Урок по истории (обществознание) по теме "Семейное право"

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление,
  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал,
  • вести, аргументировано доказывать собственную точку,
  • работать с правовыми документами.

Воспитательная:

  • способствовать формированию отношения к семье;
  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Основные понятия: семья, брак, брачный договор, алименты, моногамия, полигамия, опёка, попечительство.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал, учебники, тетради, статьи Семейного кодекса РФ (ст. 4,6,7,9-14)

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся
    • Компьютерное тестирование
    • Устный опрос
    • Работа с интерактивной доской (схемы)
  3. Изучение нового материала
    • Понятие и источники семейного права (объяснение учителя)
    • Брак, условия вступления в брак (работа с учебниками, заполнение схемы, решение задач)
  4. Физкультминутка для глаз
    • Права и обязанности супругов (работа с СК РФ, решение задач)
    • Права и обязанности детей (решение задач, сценка, мини-дискуссия)
  5. Закрепление (фронтальная беседа)
  6.  Итоги урока
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.
Здравствуйте (Исенмесез), меня зовут Альбина Равилевна. Сегодня я проведу в вашем классе урок обществознания.  (отсутствующие)

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

слайд 1

С начала учебной четверти вы, ребята, занимаетесь изучением права. Четверых учащихся вашего класса я приглашаю за компьютеры, проверить свои знания. Вам предлагается 9 вопросов, и пять вариантов ответов к ним, из которых только один правильный. Нажимая на тот ответ, который вы считаете правильным, вы переходите к следующему, ввернуться назад нельзя, по окончании тестирования вам будет выставлена оценка, которую мы перенесём в журнал.

 4 учащихся работают за ПК, отвечая на вопросы теста (7-10 мин)

Фронтальный опрос.

Ребята давайте вспомним, что такое право?

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством

слайд 2

1 ученик к доске, заполнить схему источники права

Что такое норма права

Норма права - это общеобязательное формально – определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников

слайд 3

Что такое отрасль права?

Отрасль права -  совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования
2 ученик к доске, заполнить схему отрасли права.

 

Чем характеризуется гражданское право?

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

слайд 4

Назовите субъектов гражданского права.

3 ученик заполняет схему, отвечает кто такие физические лица, кто такие юридические лица

Закон регулирует не только сферу производства, но так же и сферу потребления. Как можно защищать свои права потребителя?

(развёрнутый ответ учащегося)

Проверка результатов тестирования

III. Изучение нового материала

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

слайд 5

Сегодня на уроке , мы с вами подробно познакомимся с ещё одной отраслью права, - это семейное право.
Обратите внимание на слова Н. Фосколо

Записывают тему урока в тетрадь.

слайд 6

Работать мы с вами будем по плану, он перед вами запишем его в тетрадь
(записать на доске)

Записывают план в тетрадь

  1. (Объяснение учителя)

 Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов.
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

 

Назовите, какие традиции сохранились до нашего времени?

Церковное венчание, добровольное вступление в брак

слайд 7

Семейное право – это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака и рождения детей (принятие их на воспитание)
Субъекты семейного права:
А теперь ребята давайте определим что такое семья, ведь даже семейный кодекс не дает четкого определения семьи ?

Называют субъектов
Ребята высказывают предположения

слайд 8

Семье присуще следующие признаки
Во-первых, семья – это объединение лиц связанных браком или родством
Во-вторых, семья – это объединение лиц, связанных материальной и моральной общностью и поддержкой.
В-третьих, семья – это объединение лиц, связанных взаимными правами и обязанностями

Записывают в тетрадь определение:
Семья –это основанный на браке и кровном родстве союз, связанных материальной или моральной общностью и поддержкой, а также взаимными правами и обязанностями

слайд 9

Активная защита государством семьи объясняется важностью функций, выполняемых ею.
Биологическая
Экономическая
Социальная

Записывают в тетрадь основные функции семьи

Как видим, понятие семьи очень широкое. Нормальная и полноценная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне него.

2. В древнерусском лексиконе слово «Брачити» означало что-то отбирать (отклонять плохое и останавливаться на хорошем). Отсюда двусмысленность слова «Брак» и в семейном праве ив обыденной речи (например, бракованный товар)

слайд 10

 Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины. Моногамия - это единственная форма брака, признанная в западных странах и в России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство)
Брак должен обязательно быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (загс).

слайд 11

Есть определенный порядок это личная подача заявления и срок месяц до торжественной регистрации брака. Для того, что молодые еще раз подумали о предстоящем ответственном шаге в их жизни. Для того, что бы брак породил юридические последствия, необходимо выполнить условия, указанные в законодательстве

В последнее время во всём мире наблюдается рост числа фактических браков, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, зачастую рожают и воспитывают детей, но брак по каким – то причинам не регистрируют. Фактический брак, т.е. не зарегистрированный в органах загс, не пользуется в нашей стране защитой со стороны государства.

