Цели урока:
- Вскрыть причины, приведшие к началу Второй мировой войны;
- Сформировать представление о негативной сущности фашизма в целом и политике реваншизма в частности;
- Раскрыть особенности военных действий на начальном этапе войны;
- Показать неизбежность на тот момент такого факта, как нападение Германии на СССР.
Урок – сообщение нового материала.
Оборудование урока:
- Карта «Вторая мировая война».
- Мультимедийная энциклопедия «От Кремля до Рейхстага».
- Компьютерные презентации, подготовленные учащимися.
- Закрепляющий тест, внесённый в компьютеры.
Ход урока
Организационный момент: - здороваемся, отмечаем отсутствующих.
На доске написан план урока:
- Состояние государств Европы и мира накануне Второй мировой войны.
- Начальный этап Второй мировой войны (1939 – 1941 г.г.)
- Боевые операции на главных театрах войны в 1941 – 1942 г.г.
Учитель озвучивает план урока с пояснениями для учащихся. Затем учитель открывает экран, на котором спроецировано название темы и план урока.
Вступительное слово учителя.
Накануне Второй мировой войны в Европе и мире сформировались три группы государств, преследующие свои определенные цели.
Учитель включает следующий слайд, на котором показана таблица и дает пояснения учащимся.
Участники Тройственного пакта | Великобритания, Франция, США | СССР | |
Главные цели внешнеполитического курса. | Передел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом. | Сохранение существующего мирового порядка. Противодействие коммунизму. | |
Особенности политики | Отказ Германии от условий Версальского договора, расширение территории в Европе. Развязывание локальных войн между Италией и Японией. | Великобритания и Франция проводят политику умиротворения агрессора, США-изоляционистскую политику. | Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн. Решение вопроса о возможном союзнике. |
Сфера внешнеполитических интересов | Раздел мира на сферы влияния. | Мир с установившимися после Первой мировой войны границами. | Территория бывшей Российской империи, зона проливов. |
В ходе пояснения учитель задает учащимся вопросы:
- Что общего в главных целях внешнеполитического курса первых групп-государств? (Ответ: борьба с коммунизмом)
- Назовите, созданную тремя государствами – агрессорами «ось», когда она создана и с какой целью? (Ответ: Берлин – Рим – Токио, 1937год)
- Что не устраивало Германию в Версальском договоре и она стремилась отказаться от его условий?
- К чему приводит политика умиротворения агрессора? (Ответ: к Мюнхенскому сговору – захват Германией Чехословакии).
- К чему приводит поиск СССР возможного союзника? (Ответ: к подписанию пакта о ненападении с Германией 23 августа 1939г. и соглашения с Англией и Францией).
Учитель: Обстановка в мире накалялась, неизбежность войны была очевидна и она начинается. Страшная, жестокая, развязанная фашистами захватническая война. Историки определяют три периода войны.
После этих слов учитель открывает слайд, на котором показаны хронологические рамки трёх периодов, краткое их описание. Учитель особое внимание обращает на первый период:
Первый период (сентябрь 1939-июнь 1942гг.) – расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров;
Второй период (июнь 1942-январь 1944гг.) – время перелома в ходе войны, инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции;
Третий период (январь 1944-2 сентября 1945гг.) – заключительный этап войны: превосходство стран антигитлеровской коалиции, разгром армий противника, кризис и крах правящих режимов государств-агрессоров.
После пояснения учителем первого вопроса из плана урока, повторяется следующий, к изучению которого класс переходит вместе с учеником, получившим опережающее задание и подготовившим презентацию «Начальный этап войны (1939-1940гг.).
Ученик выходит к доске и с помощью карты и презентации раскрывает вышеназванный вопрос, останавливаясь и поясняя классу новые термины и новые даты, которые ученики записывают в тетрадь.
Раскрываются следующие вопросы:
- Нападение на Польшу;
- Советско-финская война;
- «Странная война»;
- Захват Западной Европы;
- «Битва за Англию»;
- Балканы.
После рассказа ученика, экран закрывается и учитель проводит предварительное закрепление материала по вопросам:
- Почему Польша была быстро разгромлена Германией?
- Какие слабые стороны подготовки Красной Армии выявились в ходе советско-финской войны?
- Что понимается под термином «странная война»?
- Почему Гитлеру не удалось выиграть «Битву за Англию»?
Называя новый изучаемый вопрос, учитель вызывает к доске следующего ученика, подготовившего опережающее задание в виде презентации и контролирующего теста, который поясняет «Боевые операции на главных театрах войны 1941-1942гг.», записывая в тетрадях с одноклассниками новые даты и термины, по вопросам:
- Нападение Германии на СССР;
- Создание антигитлеровской оппозиции;
- «Новый порядок»;
- Битва за Атлантику;
- Африканский театр войны;
- Война на Тихом океане.
По завершении изложения вопроса экран вновь закрывается и учитель проводит предварительное закрепление вышеизложенного материала:
- Какие страны создали антигитлеровскую коалицию?
- Что такое фашистский «Новый порядок»?
- Чьи интересы столкнулись в битве за Атлантику и в Тихоокеанском регионе?
Затем класс на компьютерах приступает к решению закрепляющего теста. Ученики сохраняют свои ответы, отправляя их на учительский компьютер за своими фамилиями. После чего учитель проверяет тест и разбираются ошибки.
Учитель: Помимо классического материала учебника, энциклопедий, справочников, словарей материал по данной проблеме можно найти и в Интернете. Один из вас подготовил нам подборку адресов, где можно найти материал по изучаемой проблеме.
Ученик выходит к доске и даёт краткий обзор тех сайтов, которые он посетил в поисках материала, озвучивает те вопросы, по которым можно найти на них материалы самого различного характера по всей Второй мировой войне.
Затем учитель включает мультимедийный диск «От Кремля до Рейхстага», на экране идут кадры «Первые дни войны», а за кадром голос диктора рассказывает об этом времени.
После этого учитель подводит итоги урока, комментирует оценки, озвучивает.
Домашнее задание в учебнике и контурных картах.