятельности и модели. Дом. зад. §40

1. Написать эссе на тему "Гласность предполагает правовую и моральную ответственность средств массовой информации".

2. Или ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается "гласность" от "свободы слова".

Рабочий лист к теме "Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества 1985-1991 гг."

Кризисные явления

В экономической сфере

В социальной сфере

Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т. д. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.

Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

Сделайте выводы

Экономическое развитие СССР

Среднегодовые показатели, % 1981-1985

1986

1987

1988

1989

1990

Темпы прироста национального дохода

3,5

2,3

1,6

4,4

2,5

-4

Темпы прироста производительности труда

3

2,1

1,6

4,8

2,2

-3

Сделайте выводы

А. Д. Сахаров

"Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года"

«Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем… Без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая-либо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов невозможны преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, борьба с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы народовластия и тем самым – необходимость перестройки и гармоническое развитие страны…»

- Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть Советам!"? Каков его политический смысл?

Н. Андреева

Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года

Коваль Т. В. Конспекты уроков по истории России XX в.; 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

«Взять вопрос о месте И.В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав... дело дошло до того, что от «сталинистов»... стали настойчиво требовать «покаяния»...

Сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма... Претендуя на полноту исторической правды, они подменяют социально-политический критерий развития общества схоластикой этических категорий. Другая особенность воззрений «леволибералов» — явная или замаскированная космополитическая тенденция...

Сложность воспитания молодежи усугубляется еще и тем, что в русле идей «неолибералов»... создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов», «автономных издательств» и т. п. Все это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит, и в перестройке".

- Как были восприняты перемены (гласность и демократизация) в обществе?