История и обществознание
-
Мастер-класс "Применение ИКТ в преподавании истории" 2010
Мастер-класс решает задачи создания условий для профессионального самосовершенствования педагогов и демонстрации опыта работы по использованию ИКТ в преподавании истории и обществознания. В статье рассмотрены вопросы использования презентаций PowerPoint на уроках истории и обществознания.
-
Язык древнерусского искусства. "Символы христианской православной культуры". Андрей Рублев. Икона «Троица» 2010
Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа – значит стать причастным к великому и загадочному. Урок помогает познакомить учащихся с историей иконописи, а также с некоторыми иконами.
-
Внеклассное мероприятие по истории. Новогодний аукцион 2010
Данное мероприятие проводится с учащимися 8–11-х классов и предполагает подготовку и участие в нем детей. Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся по истории праздника Новый год; развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, сообразительность, любознательность, логическое мышление, развивать творческую фантазию, смекалку.
-
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века" 2010
В построении учебного процесса используется схема: лекция – семинар – лабораторная работа, что позволяет рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а также развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы учащихся. Предполагаемые результаты: полное представление об эволюции аграрного вопроса в России XX века; систематические знания по изученной теме.
-
Урок истории в 7-м классе "Борьба за выход в Черное море. Русское военное искусство" 2010
Урок истории в 7-м классе, дающий представление о ходе русско-турецких войн, о выдающихся русских победах, русских полководцах и о важности для России обретения выхода к Чёрному морю.
-
Интегрированное занятие элективного курса "Камчатский лосось" и урока обществознания в 9-м классе "Охрана лосося: правовые аспекты" 2010
В ходе занятия рассматриваются вопросы: особенности лососевых рыб, места их обитания и значение, «великолепная шестерка» лососевых Камчатки, меры по сохранению биоресурсов, виды ответственности за правонарушения в сфере рыболовства.
-
Семинар-практикум "Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в условиях господства самодержавия. Основные типы правовой культуры" 2010
Работа с документами на уроках истории является одним из условий подготовки учащихся к ЕГЭ. Данный семинар-практикум ставит цель расширения предметно-содержательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной составляющих уровня образованности старших школьников. Практическая часть семинара – это анализ документов с применением информационных технологий, работа в сети Интернет.
-
Интегрированный урок (литература + история) «Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» 2010
О XVIII веке говорят: "Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано". С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой - происходит культурный переворот.
-
Урок истории для 6-го класса на тему "Арабский халифат. Возникновение ислама" 2010
Урок истории для 6-го класса включает в себя работу с разноуровневыми заданиями и развивающими заданиями по образовательной технологии «ИнтеллектТ». Использование этих заданий позволяет сделать урок ярким и интересным для учащихся.
-
Внеклассная работа по истории "Бессмертная и вечная любовь Маргариты Тучковой" 2010
Занятие посвящено русской женщине, история жизни и любви которой сочетает в себе самую нежную романтику и самую высокую трагедию. "Любовью века" называли современники историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны.
-
Урок-экскурсия по истории на тему "В афинских школах и гимнасиях" 2010
Цель урока: ознакомление учащихся с классическим образованием в Древней Греции.
-
Открытый урок в 11-м классе по теме "Этносы Кавказа и Закавказья" 2010
Обобщение раздела "Этносы Кавказа и Закавказья" курса "Этнография" формирует у гимназистов представление о своеобразном мире Кавказа, учит ориентироваться в социокультурных системах, адаптироваться в современном обществе, формирует гуманистическое мировоззрение.
-
Внеурочный межпредметный проект "Открытие Америки: случайность или закономерность" 2010
Цель: формирование у учащихся языковой, социокультурной, информационной компетенции.
-
СССР накануне Великой Отечественной войны. "Внимательно всматриваясь в лица" 2010
Цели урока: ученики должны закрепить понятия "культ личности", "репрессии", "депортация", сформировать представления о специфике социально-политических процессов в СССР в начале ВОВ на примере судьбы жительницы села Филатовой Е.Г., депортированной из Поволжья в Сибирь.
-
Интегрированный урок (математика + кубановедение) по теме "Древняя история Кубани в десятичных дробях" 2010
Интегрированный урок (математика + кубановедение) структурирован как обобщающий урок, на котором учащиеся закрепляют умения и навыки по выполнению действий с десятичными дробями, совершая при этом путешествие в древнюю историю Кубани.
-
Письменность и знания древних египтян 2010
Урок проводится в 5-м классе. Знакомит учащихся с причинами появления письменности у древних египтян, с зарождением и развитием научных знаний в Древнем Египте.
