Урок истории по теме "Реформы Петра I: зло или благо для России?"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований; выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения; сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.

Задачи урока:

  • Образовательные: определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.
  • Воспитательные: привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
  • Развивающие: формирование и развитие культуры речи учащихся; развитие мыслительных способностей учащихся; формирование навыков работы в группах и парах.

Обоснование выбранной формы организации урока (обучения).

Вовлечение учащихся в обсуждение позволяет учебному процессу глубоко проникнуть в мир личности. Современный этап развития России требует от педагога постоянного самосовершенствования и методов работы с детьми.
В настоящее время – время информационных технологий, детям становится всё труднее излагать свои мысли вслух. По этой причине основное внимание на уроке обращается к информационно – коммуникативным технологиям с привлечением других технологий.

Основные понятия темы:

Абсолютизм;
Модернизация.

Опережающее задание:

  • Выяснить значение понятий абсолютизм, модернизация;
  • Познакомиться с реформами Петра I.

План:

  • Экономические реформы;
  • Военные реформы;
  • Государственные (Политические).

В начале урока дети тянут жетоны трёх цветов. Это необходимо для распределения по группам (красный цвет – экономические реформы, жёлтый – военные реформы, синий – государственные реформы). После этого они рассаживаются по группам в соответствии с жетонами.

ХОД УРОКА

I этап – подготовительный

Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок: вы видите много гостей, давайте их поприветствуем. Садитесь. Мы с вами несколько уроков подряд изучали эпоху Петра I, сегодня мы закончим изучать это время.Работать мы будем в группах.В начале урока вы тянули   жетоны и сели за стол, соответствующий цвету вашего жетона. Прежде чем начать наш урок мы должны определить его тему,которую вы  попытаетесь определить самостоятельно. Сейчас вы просмотрите ряд картинок и попытаетесь определить к какой эпохе они относятся. Смотрят картинки через проектор (2-минуты). После этого дети отвечают на вопросы:

  • Ребята! Вы только что просмотрели ряд фотографий. Скажите, пожалуйста, к какой эпохе они относятся?
  • Чем знаменит Петр I?
  • Как вы считаете, что мы будем с вами сегодня изучать?

Затем  на экране через проектор высвечивается тема урока. А на доске написан план.  Цветными магнитами выделены реформы в соответствии с группами. Обращаемся к эпиграфу:

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшего жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

Историк Е.М.Соловьёв.

Совместно с детьми обсуждаем основную мысль этого эпиграфа. В конце урока мы вновь к нему вернёмся и сделаем вывод по уроку.

II этап – проверка предыдущих знаний

– Ребята, сейчас мы с вами должны вспомнить основные преобразования Петра I. А работать мы будем следующим образом: игра «крестики-нолики». «Мы с вами в неё уже играли – напомните, пожалуйста, условия игры».

Раздаются вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответ.

  • Петр I – сын Алексея Михайловича (да).
  • «Великое посольство» - это поездка молодых людей за границу для знакомства с европейской культурой (да).
  • Потешные полки создал Иван IV (Нет).
  • Чтобы прийти к власти Петр I расправился с сестрой Софьей (Да).
  • В 1701 году был основан Петербург (Нет).
  • Эпоха Петра I в истории не отличена никакими реформами (Нет).
  • Правление Петра I 1682-1725 (Да).
  • Регулярную армию создал Александр I (Нет).
  • «Окно в Европу» прорубил Петр I (Да).

Затем проверяем и на проекторе высвечивается правильный вариант ответов (5 минут).

O1 O2 X3
O4 X5 X6
O7 X8 O9

O – да, X – нет.

Группе, у которой большинство правильных ответов выдаются жетоны с баллами.

III этап – основной

– Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо. А теперь мы переходим к основной части нашего урока – реформам Петра I.Давайте вспомним виды реформ. Правильно – это экономические, военные, политические. Охарактеризуйте основной смысл этих реформ. А теперь мы проверим как вы разбираетесь в этих реформах. На карточках и на табло вы видите ряд преобразований Петра I. Попробуйте их разнести по таблице. (5 минут)

  • создание регулярной армии;
  • денежная реформа;
  • рекрутские наборы в армию;
  • создание мануфактур;
  • создание сената;
  • создание коллегий.
Э В П
2 1 5
4 3 6

Проверяем результаты( сверяем их с ответами, которые высветились на экране). Группа, у которой большинство правильных ответов получает баллы.
Молодцы! А сейчас мы с вами разделимся по группам, на основании карточек. Разделились. Итак, ваше задание! У вас на столах лежат источники, вы за 15 минут просматриваете их и кратко (тезисно) выделяете преобразования Петра I в соответствии с вашей группой:

  • группа – экономические реформы;
  • группа – военные реформы;
  • группа – политические реформы.

IV этап – аналитический

Выступление одного человека из каждой группы. (9 минут) После выступления эксперта другие группы задают вопросы по теме.
На завершающем этапе уроке совместно делаем вывод, что дали реформы Петра I. Более сильные ученики делают вывод по уроку. Учитель подводит итоги. Переходим к выставлением оценок. Выставляем оценки по группам следующим образом: весь урок группы зарабатывали себе баллы. Группа заработавшая большее количество баллов получает пятёрки, а другие ребята получают оценки за работу.

V этап – домашнее задание

Задание высвечивается на экране, учащиеся записывают в дневник подробное описание учителя. Задание: найти в литературе и выписать в тетрадь высказывания о Петре I и его реформах.

Приложение 1