Цели урока:
Учащиеся:
- Изучат фактический материал по теме урока, придут к пониманию причин и значения основания греческих колоний, расширят представление о понятии колония и освоят новые понятия (метрополия, Эллада, эллины).
- Продолжат формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.
- Продолжат формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
- Текст фрагмента исторического источника на каждой парте <Приложение1>
- А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Просвещение, 2007.
- Презентация “Основание греческих колоний” <Приложение2>
- Дидактические материалы <Приложение3>
- Лист самооценки для каждого ученика <Приложение4>
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
Вступительная часть
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью.
Выслушав ответы, учитель сообщает: “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.
Называется тема урока (слайд 1).
Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”
Предположения учащихся:
1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);
2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.
Изучение нового материала
1. Причины основания греческих колоний.
Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника (Приложение1) и текстом учебника (с.144-145, п.1) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).
Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 2).
2. В каких местах греки основывали свои колонии.
Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 3).
Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.
Обсудив ответы (отражаются на слайде 4), учащиеся выполняют задания на контурной карте в рабочей тетради (задание № 28, с.20-21).
Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника (Приложение1) и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности). Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация учебника (с.145), которая помещена также на слайде 5. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли.
3. Развитие торговли.
Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.
Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.
Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 6-7).
Учащиеся делают записи в рабочей тетради (задание № 27, с.20).
4. Греки и скифы.
Данный вопрос рассматривается либо на основе чтения текста учебника (с.146-148), либо один учащийся делает заранее подготовленное сообщение (словесная информация иллюстрируется слайдом 8).
Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:
- во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);
- во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.
Греческие колонии становились независимыми городами-государствами – полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.
5. Значение греческой колонизации.
Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”
В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 9 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).
В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось.
Подведение итогов урока
На данном этапе:
- учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой (Приложение 3);
- заполняют лист самооценки (Приложение 4).
Домашнее задание: § 32, вопросы и задания к параграфу (устно).
Литература:
- Фукидид. История: Историки античности. Т.1. – М.: Правда, 1989.
- А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Хачатурян В.М. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.
- Школьная энциклопедия “Руссика”. История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.