-
Особенности вероучения и культа ислама 2010
Данная работа составлена автором на основе различных источников и может быть использована для проведения занятия по истории, обществознанию и религиоведению с целью изучения особенностей вероучения и культа второй по численности приверженцев религии в России. Материалы занятия помогут в формировании толерантного отношения к иной культуре, обычаям, традициям.
-
Урок-исследование "Роль революции в истории" 2010
Данная тема является теоретическим исследованием одной из самых важных проблем истории – революционного переустройства общества. Так как дисциплина «Введение в современное обществознание» изучается учащимися профессионального училища, получающими профессию на базе среднего (полного) общего образования, то предполагается наличие знаний фактического материала.
-
Программа по краеведению "Истоки" 2010
Программа позволяет раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства нашей родины, заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа. На занятиях дети знакомятся с историей родного края, совершают различные экскурсии, развивая чувство причастности к судьбе малой родины.
-
Урок повторения изученного материала по теме "Вторя мировая война" 2010
Урок в игровой форме помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
-
Программа курса "История города, семьи, гимназии" (3, 5, 8-й классы) 2010
Программа авторского курса нацелена на создание условий, способствующих гражданскому становлению личности, формированию ценностных ориентаций, укреплению связи между поколениями. Курс составлен с учетом возрастных особенностей учащихся 3, 5, 8-х классов и предполагает проведение занятий в увлекательной форме с выполнением интересных и доступных им заданий.
-
Проведение тематического дня в профильном историко-экономическом лагере "Базарный день" 2010
Урок выявляет уровень экономических знаний у учащихся 6–7-х классов через различные формы внеурочной работы и применение этих знаний в практической деятельности. Используются такие виды упражнений, как бизнес–рейд; большая экономическая игра «Внешняя торговля в XVI веке»; малое творческое дело «Я открываю собственное дело».
-
Становление Древнерусского государства в IX–X веках 2010
На уроке затрагиваются вопросы становления Древнерусского государства, теории его происхождения, важнейшие события, связанные с именами первых русских князей. Основная проблема урока - "Сложились ли у восточных славян предпосылки для перехода на ступень цивилизации и создания государства?"
-
Использование нетрадиционных методов на уроках обществознания как одно из условий воспитания гражданственности 2010
Формирование у старших подростков психологической готовности к самоопределению, связано с развитием у них устойчивых представлений об окружающем мире, о своём назначении в жизни. Поэтому основная задача воспитания – постепенно научить подростка думать, действовать и выполнять разного рода обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослым.
-
Обобщающий урок по теме "Древнерусское государство в VIII–XI веках" 2010
В сценарии обобщающего урока представлен материал, связанный с появлением славян, с их занятиями, образом жизни, с формированием общественных и политических институтов. На уроке используются мультимедийные презентации. Контроль знаний проводится по тесту «Единый тест по славянам».
-
Урок истории. Средние века. 6-й класс. "Технические открытия и изобретения. Развитие науки и образования в Европе в XI–XVI вв." 2010
Урок разработан в технологии критического мышления. В ходе урока учащиеся должны выделить причины технического прорыва в XI–XVI вв. в Европе, провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества. В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы, запоминают новые понятия.
-
Урок истории "Трагичные 1941–1942 гг. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 – феврале 1943 гг." 2010
На уроке выясняется, почему боевые действия зимой-летом 1942 г. можно характеризовать как период неустойчивого равновесия, почему 1942 г. стал трагичным для Красной Армии, в чем значение победы советских войск под Сталинградом. Развиваются умения анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, работать с историческими документами.
-
Могущество Османской империи и начало ее упадка 2010
Задачи урока: охарактеризовать Османскую империю в период правления Сулеймана Великолепного (на его примере показать роль личности в истории); довести до сознания учащихся мысль, что героическая борьба народов Балканского полуострова спасла Европу от гибельных последствий османского завоевания; формировать умения работать с картой, прослеживать причинно-следственные связи.
-
Повторительно-обобщающий урок "Олимпийские игры" в 5-м классе по теме "Древняя Греция" 2010
Урок представлен в игровой форме. Ученики выступают в роли участников состязаний Олимпийских игр: выполняя задания на знание истории Древней Греции, «соревнуются» в беге, прыжках, борьбе, метании копья и диска, гонках колесниц. Урок позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и способствует пропаганде физической культуры и занятий спортом.
-
Открытый урок "Внешняя политика Екатерины II. Борьба России за выход к Черному морю. Русское военное искусство" 2010
Урок ограничивается именно турецким направлением. Цели урока: дать представление о важности для России обретения выхода к Чёрному морю; описать ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся победах и русских полководцах, связать их биографию с государственной политикой и теми войнами, которые вела Россия в то время.