Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.

Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Программа дополнительного образования рассчитана на пять лет, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 5-8 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала” и краеведческих материалов школьного музея. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.

Цели:

  1. Формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.

Задачи программы:

  1. Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
  2. Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.

Основные направления краеведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
  3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа по дополнительному образованию “Мой край северный” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты программы “Мой край северный” включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ямала);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.

Содержание программы

Основным содержанием программы “Мой край северный” является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Ямала, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческо-туристической деятельности. Деятельность школьников и педагогов по программе “Мой край северный” определяется тематическими блоками:

  1. Летопись родных мест.
  2. Родословие.
  3. Военные события.
  4. Природное наследие.
  5. Этнография.

Тематические блоки-модули программы “Мой край северный”

1. Блок модуль “Летопись родных мест”:

1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.

1.2. “Наши земляки”.

“История школы”.

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.

Задачи:

  • восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках;
  • изучение истории города Надым, поселков, поселений коренных народов;
  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;

Основные формы деятельности:

  • проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
  • подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.

Ожидаемые результаты:

  • создание хроник, летописей поселков г. Надыма и Надымского района;
  • формирование банка краеведческих данных.

2. Блок модуль “Родословие”:

2.1. “Древо жизни”.

2.2. “Семейные традиции и обряды”.

Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

  • обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;
  • развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
  • ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.

Основные формы деятельности:

  1. Изучение и составление семейных родословных.
  2. Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
  2. Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.

3. Блок модуль “Военные события”:

3.1. “Великая Отечественная война”.

3.2. “Мемориал”.

3.3 “Современные военные конфликты”.

Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

  • поиск и изучение архивных материалов;
  • участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
  • подготовка молодого поколения к военной службе.

Основные направления и формы деятельности:

  • участие в проведении поисковых экспедиций;
  • уход за памятником воинской славы в селе;
  • оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;
  • проведение мероприятий, связанных с памятными датами.

Ожидаемые результаты:

  • создание музейных экспозиций;
  • увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе.

3.1. “Великая Отечественная война”.

3.2. “Мемориал”.

3.3. “Современные военные конфликты”.

4. Блок модуль. “Природное наследие”:

4.1. “Тайны природы”.

4.2. “Природа в опасности!”.

Цель: вовлечение педагогов и школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.

Задачи:

  • расширение знаний о рациональном природопользовании;
  • природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
  • воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;
  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия Ямала;
  • формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

Основные направления и формы деятельности:

  • изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;
  • выявление источников загрязнения природной среды;
  • описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.

Ожидаемые результаты:

  • выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
  • составление атласов-каталогов памятников природы, создание экологических постов, троп.

5. Блок модуль “Этнография”:

5.1. “Основные ценности коренных народов Ямала”.

5.2. “Народная игра”.

5.3. “Фольклор”.

Цель: полнее раскрыть культуру и быт коренных народов Севера посредством изучения и освоения народных традиций.

Задачи:

  • изучение и анализ материальной и духовной культуры коренных народов Ямала;
  • раскрытие творческого потенциала личности учащегося через уникальную природу этнографии;
  • формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.

Основные формы деятельности:

  • формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
  • изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и районного краеведческих музеев;
  • участие в этнографических праздниках и обрядах;
  • возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.

Ожидаемые результаты:

  • создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;
  • создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;
  • создание условий для занятий этноисследовательской работой.