История и обществознание
-
Презентация "Помните! Через года,через века. Помните! "Цикл внеклассных мероприятий средствами школьного музея 2008
Презентация, в которой автор делится опытом проведения мероприятий по краеведению с целью воспитания патриотизма.
-
Разработка урока по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" 2008
В материале представлена методическая разработка урока по учебно-методическому комплекту Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века". Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе проведения занятия используются различные элементы современных образовательных технологий, в том числе информационно-комуникационных.
-
Религия, ее роль в жизни древних греков 2008
Урок истории в 5-м классе с использованием слайдов проводится как урок изучения нового материала и совершенствование умений и навыков с использованием инновационных технологий и применения исследовательского метода. Урок способствует усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта).
-
Урок по истории "Романовы. Начало династии" 2008
Методика изучения нового материала на уроке с использованием групповой работы в технологии развития критического мышления на примере предметного материала истории России.
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Политические партии и партийные системы (урок обществознания в 10–11-м профильном классе) 2008
Двухчасовой урок может быть проведён в 10–11-м классе в курсе обществознания или при изучении элективного курса по политологии. По тематике и содержанию рассчитан на профильный класс. Целью урока является сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека. По типу этот урок - педагогическая мастерская.
-
Как помочь школьнику справиться с учебной нагрузкой 2008
Как научить школьника учиться? Как сформировать мотивацию учения, навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки. В статье я попыталась дать краткие ответы на эти вопросы.
-
Урок по краеведению на тему "Нижегородский край в древности. Первые сведения по истории края" 2008
Урок изучения нового материала в форме практической работы. Поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели.
-
Интегрированный урок (обществознание + история) для 9–11-х классов по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека" 2008
В ходе урока были затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин, способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Жители Российского гоударства во второй половине XV – начале XVI века" 2008
Специфика урока в том, что учащиеся должны уяснить, как изменения в системе государственного управления изменили жизнь жителей государства. Главный акцент на уроке делается на следующих моментах: изменение положения бояр, зарождение помещичьего землевладения и ограничение свободы крестьян. При закреплении изученного материала проводится дискуссия о формах власти, о правах и обязанностях граждан современного Российского государства.
-
Урок истории по теме "Как и почему возникли деньги" в 3-м классе 2008
На протяжении всего учебного занятия ученики самостоятельно и с помощью учителя ищут ответ на проблемный вопрос «Как и почему возникли деньги?». Создаются условия для творческого самовыражения детей: ученики выступают в роли учителя, участвуют в дискуссии по вопросу «О чём может рассказать историку язык монет».
-
Предметные недели в школе. История 2008
Представлен сценарии мероприятий во время "Недели" для учащихся разных классов.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" 2008
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся.
-
Урок краеведения в 6-м классе "Я – историк-исследователь" 2008
В школах Амурской области курс «Историческое краеведение» ведется третий год. Поэтому уроки краеведения – это актуальная тема и творческие возможности одновременно. Урок-практикум дает детям возможность представить себя в роли историка-исследователя. Вырабатываются учебные умения и знания, и в тоже время идет процесс создания школьной учебной и методической базы по историческому краеведению.
-
Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе по истории 2008
Сценарий тематического классного часа в старших классах «Пусть помнит мир спасенный…» с использованием документальных свидетельств трагических и героических страниц прошлого нашего Отечества. Представлена картина фашистских злодеяний на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны и звучит предостережение о расползании разновидности современного фашизма – движения скинхедов.
-
Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг. 2008
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.
-
Урок-практикум по теме "Гражданская война в России" 2008
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война».
-
Урок по теме "Конституция" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах.
-
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ 2008
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения.
-
Организация краеведческой работы 2008
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся.
-
Применение дидактических игр при изучении хронологии 2008
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми.
-
Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Основание греческих колоний" 2008
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока.
-
Занимательная Россия 2008
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания.
-
Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный" 2008
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России.
-
Самопознание (урок обществознания в 10-м классе) 2008
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Практическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии.
-
Интегрированный урок (математика + история) по теме "Дроби. Древневосточные цивилизации" 2008
Интегрированный урок математики и истории проводится с использованием приложения Power Poit. Совмещение двух наук - истории, математики и ИКТ - повышает познавательный интерес учащихся к учебе. Такие уроки помогают ребенку преодолевать барьер учитель–ученик, лучше усваивать информацию и успешно применять ее на практике, чувствовать свою значимость в подготовке урока, добывая нужные сведения и воплощая идеи в реальность.
-
Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории 2008
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся 2008
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы.
-
Начальный этап Второй мировой войны (1939–1942 гг.), 9-й класс 2008
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний.
-
Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов" 2008
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи.