История и обществознание
-
Вопросы и задания для групповой учебной деятельности по истории России 2004
В статье содержатся примеры заданий в блоках (пакетах) для групповой учебной деятельности по темам: "Внутренняя политика в годы правления Николая I". (§ 28). "СССР в 1953 - 1964гг". (§ 53). " Современная Россия". (§ 56). Учебник "История Отечества". В.В.Артемов, Ю.Н.Лубенченков. Издательство "Мастерство".М.2001. Теоретической основой являются материалы книги "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" под редакцией д-ра пед. наук проф. Е.С.Полат. М. ACADEMIA.2000.
-
Модульная программа "Россия между двумя революциями"(1907—1917 гг.). 9-й класс 2004
Модульная конструкция - это действительно целостность; нечто единое, составленное из взаимосвязанных элементов. Причём эти элементы разные приверженцы системы называют по- разному: функциональные модули, формомодули, условные единицы (УЕ). Но суть в том, что модуль - это определённый вид работы, который выполняют учащиеся. Блочная подача материала предполагает его разделение на определённые, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как "целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им".
-
Обучение истории с использованием элементов технологии ИОСО 2004
Для обеспечения эффективности познавательной деятельности воспитанников используются учебно-методические комплекты, разработанные автором по всему курсу истории в 5 - 11-х классах. Они включают: календарно-тематический план с выделением в учебном процессе лекционных и лабораторных занятий, индивидуально-ориентированный учебный план с поуровневыми заданиями, проекты уроков, раздаточный материал, тесты, темы творческих работ.
-
Историческая пропедевтика в работах К.Д. Ушинского и С.И. Гессена 2004
Становление методической системы школьной исторической пропедевтики происходило в середине XIX - начале ХХ в. Идеи, положенные в основу начального обучения истории в то время, актуальны и сегодня. Научно-методическое обоснование пропедевтического курса отражено в работах К. Д. Ушинского и С. И. Гессена. Ими определялось место исторической пропедевтики в школьном курсе истории, оформлялись компоненты методической системы, поднимались проблемы, характерные для исторического образования.
-
Первая российская революция в сатирической поэзии 1905—1907 гг. 2004
Революционная эпоха 1905-1907 годов - одна из переломных в судьбах людей, нашедшая отражение в русской поэзии, литературе, искусстве и сатире. Повторение основано на знакомстве с сатирической поэзией. Дается представление о совершенно неизвестном пласте литературного творчества, который зло, но очень точно характеризует изучаемое время.
-
События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России 2004
Повторительно-обобщающий семинар позволяет представить все основные события в виде панорамы, закрепить полученные на уроках знания, а также за счет привлечения художественного материала повысить эмоциональное отношение к событиям.
-
Урок-заседание "Круглого стола"в 8-м классе по теме: "Ты живи в веках, Русь славянская, изначальная!" 2004
Истоки древнерусской государственности окутаны "туманом", так как нет точных исторических сведений. На данном уроке ученики работали в группах и попытались "найти" корни нашего государства. Работая с учебником, привлекая в своих ответах дополнительный материал, рассмотрели личности первых русских князей и их политику. Как показывает опыт, уроки с использованием групповой формы работы активизируют учебный процесс, помогают расширить знания по предмету.
-
Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения 2004
Урок-дискуссия, в ходе которой происходит коллективное обсуждение и обобщение изучаемого материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся.
-
Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России" 2004
Данный урок дидактически весьма актуален. Здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений - и все это на основе достаточно объемном материале. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, позволяет повышать интерес к предмету. Научно-исследовательская работа - наиболее эффективный способ подготовки к исторической ролевой игре, во время которой происходит воссоздание духа эпохи.
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Россия в XVIII веке" 2004
Представлен повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия в XVIII веке" с элементами нетрадиционных методов преподавания истории, предполагающих устную, письменную работу на уроке, индивидуальные творческие задания.
-
Конспект урока истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена" 2004
Осознание своих корней, развитие уважения и интереса к истории и культуре своего народа, формирование патриотических чувств - основные цели уроков истории в начальной школе.
-
Урок по истории "Культура Руси IX—XII веков" 2004
Урок "Культура Руси IX - XI веков" выбрана не случайно. Я работаю по теме "Проблемное обучение на уроках истории через интеграцию отдельных предметов". В данном случае взяты предметы история, литература, изобразительное искусство и музыка. Тема "Культура" идет параллельно с изучением всей истории. Взяты проблемы: понятия "культуры", особенности русской культуры, задачи культуры в данный период на примерах литературы, архитектуры и живописи
-
Сценарий исторической игры "Загадки богини Клио" 2004
Игра-путешествие по истории древнего мира с элементами театрализации. Она включает в себя брейн - ринг, викторину и решение исторических задач. Цель игры - создать условия для творческой реализации личности и активизации познавательной деятельности. Может являться сценарием внеклассного мероприятия или заключительного урока по истории Древнего Мира.
-
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории 2004
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоопределения личности. Одним из важных направлений в работе учителей историков я считаю гражданско-патриотическое воспитание. Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию - к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению обязательно станет таковой.
