Задачи урока:
познакомить учащихся с системой обучения и
воспитания в афинских школах и гимнасиях;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.
Оборудование: богиня КЛИО; колесо истории; розга; лавровый венок; 12 текстов греческого алфавита; рис № 1 – стиль, деревянная книжка; рис № 2 – музыкальные инструменты; рис. № 3 – пятиборье; листы с именами греческих ученых; карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”
Вступительное слово учителя
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой.
Ребята! Откройте, пожалуйста, 1-й форзац учебника. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции.
Эта информация нам сегодня нужна и важна, так как урок мы проведем в форме путешествия. Я надеюсь, что вы будете любознательными путешественниками, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках. Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы.
Учитель приглашает одного желающего ученика и одевает ему на голову лавровый венок.
Ах, какой запах! Из чего же сделан этот венок? Знаете ли вы, где используют лавровый лист?
Когда древние греки одерживали победу на олимпийских играх, их награждали оливковым или лавровым венком, они приносили его домой и вскоре все соседи знали, что здесь живет победитель. Как вы думаете, почему?
Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.
Учитель вместе с учениками обращается к богине КЛИО с молитвой, просит ее благословления и помощи во время путешествия.
Затем учитель вращает колесо истории, с помощью которого можно попасть на много лет назад.
Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад – в IV век до н.э.:
Изучение нового материалаКолесо истории влево повернись,
Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
Про эпохи, войны, про борьбу за власть,
Как сумели многие в историю попасть?
1. Главная задача греческой культуры/
Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.
Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.
Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.
К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
2. Древнегреческий алфавит, письменность.
Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.
Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)
Греки в древности писали на папирусе, а также на покрытых воском дощечках. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.
В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА
Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.
3. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений.
А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школы, ПТУ, школа-комплекс).
Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)
Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
Какие из этих учебных заведений вам знакомы?
Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ?
А слово “гимнасий” вам что-нибудь напоминает? В нашей школе есть гимназические классы, где вы изучаете углубленно некоторые предметы.
Учитель беседует с учениками, выявляя черты сходства и отличия греческих и российских школ.
Раз у нас сегодня урок-путешествие, давайте по пути заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.
ШколаМы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья.
Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.
Греческий алфавит
1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.
Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)
2. Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).
3. А как будет по-гречески “папа”? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.
Во время выполнения задания наблюдаю за детьми, иногда ругаю, советую чаще переворачивать стили, работать прилежно. Проверяю выполнение задания, вызываю одного ученика к доске. На дом даю задание: составть по-гречески 5 – 10 слов, имеющих отношение к истории Древней Греции.
Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.
В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.
Это были основные школьные предметы.
ПалестраПутешествие в школу закончилось, наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.
Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Задание классу: рассмотрите рисунки на доске и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.
ГимнасийВ гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.
Вызываю двух учеников к доске.
Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
После окончания поединка и подведения итогов даю задание на дом:
Ребята! Попытайтесь дома письменно разработать “Правила ораторского искусства”.
Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.
Вывешиваю на доску таблички с их именами, кратко комментирую, а дети делают записи в тетрадях.
Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.
Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия.
Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.
Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной:
Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!
По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины.
Закрепление
Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
I. Составьте расписание уроков:
I вариант – в греческой школе
II вариант – в палестре
II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?
а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;
б) Гиппократ, Геродот, Перикл.
III. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
IV. Познавательное задание.
Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?
V. Работа нескольких учащихся у доски.
а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение:
Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;
б) отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:
На доске лист с рисунками: свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга и др.
Заключительное слово
Наше путешествие заканчивается, пора в обратный путь.
Колесо истории и весь шар, народ
Движет непрестанно вправо и вперед.
День за днем события, где – то снова войны,
“Нет” - кровопролитию, мы за мир без бойни!
(Связать с современными политическими событиями)
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.
Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны.
Учитель собирает жетоны, оценивает детей. На память о путешествии в Древнюю Грецию можно каждого ребенка угостить песочным печеньем, которое имеет форму букв греческого алфавита. Каждый ребенок, получив букву, опознает ее. Это подлинный прием, который часто использовали греческие и римские преподаватели.