История и обществознание
-
Внеклассное мероприятие по истории Отечества для 7-х классов на тему "Российская империя в XVIII веке" (1725–1801 гг.) 2005
Мероприятие проводится в форме игры. Предложенная форма универсальна, так как может использоваться по истории и по другим предметам для повторения и закрепления материала. В игре участвуют две команды, которые открывают по одной карточке игрового поля. На оборотной стороне каждой карточки указан тип конкурса: командный, общий, капитанский, индивидуальный, приз с сохранением хода. В ходе игры жюри ведет подсчет баллов и в итоге называет команду-победительницу.
-
Славянские боги и праздники 2005
В давние, давние времена, когда наши далекие предки славяне не могли объяснить многие явления природы, зародилось верование в сверхъестественные силы, в божества. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали к таинственным силам. В честь богов устраивали праздники. И до наших дней дошли праздники, которые мы очень любим. Конечно, они проходят уже не в том виде, как в давние времена, но всегда бывает интересно и весело: Масленица, Троица, Рождественские колядки, Иван Купала и др.
-
Развитие исторического мышления: психолого-педагогический аспект 2005
В условиях преобразования нашего общества идёт сложная перестройка работы средней общеобразовательной школы. Приоритетным становится развитие познавательных способностей школьников. Благодаря способности к развитию, человек на протяжении всей своей жизни находится в постоянном движении, изменении, становлении. Деятельность педагога должна быть нацелена на то, чтобы развитие школьников сделать контролируемым, управляемым и корректируемым, с опорой на общие законы развития.
-
Литературно-музыкальный вечер "Ищу человека" 2005
Предлагаемая разработка может быть использована в качестве внеклассного мероприятия по истории; классного часа по формированию нравственного сознания школьников; как форма психологического исследования.
-
Информационные технологии на уроках истории 2005
Урок посвящён началу гражданской войны и военной интервенции. Изучая различные точки зрения учёных на события данного периода истории, школьники учатся вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
-
Конспект урока по истории России в 7-м классе на тему: "Русский быт наших предков в XVII—XVIII вв." (из истории Рязанской губернии)" 2005
Тема данного урока - использование регионального компонента в изучении истории России с древнейших времён до конца XVIII века; моя цель - приобщить подростков к духовно-нравственным ценностям; формировать гражданские качества; культуру межличностных отношений; развивать социальные инициативы; индивидуальное историческое сознание, основанные на личном восприятии истории человека; содействовать профессиональному самоопределению подростков; самый эффективный путь - воспитание на живых, ярких, близких уму и сердцу примерах.
-
Эпизоды "большого террора" 2005
Урок "Эпизоды большого террора" проводится автором в 9 классе в рамках изучения темы "Политическая система сталинизма" в два этапа. Первый - это непосредственно урок в школе, работа с документами, с ксерокопией дела № 10294 из архива НКВД, знакомство с тематической выставкой книг. Второй этап - это посещение Бутовского полигона, которое производит сильнейшее впечатление на ребят.
-
Открытый урок по теме: "Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа" 2005
Урок по курсу "История России", 9-й класс. Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии по методу позиционного обучения. Класс делится на группы, где каждому определяется роль. Учащиеся в группах выполняют задания (или позиции) по заданной теме, имеющие творческий характер. Учитель помогает, корректирует, направляет работу. В процессе своей деятельности учащиеся сами подсчитывают результаты и под руководством учителя подводят итоги.
-
Урок истории в 10-м классе: "Отечественная война 1812 года" 2005
Урок "Отечественная война 1812 года", является обобщающим по данной теме. Цель урока: повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе нескольких источников способствовать развитию у школьников интереса к истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы", в которой используется метод соревнований.
