Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории

Разделы: История и обществознание


“Некоторые ценности приобретаются вместе с общей культурой, но я думаю, что самым важным ценностям мы учимся тогда, когда заглядываем в глубины своей собственной души”.

М. Клеланд

Мы все прекрасно осознаем, что воспитать настоящего человека, личность совсем не просто, особенно в период смены ценностных ориентиров и идеалов.

Однако мы не должны забывать, что ”… Систему ценностей не выдумывают, системой ценностей, прежде всего, живут. Так как человеческая жизнь является сознательной жизнью, и общественное сознание не есть не что другое, как сознательное бытие, то система ценностей не только осознается, но в связи с отдельными моментами процесса жизни глубоко продумывается”(Я. Светлый).

Мне хотелось бы отметить, что проблема ценностей была актуальна всегда. Она исторична по своей природе, достаточно вспомнить сетования Сократа на молодое поколение.

Именно в юношеском возрасте особую актуальность приобретают задачи социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире.

Однако сложившиеся социально-экономические отношения привели к нестабильности социально-нравственных ориентаций молодежи и резкому изменению их ценностей и идеалов. К сожалению, многие выпускники абсолютно инфантильны, неясно представляют реальную действительность, их ценностные ориентации противоречивы. Поэтому современная школа призвана создать условия для позитивного ценностного самоопределения в ранней юности.

Прежде всего, учитель должен представлять, чем живут его подопечные, чему они отдают предпочтение.

Как важно ухватить в человеке духовные, идеальные силы, составляющие мир личности - ценностную ориентацию, жизненные силы, нравственные идеалы и самооценку. Научить ребенка видеть цель, радоваться жизни, стремиться к самосовершенствованию - нелегкий, но интересный труд учителя.

В нашей школе на протяжении ряда лет проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М. Рокича, Фридмана, О. Е. Лебедева. Исследования показали, что с 1994 - 1995 учебного года произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. Тогда, более десяти лет назад, на первом месте были такие ценности как – счастливая семейная жизнь, любовь, друзья, а интересная работа и общественное признание на втором. А сейчас школьники отдают предпочтение таким ценностям как – здоровье (75%), интересная работа (56%), счастливая семейная жизнь, любовь (39%), хорошие друзья (33%), уважение окружающих (20,7%). Свобода как ценность с девятого места перешла на шестое. В качестве ценностей-средств отмечают: образованность, рационализм, независимость, жизнерадостность.

80 % учащихся видят свое будущее положительным, прекрасным, благоприятным “в котором есть друзья и любовь, счастливая семейная жизнь”, и все же около 16 % высказываний по своему эмоциональному тону являются отрицательными.

Более 50 % учеников считают, что в настоящее время в России идет возрождение. На вопрос:- Гордитесь ли Вы своей страной? Учащиеся ответили следующим образом:

  • Да - 59 %
  • Скорее да - 29 %
  • Скорее нет - 8 %
  • Нет - 4 %

Данные исследования подтверждают, что ценностные ориентации молодежи противоречивы: для одних важно благосостояние, деньги, для других - интересная работа, семья.

Однако 88 % старшеклассников гордятся своей страной, здесь явно прослеживается тенденция на национальное возрождение, выздоровление российского общества. Какой же человек может способствовать возрождению России. Что мы педагоги можем для этого сделать? В концепции Государственного стандарта общего образования второго поколения отмечаются следующие качества выпускников XXI столетия:

  • Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины
  • Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
  • Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни
  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата
  • Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

На этом этапе патриотизм может и должен стать тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции многих людей, их готовность, способность к активным действиям на благо Отечества.

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Так восьмиклассники при изучении темы”Отечественная война 1812 года”сочиняют письма от имени реального или вымышленного персонажа - участника войны. Им предлагается стилизовать свои работы, подражая языку той эпохи.

Основу обучения составляет не простое запоминание, а участие ученика в приобретении информации, которое реализуется через нетрадиционные виды учебной деятельности, использование таких приемов и технологий, как синквейн, портфолио, компьютерные презентации.

Учащиеся составляют синквейны на разных исторических деятелей - К. Минина, Петра I, Екатерину II и др., что позволяет полнее отразить глубину понимания описываемого явления, роли личности в истории.

Четвертый год мы с учениками осваиваем технологию портфолио, создавая тематические портфолио по темам: ”Путешествие в мир Древней Греции”(5 класс), “Столетняя война”(6 класс), “История Нижегородского края “ (7 класс).

Вот как они оценивают свою собственную работу:

  • ”Безусловно, расширился мой кругозор, приобрела навыки самостоятельной работы. Поиск информации, её обработка, написание статей, их художественное оформление”.
  • “Открыла для себя много нового”
  • “Главное появился интерес, огромный интерес к истории вообще”.

В ходе творческой деятельности обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие. Учащиеся становятся более самостоятельными, доброжелательными друг к другу, коммуникабельными.

Вовлечь довольно широкий круг учащихся, перевести их обучение на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, позволяет метод социального проектирования. Результатом такой деятельности стали такие реализованные социально-значимые проекты как: ”Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы”, “ Ветеран, живущий рядом”, “ Поклонись до земли своей матери”.

Работая над школьным проектом ”Покровские дни”, посвященного истории школы, учащиеся исследовали тему ”Храмы Покрова Нижегородской области”, знакомились с историей храмов, восстанавливали их первоначальный архитектурный облик, создавали мультимедийные презентации. В этом учебном году школьники с интересом работали над проектом “ Покровители и защитники земли Нижегородской”, изучали документы, совершали экскурсии, собранные материалы легли в основу исследовательских, а нередко и творческих работ. Вот такое стихотворение сочинила ученица 7-класса, работая над проектом:

Большая Смута на Руси
И на границах не спокойно.
Но как же Русь теперь спасти
Сдержать удар судьбы достойно?
Вот самозванцев длинный ряд,
“Семибоярщина”у трона.
Все низко выгадать хотят,
Торгуя русские знамена.
В первопрестольной ”погостить”
Собрались польские отряды.
Что ж нам теперь детей крестить
По католическим обрядам?
Но велика Россия-мать
И покоряться не желает.
С раздольных русских берегов
Волна протеста нарастает.
Не надо нам чужих царей.
Своих хотим на троне видеть!
Поляков выгоним взашей!
И веру не дадим обидеть!
А коль в Москве такой раздор,
Поможем - мы же не чужие.
Пока мы вместе-
До тех пор
Велика и сильна Россия!

Связь человека с историей Отечества отражается в жизнях и судьбах предков.

Работая над проектами: ”Биография моего предка”, “Мое генеалогическое древо”, “Летопись семьи”, ученики познают самих себя, свой род, свою малую родину, историю страны.

На уроке ”Каждый род знаменит и славен”ученики не только знакомились с азами генеалогии как науки, но размышляли над ответом Ивана Грозного шведскому королю, высказыванием П. Флоренского: ”Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ…, род стремиться к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, перед ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить. Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества”.

Именно в семье закладываются первые и наиболее прочные установки гражданской позиции личности. В этом смысле “семейный”компонент школьного образования - это момент проектирования гражданского общества на несколько поколений вперед.

Необходимо помнить, что “…В основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должны сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность” (Л. С. Выготский).