Пояснительная записка
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.
Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Программа дополнительного образования рассчитана на пять лет, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 5-8 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала” и краеведческих материалов школьного музея. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.
Цели:
- Формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.
Задачи программы:
- Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
- Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
- Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.
Принципы краеведческого воспитания и образования:
- Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
- Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
- Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
- Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
- Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа по дополнительному образованию “Мой край северный” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
- владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
- использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
- приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
- владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Предполагаемые результаты программы “Мой край северный” включают следующие формы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ямала);
- рецензирование знаний;
- тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).
В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.
Содержание программы
Основным содержанием программы “Мой край северный” является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Ямала, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческо-туристической деятельности. Деятельность школьников и педагогов по программе “Мой край северный” определяется тематическими блоками:
- Летопись родных мест.
- Родословие.
- Военные события.
- Природное наследие.
- Этнография.
Тематические блоки-модули программы “Мой край северный”
1. Блок модуль “Летопись родных мест”:
1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.
1.2. “Наши земляки”.
“История школы”.
Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.
Задачи:
- восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках;
- изучение истории города Надым, поселков, поселений коренных народов;
- воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;
Основные формы деятельности:
- проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
- подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.
Ожидаемые результаты:
- создание хроник, летописей поселков г. Надыма и Надымского района;
- формирование банка краеведческих данных.
2. Блок модуль “Родословие”:
2.1. “Древо жизни”.
2.2. “Семейные традиции и обряды”.
Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.
Задачи:
- обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;
- развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
- ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.
Основные формы деятельности:
- Изучение и составление семейных родословных.
- Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.
Ожидаемые результаты:
- Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
- Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.
3. Блок модуль “Военные события”:
3.1. “Великая Отечественная война”.
3.2. “Мемориал”.
3.3 “Современные военные конфликты”.
Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.
Задачи:
- поиск и изучение архивных материалов;
- участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- подготовка молодого поколения к военной службе.
Основные направления и формы деятельности:
- участие в проведении поисковых экспедиций;
- уход за памятником воинской славы в селе;
- оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;
- проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
Ожидаемые результаты:
- создание музейных экспозиций;
- увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
- использование краеведческого материала в образовательном процессе.
3.1. “Великая Отечественная война”.
3.2. “Мемориал”.
3.3. “Современные военные конфликты”.
4. Блок модуль. “Природное наследие”:
4.1. “Тайны природы”.
4.2. “Природа в опасности!”.
Цель: вовлечение педагогов и школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.
Задачи:
- расширение знаний о рациональном природопользовании;
- природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
- воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;
- выявление взаимосвязи природного и культурного наследия Ямала;
- формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.
Основные направления и формы деятельности:
- изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;
- выявление источников загрязнения природной среды;
- описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.
Ожидаемые результаты:
- выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
- составление атласов-каталогов памятников природы, создание экологических постов, троп.
5. Блок модуль “Этнография”:
5.1. “Основные ценности коренных народов Ямала”.
5.2. “Народная игра”.
5.3. “Фольклор”.
Цель: полнее раскрыть культуру и быт коренных народов Севера посредством изучения и освоения народных традиций.
Задачи:
- изучение и анализ материальной и духовной культуры коренных народов Ямала;
- раскрытие творческого потенциала личности учащегося через уникальную природу этнографии;
- формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.
Основные формы деятельности:
- формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
- изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и районного краеведческих музеев;
- участие в этнографических праздниках и обрядах;
- возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.
Ожидаемые результаты:
- создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;
- создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;
- создание условий для занятий этноисследовательской работой.