-
Проект изучения темы "Первая мировая война" в условиях концентрической структуры исторического образования (сравнительный подход) 2004
В статье в кратком конспективном виде в сравнительном плане рассмотрены возможные варианты изучения темы "Первая мировая война" в первом и во втором концентрах школьного исторического образования
-
Игра-конкурс "Счастливый случай" по истории Средних веков и началу Нового времени для 6–7-х классов 2004
Игра "Счастливый случай" по истории средних веков и началу нового времени предполагает участие смешанных команд из учеников 6-х и 7-х классов. Она поможет проверить прочность полученных знаний, умение применять знания в нестандартных ситуациях, сформировать потребность в сотрудничестве ребят разного возраста.
-
Урок истории Древнего мира в 5-м классе: "Своя игра" 2004
Итоговый урок по истории Древнего мира в 5-м классе лучше всего провести в игровой форме, так как игра способствует формированию образных и логических способностей учащихся, развивает навыки командной работы, развивает инициативу, учит рисковать и анализировать собственные неудачи.
-
Урок обществознания в 11-м классе: "Гражданское совершеннолетие" 2004
Ролевая игра по теме "Избирательная компания" помогает лучше усвоить учащимися сущности понятия "гражданин", закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной компании; способствует формированию навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы. Игра на конкретном примере показывает необходимость активной гражданственной позиции.
-
Rendez-vous Григория Печорина 2004
Дается анализ сцены дуэли в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", взаимоотношения главного героя с окружающими. Раскрывается тема "лишнего человека" в обществе. Для просвещённого читателя того времени Печорин представляется человеком, который не найдёт себе места в России того времени.
-
"…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда" (урок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса) 2004
Урок для 8-го класса по истории России на тему "Крестьянская реформа 1861 г." строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах подобранных в рамках презентации. Данный дидактический аппарат будет интересен и на уроках в 10-м классе. Основные материалы урока - текст, таблицы и иллюстрации можно использовать учителям, не имеющим соответствующего технического оснащения.
-
Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории 2004
Статья рассказывает о нетрадиционных формах уроков, которые стали наиболее популярными у педагогов за последнее десятилетие, дается теоретическое обоснование НФУ, раскрывается само понятие НФУ, а также характеристика, показаны психолого-педагогические возможности, раскрывается методика и типология проведения уроков. В статье представлены используемые автором образовательные технологии и методы обучения. Даны выводы и обобщения, приводятся таблицы.
-
Школьные истории. Мини-спектакль для школьного дидактического театра 2004
Спектакль-путешествие по разным странам и эпохам, с целью знакомства с школой Древнего Египта, Средневековым университетом и школой на Руси.
-
Система гражданско-патриотического воспитания школы. Активные методы и приемы 2004
Система гражданско-патриотического воспитания должна строиться на использовании активных методов и приёмов воспитательного воздействия, так как они помогут ребёнку в совместном переживании каких-либо событий приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения.
-
Программа факультативного курса по истории для 10-го класса "Знаменитые россиянки" 2004
Вглядываясь в историческое прошлое, мы видим в нем женщин-правительниц, воительниц, дипломатов, художниц, актрис. Факультативный курс "Знаменитые россиянки X - XVIII вв. помогает оживить имена наших соотечественниц, представляя величие и самобытность их судеб, яркость силуэтов, цельность характеров.
-
России верные сыны. Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.А. Фета 2004
Литература - прекрасный материал для духовного и эстетического воспитания детей. Произведения А.Фета учат любви к родному краю. Встретиться с произведениями А. Фета приглашаю в "Литературную гостиную".
-
Создание дидактического материала на уроках обществознания в 5-м классе. Введение. Природа и общество 2004
В соответствии с рекомендациями Челябинского областного института дополнительного профессионального образования педагогических работников учителя обществознания перешли в 5, 6, 7-м классах на работу по учебникам А. И. Кравченко. Однако методические и дидактические пособия к ним еще не выпущены. Могу поделиться опытом составления опорных схем и таблиц, которые помогают мне добиваться повышения качества усвоения учебного материала.
-
Политический режим современной России: демократия 2004
Тема урока является достаточно актуальной на современном этапе развития России. Итоги преобразований вызывают неоднозначную реакцию у россиян. Что же представляет политический строй нашего государства: демократия или авторитаризм? На мой взгляд, технология дебатов даёт возможность старшеклассникам сформировать и доказать свою точку зрения по данному вопросу.
-
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке истории 2004
Рабочий лист - это совокупность заданий, последовательное выполнение которых позволяет каждому ученику самостоятельно и успешно реализовывать цели занятия. Т.о. учитель на занятии направляет и организует познавательную деятельность ученика, корректирует результаты его деятельности.
-
Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: "Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет" для учащихся 6-х классов 2004
"Погружение в культуру" воплощает культурологический подход к образованию. Системное, последовательное, глубокое обращение к той или иной культуре позволяет положительно влиять на развитие личности ребенка, обогащает деятельность педагога, создает единое образовательное пространство школы, наращивает культурологический слой. Представленная методическая разработка является частью экспериментальной деятельности по "Погружению в Средневековье". Урок был проведен в форме занятия химического факультета Парижского университета.
-
Интеллектуальные и познавательные игры во внеклассной и внешкольной воспитательной работе, игра "Умницы и умники" 2004
Известно, что развить интеллект в полной мере можно только в самостоятельной, особенно в творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Чтобы решить задачу "формирования умов" широким фронтом, надо вырваться из тесных рамок урока, соединить культурологический и деятельностный подходы в подходах сотворчества.