Решение задач
Решим задачу №1 (см. приложение 2)
Таким образом, церковные браки приравниваются к фактическим.

слайд 12

В качестве причин развода могут выступать многие и многие обстоятельства
Назовите их.
Семейный кодекс предусматривает два способа расторжения брака: в суде и в органах загс.

.
При наличии уважительных причин органы местной власти вправе разрешить вступить в брак лицам, не достигшим 18 лет Особенности Татарстанского республиканского кодекса в том, что он устанавливает порядок и условия вступление в брак граждан, не достигших шестнадцатилетия (разумеется в исключительных случаях) Исключительными ситуациями признаются беременность, рождение ребёнка или угроза жизни одной из сторон(если например, кто-то из молодых неизлечимо болен и может не дожить о совершеннолетия). Но пожениться юные Ромео и Джульетты смогут только, если с этим согласятся родители обеих сторон. В случае родительского несогласия вопрос будет решаться в органах опёки и попечительства

Обратимся к задачам (см. Приложение 2)

3. После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.
У регионов есть право некоторые вопросы семейно-брачных отношений решать самостоятельно, с учетом национальных и региональных особенностей. Новый Семейный кодекс Татарстана вернул традицию присваивать ребёнку в качестве фамилии имени отца или одного из дедушек., но это возможно только если родители носят разные фамилии. Например, супружеская пара, Султанов Амир Василович или Закирова Гульнара Хабировна. Их ребёнок может быть записан как Султанов, Амиров, Василов, Закиров, Хабиров. И ещё одно новшество в национальных традициях, которое предлагает гражданам республики новый Семейный кодекс республики Татарстан. Теперь при заключении брака можно выбрать усеченный вариант либо сокращенную форму (дериват) фамилии одного из супругов. Например не Хакимов, а Хаким.

IV Физкультминутка для глаз.

Как видим, личные права и обязанности супругов весьма важны. Чаще всего семья рушится именно из-за их несоблюдения. В суде же при разводе супруги обобщают все это одной фразой: «Не сошлись характерами».

слайд 13

Имущественные права и обязанности также важны. К имущественным                                                                                                                   правам относится право на личную собственность
- имущество приобретенное до брака
- получение в дар кем-либо из супругов во время брака(например в телевизионном конкурсе муж выиграл видеокамеру)
- полученное в наследство
- личного пользования, за исключением предметов роскоши
Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью. Свои имущественные права и обязанности супруги могут сами определить в брачном договоре, который заключается в письменной форме и обязательно подлежит нотариальному заверению.

Решим задачи.(см. Приложение 2)

 4. Следует уточнить одну немаловажную деталь. В брак люди вступают добровольно, как правило, хорошо сознавая не только свои права, но и обязанности. Но вот у супругов появляются дети. Сами дети «не виноваты», что родились именно у этих родителей, а не у других. У них выбора не было. Что же касается родителей, то с рождением ребёнка они вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей.
Конфликты бывают в каждой семье. Как их избежать?
Рассмотрим ситуацию. Этот разговор произошел в школьном коридоре после уроков.(ролевая сцена)
1-я ученица Что случилось? На тебе лица нет!

2-я ученица Мне опротивело все в этом доме! Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, их знакомые со своими детьми, горы посуды вечером. Они за меня все уже решили - куда поступать, с кем дружить, что носить . Папина сестра тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить.. Какой ей вообще дело ? Маме почему то не нравится никто из моих друзей. Я прекрасно понимаю ее намеки насчет Кирилла! Каждого своего знакомого я должна приводить к ним на «комиссию». Если бы ты знала, как мне надоели их допросы! У меня ведь своя жизнь.

1-я ученица: Родителей не выбирают.

2-я ученица:  Брось! Твои предки тебе слова поперек не скажут. Делай, что хочешь- никто тебе не указ. Когда, кстати ты вчера вернулась?

1-я ученица Кому какое дело, когда я вернулась? Приходишь домой, будто и нет никого дома. Никто даже «привет» не скажет! Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей разговариваю.

Беседа с учащимися

Кто прав в этой ситуации?
Почему даже взрослея, мы все еще сильно нуждаемся в присутствии родителей, в их заботе, совете, участии?
Что вы могли предложить родителям для разрешения этой проблемы?
Чем любовь родителей отличается от других типов любви?

слайд 14

Рассмотрим основные права ребёнка и обязанности родителей по отношению к ним:

Учащиеся получают буклеты и рекомендации по их использованию

V. Закрепление (фронтальная беседа)
- Какими нормативными документами регулируются отношения в области семейного права?
- Что такое брак?
- Каковы принципы правового регулирования семейных отношений.

VI. Итоги урока

VII. Домашнее задание. §15 учебник. Кравченко А.И., написать эссе на тему « Тот не умирает, кто детей не покидает».

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Приложения: