Интегрированный урок (математика + история) по теме "Дроби. Древневосточные цивилизации"

Разделы: Математика, История и обществознание


Главная дидактическая цель.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.

Обучающие цели урока.

Выявить качество и уровень овладения знаниями умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках, основами научного мировоззрения через интеграцию истории и математики.

Развивающие цели урока.

Развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.

Воспитывающие цели урока.

Воспитание положительного отношения к знаниям к процессу учения. Создание условий для воспитания гуманного чувства отношения человеку к человеку; для сотрудничества в группе.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Сообщение правил игры.
  3. Входной контроль – учебные действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
  4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
  5. Итог игры, подведение итогов урока.
  6. Разноуровневое домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока.

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

Согласование целей с учащимися. (слайды №1 и №2)

2. Сообщение правил игры.

На этом этапе команды знакомятся с правилами игры, разыгрывают очередность задаваемых вопросов и капитаны представляют свои команды.

Жюри получает инструкции о правилах заполнения итоговых листов, в которых жюри фиксирует количество баллов за каждый правильный ответ. (слайд №3)

3. Входной контроль – учебные действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.

1 вопрос. Об истории, каких древневосточных цивилизаций мы говорили на уроках?
2 вопрос. Что вы знаете об обыкновенных дробях? (слайд № 4)

4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.

1). Итак, мы начинаем.

Текст задания выводится на экран с использованием мультимедиапроекора.

Задание № 1. (слайд № 5)

Длина отрезка АВ равна 2 см. Найдите длину отрезка CD, если его длина составляет от длины отрезка АВ.

Вопрос № 1. С какими священными животными, охранявшими вход в столицу Персии, связано число 5?

В подтверждение правильного ответа просматриваем слайды 6,7,8.

2). После круга вопросов учителей, вопрос задают ученики. (слайд № 9)

3). Вопрос учителей.

Учащиеся получают задания на карточках.

Задание № 2. (слайд № 10)

Расшифруйте названия рек и скажите по территории, каких древневосточных государств они протекают?

Команда 1.

  1. Найти НОД(6и8)
  2. Решить уравнение: 12х-6х = 18
  3. Радиус окружности равен 2см 6мм. Найти диаметр.

Шифр

а = 46
н = 3
к = 5
и = 2
д = 52
о = 4

1) Найти НОК(11и3)
2) Найти от 27
3) Упростить 2х-2х
4) Вычислить 64 : 4

Шифр

а = 19
т = 33
е = 9
г = 0
в = х
и = 18
р = 16

Команда 2.

  1. Найти НОД(13и7)
  2. Решить уравнение: 8у-4у = 12
  3. Диаметр окружности равен 15мм. Найти радиус.

Шифр

с = 4
д = 30
е = 4
н = 3
и = 1
а = 51

1) Найти НОК(6и8)
2) Найти от 10
3) Упростить 7х-7х
4) Вычислить 51 : 3

Шифр

к = х
р = 17
г = 0
м = 48
т = 24
и = 4
ф = 21

Команда 3.

  1. Найти НОД(4и2)
  2. Решить уравнение: 3•х = 9
  3. Радиус окружности равен 2см. Найти диаметр.

Шифр

е = 8
л = 6
и = 2
а = 1
д = 4
н = 3

1) Найти НОК(3и4)
2) Найти от 8
3) Упростить 3х-3х
4) Вычислить 48 : 3

Шифр

т = 12
и = 2
р = 16
а = 4
г = 0
н = 32
п = 21

Во время ответа ученик должен показать реки на карте.

4). Круг вопросов учащихся.

5). Вопрос учителей.

Задание № 3. (слайд № 11. Ответы на слайдах 12,13).

Исходя из деления древне-индийского общества на социальные слои составьте две дроби (составляя дроби учитывайте иерархическое строение общества).

Вопрос № 3. (слайд № 14)

Правильные или неправильные дроби получились? Почему?
Как это соотносится с морально-этическими нормами?
Кто из мыслителей призывал не делать ничего того, чего не пожелал бы себе?

6). Вопрос учителей.

Учащиеся получают задания на карточках.

Задание № 4. (слайд № 15)

Составьте числовое выражение и найдите его значение.

Команда 1.
Задание № 4

Составьте числовое выражение и найдите его значение.

Если из доли года Взятия Вавилона Персами вычесть доли года Захвата Египта Персами, то получится…

Команда 2.
Задание № 4.

Составьте числовое выражение и найдите его значение.

Если из доли года Разрушения Ниневии - Столицы Ассирии вычесть доли года Захвата Египта Персами, то получится…

Команда 3.
Задание № 4.

Составьте числовое выражение и найдите его значение.

Если к доли первого года Правления Хаммурапи в Вавилонии прибавить долю года Разрушения Ниневии – Столицы Ассирии, то получится…

7). Круг вопросов учащихся.

8). Вопрос учителей.

Задание № 5. (слайд № 16)

Просмотр видеофрагмента.

О какой древневосточной цивилизации идет речь в этом фрагменте?

Вопрос № 5.

Постарайтесь найти изобретение этой цивилизации, которое дает представление о геометрической фигуре. (Ответ: компас и т. п.) (слайд № 17)

9). Вопрос учителей.

Задание № 6. (слайд № 18)

Радиус окружности равен 11. Найти диаметр.

Вопрос № 6.

Как полученное вами число может быть связано с финикийской цивилизацией?

Ответ слайд № 19.

5. Итог игры, подведение итогов урока. (слайд № 20)

Слово предоставляется жюри.

Выставление отметок.

I место – “5”
II место – “4”
III место – жетоны

6. Разноуровневое домашнее задание. (слайд № 21)

Разноуровневое домашнее задание.

I уровень – кроссворд.
II уровень - таблица.
III уровень – таблица фраз с пропущенными словами - определениями.

7. Рефлексия.