Цели:
- На основе уже имеющихся у учащихся знаний о социально-экономических предпосылках революции и развернутой политической характеристики России как противоречивого узлового пункта системы империализма на уроке формулируются причины революции.
- Показать учащимся события 9 января 1905 г. Как начало первой русской революции, раскрыть значение этих событий.
- Воспитывать сочувствие, сопричастность борьбе трудящихся России за социальные свободы/
План урока:
- Организационный момент (приветствие, настрой, сообщение темы, определение целей).
- Вступительное слово учителя.
- Опрос в виде фронтальной беседы. Причины революции.
- Кровавое воскресенье – 9 января 1905 г. Начало революции.
Оборудование:
- Карта “Революция 1905-1907 гг.”.
- Картина “9 января 1905 г.”.
- Таблица на доске.
- Петиция (документ).
- Фоно запись очевидца событий.
- Стих о революции.
Как вы думаете “Каковы же цели нашего сегодняшнего урока? (Учитель сверяет цели названные учениками со своими в конце учебного занятия).
В январе 2005 г. – 100 лет событиям, которые привели в движение все классы русского общества. Эти события потрясли социально-политические устои царской России. 2 года – 1905-1907 гг. В истории они получили название – первая русская революция. Это политическая акция оставила глубокий след в умах и сердцах людей того времени и заставляет нас, потомков оглянуться назад, через 100 лет.
На предыдущих уроках мы изучали социально-политическое и экономическое развитие России, которое привело к революции! Что такое революция? Можно сегодня утверждать, что произошла молодежная революция.
В чем она проявляется? А почему произошла? (Ученики называют разные причины). А можно примириться с существующим положением или согласиться? В нашей стране отмечается еще одна революция – Октябрьская, как день согласия и примирения . Вы утверждаете правильно, что с таким положением согласиться нельзя!
На основе конкретных фактов жизни России, определите, каковы были причины первой русской революции, выполняя задание на доске и в тетради.
№ |
Причины |
Факты
свидетельствующие |
Россия была в то время узлом противоречий. А каких же противоречий?
Развивающая беседа с учащимися:
- По своему общественно-государственно устройству, что собой представляла Россия?
- Интересы какого класса и социальных слоев выражало самодержавие, как форма государственной власти в России?
- Готова ли была царская администрация преобразовать жизнь? Если “нет”, то почему?
- Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
Работа с таблицей. Экспресс-общение.
Ученик-эксперт обобщает ответы школьников и формулирует название причины и записывает на доске (невозможность управлять по-старому или неспособность царизма управлять новыми методами). А чтобы уточнить факты, вспомните, были ли попытки реформировать страну? (Вспоминают и уточняют: одинокие реформаторы Витте, Святополк –Мирский).
В чем кроется узел противоречий. В Российской империи начинаются преобразования. Назревает конфликт чего с чем? (Противоречие нового капиталистического развития в промышленности со старыми феодальными порядками)
В чем заключалось капиталистическое развитие в промышленности? (Индустриализация, национальный доход, место в мире и валовой доход по промышленности, урбанизация, инвестиции, монополии). Работа с терминами. Работа с понятиями, Учащиеся в процессе экспресс общения работают с рабочими тетрадями. Работа с картой.
Разбираем вопрос противоречий дальше. В условиях новых преобразований формулируется 2 новых класса, каких? Так значит противоречие кого с кем? (Буржуазии и пролетариата).\
Почему происходит противоречие? (Тяжелое положение рабочих) Подтвердите фактами. Историки говорят, что год 1861 – й породил 1905 – й (что было в 1861 г.?) Почему историки сделали такой вывод? (Нерешенный крестьянский вопрос при отмене крепостного права) Произошел конфликт между пережиточными классами, какими? (Крестьяне, дворяне). Разъясните, из-за чего конфликт? (Безземелье, помещичье хозяйство, поставщик хлеба – крестьянское хозяйство, община и др.). Почему буржуазия, несмотря на то, что царизм защищал и её интересы находилась в оппозиции к самодержавию? (Абсолютизм, сосредоточение в руках царя всех ветвей власти, несамостоятельность буржуазии из-за влияния иностранного капитала) Что значит буржуазия “розовела”? (Она включилась в революцию).
