Нетрадиционные формы обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Школа, в которой я работаю, функционирует при исправительном учреждении. Ученический коллектив формируется из состава спецконтингента. Такой коллектив и коллективом то не назовешь: разновозрастные (от 18 лет и старше) ученики, нестабильность классов, особая психологическая атмосфера, отсутствие мотивации к учебе, отсутствие системы знаний.

Как заинтересовать? Как и чему научить этих ребят? И здесь, наряду с традиционной, приходит на помощь нестандартная форма обучения.

Как показывает опыт, применение нетрадиционных методов способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, исключает зазубривание материала, знания усваиваются через практику. Применяемая форма урока - игра, кроме перечисленного, активизирует творческий потенциал учащихся, дает возможность выработать более корректное , более терпимое отношение к мнению оппонента.

Изучение тех исторических событий, которые до сих пор будоражат умы и носят зачастую негативный оттенок (как, например, революция 1917 г.), я считаю необходимым проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию - эмпатии, которой современное общество практически лишено.

Так, повторительно-обобщающий урок по теме “Россия в 1917-1920 гг.”, был приурочен в 2004 г. к празднованию Дня Согласия и Примирения.

Вид: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра.

Цель: повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта уважительного отношения к мнению оппонента, а также приобретение ими опыта действий в нестандартных условиях.

Время проведения урока - два академических часа.

Играют две или более команд по 4-5 человек, они же разыгрывают личное первенство.

В период подготовки учитель консультирует учащихся, рекомендует необходимую литературу. Ребятами готовятся костюмы, декорации, пишутся плакаты (отрывки из стихотворений М.Волошина), подбирается музыкальное оформление.

Учреждаются призы по различным номинациям: в личном зачете; в командном зачете; приз зрительских симпатий и т.п.(помимо оценочного балла в журнале).

Игра охватывает два хронологических периода: 1) Февраль-Октябрь 1917 г. и 2) Гражданская война в России.

Игра состоит из 5 или более туров (если позволяет время).

1-й тур. Блиц-опрос.

Каждый участник отвечает на 2 тестовых вопроса, которые задает учитель. Если нет ответа, любой другой игрок, поднявший руку первым, отвечает на данный вопрос. Например: 1) Монархия в России была свергнута: а) в феврале 1917 г. б) в июле 1917 г. в) в октябре 1917 г. или 2) Что такое “двоевластие”?

Учитель фиксирует правильные ответы, кто ответил/не ответил.

2-й тур. Домашнее задание. Играют команды.

Команды должны составить портрет исторического деятеля. Выбор формы подачи материала произвольный: это может быть словесный портрет или театральная композиция. У нас было и то и другое, т.е. одна команда разыграла сценку выступления В.И.Ленина с “Апрельскими тезисами”, где заведомо были допущены две ошибки. Другая команда составила словесный портрет адмирала Колчака. Необходимо было определить, о ком или о чем идет речь и найти ошибки.

Результат фиксируется в виде двух оценок: за составление портрета и за данный ответ.

3-й тур. Неожиданное задание. Командам выдаются карточки с двумя заданиями. Дается время на подготовку - 1 минута. Например:

Задание № 1. Вычеркните лишнее.

Декрет о мире, Декрет о войне, Декрет о земле, Декрет об отделении церкви от государства, Декрет о введении 8-часового рабочего дня.

Задание № 2. Вспомните крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

Праздно проводить время, бездельничать.

(Ответы: Декрет о войне. Бить баклуши (возможны варианты)).

Паузу можно заполнить вопросами для остальных учащихся. Учитель подводит результат по этому туру.

4-й тур. Блиц - опрос. Личный зачет.

Учащиеся дают ответы на два вопроса. Карточка составлена так:

  1. Дайте определение понятию “интервенция”.
  2. В интервенции против советской власти в 1918-1920 гг. не участвовала:
    а) Англия;
    б) США;
    в) Франция;
    г) Португалия.

Каждый ответ фиксируется учителем.

5-й тур. Домашнее задание. Командное первенство.

Каждой команде давалось задание подготовить инсценировку выступления или Колчака, или Деникина, или Врангеля с программой белого движения, а также подготовить сценку “Один день из жизни РСДРП(б)”.

Команды готовят оба вопроса, а кому что выпадет в конверте - это в процессе игры. Выбор заданий зависит от учителя.

Результаты фиксируются, затем подводится общий итог; определяются номинанты, проводится награждение.