Урок в 5 классе по истории Древнего мира "В театре Диониса"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • познакомить учащихся с искусством Древней Греции, с театром Диониса, трагедиями и комедиями Софокла, Эврипида, Эсхила, Аристофана.
  • воспитать интерес к истории, уважение к культуре и традициям других стран.

Оборудование: жетоны-билеты; кроссворд; таблички с надписями “Скене”, “Театр”, “Орхестра”; костюмы, маски актеров; фрагмент из видеофильма “Великие города древности. Афины. Театр Диониса”; изображение древнегреческого театра на репродукции.

Группе учащихся дано опережающее задание приготовить костюмы, отрывок-сценку из пьесы Аристофана “Птицы”.
Помещение, где проводится урок, разделено на сектора: места для зрителей – театр, орхестра, скене.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию, посетим театр, познакомимся с драматургами и актерами, посмотрим настоящее театральное представление.

II. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Весной в Древней Греции по дорогам сел и городов ходят ряженые в козлов и сатиров, играют сцены из жизни богов, чтят бога Диониса. Эти праздники – “Великие Дионисии”. А две тысячи пятьсот лет назад в городах стали показывать представления в специально приспособленных местах. На склонах холма строились каменные ступени – места для зрителей – театр.

Появляется ученик в костюме афинянина, в маске древнего актера. В секторах A, B, C, D, где сидят учащиеся-зрители выставляет табличку “Театр”.

Учитель: Билеты в театр были сделаны из свинца или глины, на них буквы A, B, C, D – указаны секции. Деньги на билеты для неимущих выделялись за счет Афин.

Учащимся раздаются билеты – жетоны с указанием сектора A, B, C, D.

Учитель: Первый ряд. Здесь сидят: жрецы Диониса, стратеги, победители олимпийских игр, герои…

Поочередно входят названные зрители, одетые в подобающие одежды. Выходит афинянин-актер в маске и ставит табличку “Орхестра”.

1-й Афинянин: Орхестра – круглая площадка где выступали актеры и хор.

2-й Афинянин выносит и ставит табличку “Скене”.

2-й Афинянин: “Скене” – постройка для декораций, хранилище реквизита.

Учитель: Актеры в театре – мужчины, лицо спрятано под маской, они играют и женские роли. Пьесы, трагедии и комедии.

– Что такое комедия?

– Что такое трагедия?

Учитель: Самые известные сочинители трагедий: Эсхил, Софокл, Еврипид. Прославленный автор комедий Аристофан.

На доске написаны слова: трагедия и комедия, указаны имена великих драматургов древности.

III. Работа с текстом.

Учащиеся вслух зачитывают отрывок из пьесы Софокла “Антигона”. Учитель рассказывает о сюжете пьесы.

Вопросы учащимся:

– Какой жанр данного произведения?

– Какие чувства вызывает сюжет пьесы?

IV. Просмотр видеофильма.

Показывается фрагмент “Театр Диониса” из видеофильма “Великие города древности. Афины” – 2 мин. (Приложение.)

Вопросы учащимся после просмотра.

– Какую пьесу играли актеры?

– Кто ее автор?

– Какой жанр пьесы?

– Какие части театра были изображены в видеофильме?

– Какие декорации и технические изобретения использовали актеры?

– Что нового узнали о театре?

V. Постановка отрывка по мотивам пьесы Аристофана “Птицы”.

1-й Афинянин (в маске): Беспокойна жизнь в Афинах и тяжела – вот от чего в дорогу мы отправились.

2-й Афинянин (в маске): Наскучила нам жизнь в Афинах. Пойдем поищем мы пристанище потише, посмотрим мир и выберем себе какое-нибудь тихое местечко.

Появляется актер в костюме Удода.

1-й Афинянин:

О, то ты царь Удод,
Летаешь много и везде,
И видишь родные края и страны,
Так посоветуй, куда же нам пойти?
И, где живется безопасней?

Удод:

Я был у скифов,
И в персидском царстве.
У берегов Египта зимовал,
Летал у Трои, Иерусалима,
Но жизнь спокойную
Нигде я не видал,
Везде, где люди, птицам там не место.
Еду, гнездо и жизнь готовы отобрать.

2-й Афинянин:

А вы постройте город в небе,
Оттуда землю можно наблюдать.

1-й Афинянин:

Оттуда люди – мошки,
Оттуда ими можно управлять.

Удод:

Я замысла не слышал остроумней,
И если кто-нибудь из вас
Привольно с нами жить захочет,
Иди скорее к нам!

Появляются птицы, танцуют и поют:

Ай, ай, ай, без счета птиц!
Ай, ай, ай сорок синиц!
Верещат, пищат, стрекочут,
Скачут, прыгают, свистят.
Вот счастье, с крыльями на свет родиться!
Выше счастья в мире нет!

Изображают строительство города.

1-й Афинянин:

Месили глину гусаки,
В зобу носили камни для фундамента,
А чибисы водой снабжали их.
Месили глину цапли, журавли.

2-й Афинянин:

Построили небесный город.
Между богами и людьми.
И получили власть над миром.
Чу, на этот раз летит не птица.
Кто же?
Вестница богов – Ирида!

Птица:

О, кто это – Ирида!
Ни с места!
Стой!
Где пропуск твой
За подписью вороны?

Удод:

Долой отсюда!
В великий город наш богам заказан вход
Из зевсовых детей никто к нам не пройдет!

Птицы:

Курений сладкий дым
И мяса жирный чад
Отныне никогда до них не долетят!

Ирида: (рыдает, уходит).

Вопросы к учащимся:

– Отрывок из какой пьесы вы смотрели?

– Почему роль Ириды играл мальчик?

– Что вам особенно запомнилось в Древнегреческом театре?

VI. Закрепление пройденного.

Учащиеся отгадывают кроссворд. Заполняют клеточки на доске.

  1. Театральный жанр представления.
  2. Автор древнегреческой комедии.
  3. Кулисы в древнем театре.
  4. Сцена в театре.
  5. Жанр театрального представления.
  6. Название пьесы.
  7. Автор трагедии.
  8. Богиня – вестница богов.

Ответы:

1. Комедия
2. Аристофан
3. Орхестра
4. Скене
5. Трагедия
6. Софокл
7. Птицы
8. Ирида

В красном столбце выделяется слово “Дионисии”

– Какое слово выделено?

– Что оно означает?

VII. Итог урока. Оценка учащихся. Домашнее задание.

Приложение.

Фрагмент из видеофильма “Великие города древности. Афины. Театр Диониса”.