Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  1. формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры 11-13 веков ;
  2. показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;
  3. развивать умение соотносить знания с исторической эпохой , видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Оборудование:

  1. карточки для проверки домашнего задания
  2. демонстрационный и раздаточный материал с рисунками храмов в готическом и романском стиле
  3. схемы романского и готического соборов
  4. карточки с названиями стилей
  5. раздаточный материал: карточки с написанными на них чертами романского и готического стиля
  6. иллюстрации с витражами.

Ход урока.

1) Организационный момент: приветствие.

2) Проверка домашнего задания: карточки.

Выберите и впишите имена авторов сочинений.

  1. … Можно построить приспособления для плавания без гребцов, так чтобы самые большие корабли , морские и речные , приводились в движение силами одного человека… Точно так же можно сделать повозки без всякой запряжки … летательные машины , сидя в которых человек может приводить в движение крылья , ударяющие по воздуху , подобно птичьим .___________________________
  2. … Поскольку Господу было, по-видимому, угодно даровать мне не меньше способностей для изучения Священного Писания , чем для светской философии , число слушателей моей школы как на тех , так и на других лекциях увеличивалось. Тогда как во всех остальных школах оно так же быстро уменьшалось. Это обстоятельство возбудило ко мне сильную зависть и ненависть других магистров.. Они выдвигали против меня … два положения : во-первых , то, что продолжение изучения светских книг противоречит данному мной монашескому обету , во-вторых , то, что я решился приступить к преподаванию богословия , не получив соответствующего разрешения . __________________________________.
  3. … Таким образом человеческий разум захватывает себе, не оставляя ничего для веры. Он пытается постичь то, что выше его , Он исследует то , что сильнее его , Он врывается в божественное и скорее оскверняет святыню , чем открывает его “…Прочтите , если угодно , книгу Пьера Абеляра , которую он называет Теологией”… и посмотрите , что говорится там о Святой Троице, о рождении Сына, об исхождении Духа Святого…_______________________ (Варианты ответов: Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Роджер Бэкон)

3) Определение темы целей и задач урока.

- Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы “ Культура Европы 11-13 веков”. Мы поведем разговор об архитектуре и ее стилях, господствовавших в Европе в изучаемый период. Обратимся к доске. Прочтите вопрос, написанный на доске: “ Почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские стили?”

(Учащиеся высказывают свои предположения)

- Ребята, ваши предположения имеют право жить, но точнее на этот вопрос мы сможем ответить в конце урока, когда подробнее познакомимся с архитектурными стилями.

4) Изучение новой темы.

- С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.

- Почему соборов стали строить больше и украшали их изнутри?

- Строители раннего средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян. И поэтому стиль, господствовавший в архитектуре 11 и даже 12 веков называют романским ( от латинского “Рома”-Рим) . Это первый общеевропейский стиль.

(На доске выставляется карточка “ Романский стиль”)

- Давайте откроем учебники на странице 222 и рассмотрим рисунки церквей.

- Что нам напоминает церковь монастыря Мария - Лах? (крепость)

- Почему крепость?( толстые стены, маленькие окна, они высоко над землей, по углам- мощные башни, окна похожи на бойницы и т.д.)

Походу ответов учеников учитель записывает на доску черты романского стиля.

- Да, действительно, многие церкви и монастыри нередко служили убежищем для населения округи. А теперь посмотрим, как выглядел романский храм внутри. Для этого обратимся к плану храма стр. 222. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершавшаяся пирамидой. В таких храмах всегда царил полумрак. Заметьте, что двери и окна сделаны полукруглыми в форме арок.

- Зачем нужны толстые стены?

- Итак, назовите мне черты романского храма.

С середине 12 века в свободный городах сооружались торговые помещения , ратуши, залы для собраний цехов и гильдий, гостиницы. Именно в это время во Франции зародился новый архитектурный стиль – готический. Он сохранял традиции романского стиля, но в измененном виде. ( На доске выставляется карточка “Готический стиль”)

5) Работа с учебником.

- На стр. 223 посмотрите на рисунок Реймского собора и найдите отличия от романского собора .( По ходу ответов учеников учитель записывает названные черты на доску)

- А теперь проверьте сами, все ли вы заметили. Прочитайте текст учебника на стр. 223-224 , выделите те черты, которые еще не назвали .( Учитель дополняет записи на доске).

- Выберите слова, которые вам неизвестны, что они обозначают .( Ученики выделяют термины: стрельчатые арки, витражи, объясняют их. Учитель показывает иллюстрации с витражами.)

6) Работа в тетради.

- Откройте тетради, подпишите число, тему урока. Запишите новые термины с объяснением. (Учитель в это время убирает с доски черты архитектурных стилей)

- Ребята, у вас на партах есть карточки с чертами архитектурных стилей. Вы сейчас будете работать в парах. Первый вариант выбирает карточки с чертами романского стиля, а второй – готического .( После выполнения задание нужно проверить)

- А сейчас запишите эти черты в тетрадь в два столбика.

7) Закрепление материала.

- с какими архитектурными стилями мы познакомились сегодня на уроке?

- У вас на парте есть много рисунков с разными церквями, храмами, схемами .Вам их нужно разделить на романский стиль и готический.

- Проверяем. Какие соборы вы отнесли к романскому стилю? Почему?

(Аналогично - готический стиль. Ребята учатся находить отличительные черты на рисунках и вспоминают их.)

- Какой вам больше понравился? Почему?

8) Возвращаемся к проблемному вопросу урока.

Ребята приходят к выводу, что в данный период церковь набирает силу, могущество. В ее лоно приходит все больше и больше людей. Поэтому, чтобы подчеркнуть свое могущество и силу, церковь строит большие и красивые соборы и храмы.

9) Домашнее задание: параграф 23, задание 2, 3 в рабочей тетради.

Приложение