-
Глобальные проблемы современности 2005
Методическая разработка урока “Глобальные проблемы современности” по всеобщей истории с интеграцией в обществознание. 9-й, 11-й классы. Представлен сдвоенный урок на межпредметном уровне проблемно-прогностического характера в форме лекции с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
-
Новые акценты в теме "Предыстории крещения Древней Руси" 2005
Статья знакомит с различными гипотезами современных авторов относительно ключевых событий крещения Древней Руси.
-
Урок истории с элементами лабораторной работы в 9-м классе по теме: «"Творческая интеллигенция и власть: "Зима", "Оттепель"… придет ли "Весна"»? 2005
Работая в группах с историческими документами, учащиеся рассматривают противоречивые взаимоотношения власти и творческой интеллигенции в послевоенный период, определяют границы творческой свободы, установленной властью во времена Сталина и Хрущева, анализируя факты, делают выводы об относительном и ограниченном характере хрущевской "оттепели", в то же время признавая ее неоценимое значение для развития будущей российской демократии.
-
Система развивающих контролирующих заданий по истории государства и народов России 2005
В данной работе представлены познавательные задания по курсу истории Государства и народов России, темы "Наша Родина в древности" и "Древнерусское государство". Задания разработаны учащимися 10 класса под руководством учителя. Варианты заданий рассчитаны на учащихся 6 класса и 10 класса , могут применяться при подготовке к ЕГЭ.
-
Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" 2005
В данной статье на примере урока “Мы идем во МХАТ!”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам, рассматривается использование ИКТ в обучении, которое увеличивает возможности преподавателя по эмоциональному воздействию на слушателей при изучении дисциплин, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием.
-
Проблемное обучение на уроках истории 2005
Цель моей работы показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе истории. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых, ученик овладевает содержанием предмета.
-
Модульное обучение на уроках истории в старших классах 2005
Век информации и глобализации требует от школы формирования у старшеклассников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Высокий уровень самообразовательных способностей обеспечивает модульная технология преподавания истории. Урок-практикум - один из вариантов этой технологии. Предлагается технологическая карта к уроку-практикуму в 10-м классе по теме "Владимиро-Суздальская Русь" модуля "Феодальная раздробленность на Руси". Учащиеся на уроке работают с текстом учебника самостоятельно, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие - на их применение в новых условиях, третьи - на формирование учебных вопросов, составление тестов, планов, сжатие информации, обобщение информации и формирование выводов.
-
Конспект урока для учащихся 9-классов по теме: "Смерть Сталина. Изменения в политической системе" 2005
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока - сформировать представление об альтернативах политического развития СССР, показав их через персоналии лидеров партии и страны; развитие у учащихся умений обобщать, анализировать, обобщать исторические явления, давать оценку историческим личностям; активизация познавательного интереса к истории страны.
-
Российская экономика при Петре I 2005
Этот урок является вторым в блоке «Петровские преобразования», проводится в 7 классе. Использование опорных схем на этом и последующих уроках способствует глубокому, системному усвоению учебного материала, совершенствует навыки работы с текстом, документами, умение анализировать, синтезировать, обобщать, добывать новые знания. Блочное построение учебного материала позволяет дать целостное восприятие эпохи преобразований, увидеть их взаимосвязь и значение для дальнейшего развития страны.
-
Урок-экскурсия по истории. 9-й класс. Тема: "Разгром армии Наполеона русскими войсками под предводительством М.И.Кутузова" 2005
Урок-экскурсия по истории раскрывает значение роли партизанского движения в разгроме армии Наполеона, рассмотрены причины победы России в войне 1812г. Урок интегрирован с литературой. В основе темы заложены воспоминания участника этой войны Д.Давыдова, произведения Лермонтова, Пушкина, Рылеева, сведения из местных материалов.
-
Воспитание гражданственности и патриотизма через образовательную область "Обществознание" 2005
В работе описывается создание условий для воспитания патриотизма и гражданственности учащихся через образовательную область "Обществознание".
