Этапы урока
Организационный этап
1.1. Проверить наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей, раздаточного материала на столах.
1.2. Распределение по группам.
Изучение нового материала
2.1. Вводное слово учителя.
2.2. Составление плана изучения материала.
2.3. Заполнение таблицы.
Заключительный этап
3.1. Формулирование вывода: классификация движения.
3.2. Определение особенностей движения.
Заключительное слово учителя
Задачи урока
- Рассмотреть движение под руководством Е.И.Пугачева и классифицировать его. Сравнить движение под руководством Е.Пугачева с восстанием К.Булавина.
- Учить анализировать текст и на основе анализа делать вывод.
- Закреплять умение работать в группах, распределять обязанности, самостоятельно работать с текстами, публично выступать.
Ход урока
1.1. Проверить наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей, раздаточного материала на столах.
Проверить наличие можно поручить дежурным, они же могут раздать материал: распечатанный документ, шаблоны таблицы, карточки с заданиями для групп.
1.2. Распределение по группам.
На столах можно установить таблички с фамилиями участников группы (учитель должен это сделать сам).
2.1. Вводное слово учителя.
Во вводном слове учитель должен сказать, что подобный материал уже изучался. А в учебнике движение под предводительством Емельяна Пугачева не классифицировано, в разных пунктах его называют и восстанием, и войной, и движением, поэтому учащиеся после изучения темы и заполнения таблицы должны будут его классифицировать и, сравнив с подобным явлением, определить особенности. Кроме того, нельзя забывать и о личности Емельяна Пугачева. В начале урока можно предложить ученикам две различные характеристики атамана и задать вопрос: почему одного и того же человека так по-разному характеризуют?
2.2. Составление плана изучения материала.
План составляется совместно с учениками, так как они должны знать по каким параметрам рассматриваются подобные явления. План может выглядеть следующим образом:
а) причины движения;
б) цели восставших;
в) территория, охваченная восстанием;
г) социальный состав восставших;
д) уровень организации
е) результат движения.
Поскольку объем материала достаточно обширный, то класс делится на группы, и между группами распределяются задания. Например: 1 группа определяет причины восстания и цели (в карточке необходимо указать нужные страницы учебника и предоставить документ); 2 группа определяет территорию, охваченную восстанием, и социальный состав восставших; 3 группа - уровень организации и результат движения. Каждая группа должна определить, кто из участников группы пойдет заполнять таблицу на доске, а кто будет выступать от группы.
После определения заданий учащимся нужно предоставить время для работы с текстом учебника и документом, а также для заполнения таблицы. Таблица может выглядеть следующим образом:
Вопросы сравнения |
Восстание под предводительством К.Булавина |
Движение под предводительством Е.Пугачева |
|
Причины | |||
Цели | |||
Территория | |||
Состав | |||
Уровень организации | |||
Результат |
В ходе выступлений члены других групп должны заполнить в таблице те строки, которые их группа не заполняла, таким образом, к концу урока у всех учеников в классе будет заполненная таблица, и все ребята смогут увидеть полную картину данного явления. Выступающий от 2 группы может выйти к доске, чтобы показать территорию, охваченную восстанием.
3.1. Заполнение таблицы.
После заполнения таблицы и выступлений представителей групп, учащиеся сами смогут классифицировать движение как крестьянскую войну.
3.2. Формулирование вывода: классификация движения.
Определить особенности крестьянской войны.
Заключительное слово учителя
В заключение, учитель может сказать о том, что, как и предыдущие крестьянские движения, движение под руководством Емельяна Пугачева потерпело поражение. Учащиеся легко назовут причины поражения. Логично будет задать вопрос: а был ли смысл тогда в восстаниях крестьян, если они все равно не могли добиться желаемого? Оставлять этот вопрос без ответа нельзя, поэтому если ученики не могут на него ответить, то учитель должен ответить сам.
Материалы для учителя
Характеристики Е.И.Пугачева.
“Сам напереди, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как “в порядке артиллерию содержать” и как “правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.
Его называли “извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. “Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.
Документ
Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.; он дан от имени императора Петра III. Текст дается с небольшими сокращениями и с сохранением основных особенностей орфографии подлинника.
Божею милостью, мы Пётр III, Император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая. Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными и сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может восчуствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет.
Дан июля 31 дня 1774 г.