Цели:
- познакомить учащихся с искусством Древней Греции, с театром Диониса, трагедиями и комедиями Софокла, Эврипида, Эсхила, Аристофана.
- воспитать интерес к истории, уважение к культуре и традициям других стран.
Оборудование: жетоны-билеты; кроссворд; таблички с надписями “Скене”, “Театр”, “Орхестра”; костюмы, маски актеров; фрагмент из видеофильма “Великие города древности. Афины. Театр Диониса”; изображение древнегреческого театра на репродукции.
Группе учащихся дано опережающее задание
приготовить костюмы, отрывок-сценку из пьесы
Аристофана “Птицы”.
Помещение, где проводится урок, разделено на
сектора: места для зрителей – театр, орхестра,
скене.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию, посетим театр, познакомимся с драматургами и актерами, посмотрим настоящее театральное представление.
II. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Весной в Древней Греции по дорогам сел и городов ходят ряженые в козлов и сатиров, играют сцены из жизни богов, чтят бога Диониса. Эти праздники – “Великие Дионисии”. А две тысячи пятьсот лет назад в городах стали показывать представления в специально приспособленных местах. На склонах холма строились каменные ступени – места для зрителей – театр.
Появляется ученик в костюме афинянина, в маске древнего актера. В секторах A, B, C, D, где сидят учащиеся-зрители выставляет табличку “Театр”.
Учитель: Билеты в театр были сделаны из свинца или глины, на них буквы A, B, C, D – указаны секции. Деньги на билеты для неимущих выделялись за счет Афин.
Учащимся раздаются билеты – жетоны с указанием сектора A, B, C, D.
Учитель: Первый ряд. Здесь сидят: жрецы Диониса, стратеги, победители олимпийских игр, герои…
Поочередно входят названные зрители, одетые в подобающие одежды. Выходит афинянин-актер в маске и ставит табличку “Орхестра”.
1-й Афинянин: Орхестра – круглая площадка где выступали актеры и хор.
2-й Афинянин выносит и ставит табличку “Скене”.
2-й Афинянин: “Скене” – постройка для декораций, хранилище реквизита.
Учитель: Актеры в театре – мужчины, лицо спрятано под маской, они играют и женские роли. Пьесы, трагедии и комедии.
– Что такое комедия?
– Что такое трагедия?
Учитель: Самые известные сочинители трагедий: Эсхил, Софокл, Еврипид. Прославленный автор комедий Аристофан.
На доске написаны слова: трагедия и комедия, указаны имена великих драматургов древности.
III. Работа с текстом.
Учащиеся вслух зачитывают отрывок из пьесы Софокла “Антигона”. Учитель рассказывает о сюжете пьесы.
Вопросы учащимся:
– Какой жанр данного произведения?
– Какие чувства вызывает сюжет пьесы?
IV. Просмотр видеофильма.
Показывается фрагмент “Театр Диониса” из видеофильма “Великие города древности. Афины” – 2 мин. (Приложение.)
Вопросы учащимся после просмотра.
– Какую пьесу играли актеры?
– Кто ее автор?
– Какой жанр пьесы?
– Какие части театра были изображены в видеофильме?
– Какие декорации и технические изобретения использовали актеры?
– Что нового узнали о театре?
V. Постановка отрывка по мотивам пьесы Аристофана “Птицы”.
1-й Афинянин (в маске): Беспокойна жизнь в Афинах и тяжела – вот от чего в дорогу мы отправились.
2-й Афинянин (в маске): Наскучила нам жизнь в Афинах. Пойдем поищем мы пристанище потише, посмотрим мир и выберем себе какое-нибудь тихое местечко.
Появляется актер в костюме Удода.
1-й Афинянин:
О, то ты царь Удод,
Летаешь много и везде,
И видишь родные края и страны,
Так посоветуй, куда же нам пойти?
И, где живется безопасней?
Удод:
Я был у скифов,
И в персидском царстве.
У берегов Египта зимовал,
Летал у Трои, Иерусалима,
Но жизнь спокойную
Нигде я не видал,
Везде, где люди, птицам там не место.
Еду, гнездо и жизнь готовы отобрать.
2-й Афинянин:
А вы постройте город в небе,
Оттуда землю можно наблюдать.
1-й Афинянин:
Оттуда люди – мошки,
Оттуда ими можно управлять.
Удод:
Я замысла не слышал остроумней,
И если кто-нибудь из вас
Привольно с нами жить захочет,
Иди скорее к нам!
Появляются птицы, танцуют и поют:
Ай, ай, ай, без счета птиц!
Ай, ай, ай сорок синиц!
Верещат, пищат, стрекочут,
Скачут, прыгают, свистят.
Вот счастье, с крыльями на свет родиться!
Выше счастья в мире нет!
Изображают строительство города.
1-й Афинянин:
Месили глину гусаки,
В зобу носили камни для фундамента,
А чибисы водой снабжали их.
Месили глину цапли, журавли.
2-й Афинянин:
Построили небесный город.
Между богами и людьми.
И получили власть над миром.
Чу, на этот раз летит не птица.
Кто же?
Вестница богов – Ирида!
Птица:
О, кто это – Ирида!
Ни с места!
Стой!
Где пропуск твой
За подписью вороны?
Удод:
Долой отсюда!
В великий город наш богам заказан вход
Из зевсовых детей никто к нам не пройдет!
Птицы:
Курений сладкий дым
И мяса жирный чад
Отныне никогда до них не долетят!
Ирида: (рыдает, уходит).
Вопросы к учащимся:
– Отрывок из какой пьесы вы смотрели?
– Почему роль Ириды играл мальчик?
– Что вам особенно запомнилось в Древнегреческом театре?
VI. Закрепление пройденного.
Учащиеся отгадывают кроссворд. Заполняют клеточки на доске.
- Театральный жанр представления.
- Автор древнегреческой комедии.
- Кулисы в древнем театре.
- Сцена в театре.
- Жанр театрального представления.
- Название пьесы.
- Автор трагедии.
- Богиня – вестница богов.
Ответы:
1. Комедия
2. Аристофан
3. Орхестра
4. Скене
5. Трагедия
6. Софокл
7. Птицы
8. Ирида
В красном столбце выделяется слово “Дионисии”
– Какое слово выделено?
– Что оно означает?
VII. Итог урока. Оценка учащихся. Домашнее задание.
Приложение.
Фрагмент из видеофильма “Великие города древности. Афины. Театр Диониса”.