-
Семинар-исследование "Золотой век" афинской демократии при Перикле 2005
Семинар-исследование - это форма семинара, характеризующаяся тем, что в процесс приобретения знаний по указанной теме включается компонент научного исследования, в данном случае - это исследование первоисточников по указанной теме. Задача семинара - осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление знаний по теме " Становление и развитие демократии в древних Афинах"
-
Внеклассное мероприятие по истории и биологии по теме "Страницы истории борьбы с оспой" 2005
Это мероприятие раскрывает страницы длительной истории борьбы с натуральной оспой - инфекционным заболеванием, уносившим жизни миллионов людей; показывает роль российской императрицы Екатерины II, английского врача Эдварда Дженнера и других в ликвидации этой страшной болезни; способствует воспитанию патриотизма и формированию основ гигиены у молодого поколения.
-
Повторительно-обобщающий урок по истории, 6-й класс. Тема: "Борьба народов нашей страны, против иноземных захватчиков" 2005
Обобщающий урок повторения изученного материала предназначен для учащихся 6-х классов, однако, фрагментарно этот материал можно использовать в 10-м классе при изучении темы "Вторжение крестоносцев. Александр Невский". Прослеживается межпредметная связь. В проведении урока требуется магнитофон для прослушивания аудиозаписи: отрывок из кантаты С.Прокофьева "Александр Невский" 4 часть и "Вставайте люди русские", иллюстрации крестоносца и дружинника Киевского княжества, портрет А.Невского.
-
Тест как одна из форм контроля на уроках истории 2005
Тестирование является одной из эффективных форм проверки знаний. Каждый тест дает возможность проверить знания учащихся за определенный промежуток времени. Принцип построения тестов дает возможность использовать их не только при подготовке к выпускным экзаменам, но и к вступительным испытаниям.
-
Игра по истории "5+5" 2005
Представлен урок истории, проведенный в форме игры или викторины. В игре могут принимать учащиеся различных возрастных групп, при этом выявляются как основные знания исторических событий, так и применяемая терминология.
-
Комбинированный урок по истории. Тема: "Междуречье (Персия ). Местоположение. Основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие" 2005
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможности старых, " традиционных " далеко не исчерпаны ни в решении задач воспитания, ни в решении задач обучения. Хочу показать это на примере комбинированного урока в 5 классе.
-
Использование новых педагогических технологий при изучении краеведения 2005
Изучение родного края, его истории – процесс увлекательный для школьников, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, но это с одной стороны, с другой, обычно на уроки краеведческого характера остается минимум учебного времени. Для разрешения этого противоречия в нашем учебном заведении краеведческий материал изучается как в учебное время, так и во внеучебное. В статье приводится пример использования технологии “Развитие критического мышления” на занятиях краеведческого характера
-
Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" 2005
Урок “Глобальные проблемы современности” предлагается провести в 11-х классах, изучающих курс обществознания по программе “Человек и общество” авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно - дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. Урок был представлен на областном этапе конкурса “Учитель года – 2004” в 1-ой классической гимназии им. И.Н.Ульянова г. Пензы. Автор урока занял II место по итогам конкурса.
-
Устный журнал "Ветры ХХ века" 2005
Цели и задачи внеклассного мероприятия: * развитие патриотических качеств школьников; * углубление знаний школьников по истории России; * показ роли и места семьи, отдельных ее членов в истории края, страны; * развитие навыков работы по сбору исторического материала, его обработке.
-
"Создавать историю" вместе… 2005
Основная цель - лучше разобраться в базовом понятии информатики - что такое информация. Выбрана форма театрализованного занятия как более свободная и доступная, втягивающая аудиторию в обсуждение. Она позволила привлечь сильных студентов к подготовке выступлений и оформлению презентаций. Объем предоставленного места на диске не дает полностью привести презентации, поэтому здесь (Приложение1.zip) основные кадры. Здесь же приведены цели и задачи, входящие в стандартный план урока и литература.