В революции стала участвовать опора царизма (Кто?) (Армия и флот). А чем они были недовольны? (Русско-Японская война)
Закрепление 1 этапа урока. Работа с понятиями и датами.
В России сложилась Революционная ситуация (вспомните, что это такое?). А были еще революционные ситуации в стране? И когда (1825, 1861, Восстание декабристов и отмена крепостного права). Какие социальные группы участвовали в тех общественных изменениях? (Дворяне, крестьяне, армия) . В революционных событиях 1905 г. участвуют почти все социальные группы. Какие признаки революционной ситуации вы знаете? (Называют, тем самым закрепляют материал, III признак называют “Усиление революционной активности трудящихся”)
Работа с картой и тетрадью.
Покажите на карте районы революционной активности и выпишите в тетрадь из учебника действия восставших.
Активизировалась деятельность по отвлечению масс от революции. Была попытка создать “минимальный социализм”, вспомним опыт полковника царской жандармерии Зубатова, т.е. насаждали “полицейский Зубатовский социализм”
Были ли попытки раньше взять под контроль общественные массы и отвернуть от революции (Плеве). Один из учеников сообщает…
Священник Гапон, с разрешения властей ведший просветительскую работу среди Петербургских рабочих, организовал “Собрание русских фабрично заводских рабочих, Гапон и его сподвижники всячески укрепляли монархические и религиозные иллюзии среди отсталой массы рабочих, внушали мысль о том, что, царь-батюшка пойдет на встречу пожеланиям рабочих. Гапоновская пропаганда имела успех.
Учитель: Гапоновщина. Вы бы стали придерживаться её?
Сообщение продолжается…
В дни стачки в Петербурге, начавшейся 3 января с забастовки Путиловского завода, на рабочих собраниях широко обсуждался Гапоновский проект петиции царю, в которой излагались нужды рабочих. В собраниях негласно участвовали большевики. Под их влиянием в проект были внесены важные политические требования. Петицию было решено передать самому царю, для чего организовать мирное шествие ко дворцу 9января.
Учитель: Текст петиции на столах – работа с ней. (Приложение 1) Прочитайте первый абзац петиции.
? Что побудило принять петицию? (Отчаяние)
? Были ли попытки разрешить ситуацию?
? Не только экономических свобод хотели
трудящиеся, но и политических прав, каких именно?
? Как бы вы озаглавили требования пунктов 1, 2, 3
текста петиции. (Приложение 2)
Учебная картина на доске “9 января 1905 г. (рассказ по картине).
Ясным солнечным утром, 9 января 1905 г. (в воскресенье) празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми двинулись с окраин города Петербурга к Зимнему дворцу.
Стихотворение: (читает ученик)
На устах с молитвой, с верою в груди,
С царскими портретами, с иконой впереди,
Не на бой с противником, не в раздумье злом –
Шел народ измученный бить царю челом.
“Гой ты, царь наш батюшка! Оглянись вокруг:
Нет житья, нет моченьки нам от царских слуг.
От купцов – разбойников, от заводчиков,
От дворян – помещиков и от кулаков…
Все сердца народные выжжены грозой,
Все глаза изъедены горькою слезой,
Мрем в цепях и с голоду.…Некуда уйти…
Ты один заступник наш, ты нас защити!..”
Учитель: Как их встретили, послушайте фонозапись (очевидец событий вспоминает).
Разрушена вера в царя. Расстреляно убеждение в идоле. В этот же день массовые забастовки будут по всей России. Так началась революция.
В чем историческое значение Кровавого воскресенья?