«Кто умеет справиться с конфликтами путем их
признания, берет под свой контроль ритм истории»
Р. Дарендорф
Студенты в результате изучения темы должны:
Знать основные причины социальных конфликтов и протестного движения;
Уметь раскрывать содержание понятий «протестное движение», «социальный конфликт», «инцидент», «соперничество» ;отвечать на вопросы, давать собственную оценку, приводить собственные примеры; характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия; называть основные методы и пути разрешения социальных конфликтов и приводить примеры по каждому виду конфликта;
Понимать, в чем заключается сущность конструктивного разрешения конфликта
Цели урока:
- Формирование у студентов представлений о причинах социальных конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
- Развитие способности выявлять причины социальных конфликтов, находить пути их урегулирования;
- Воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.
Оборудование: мультимедийная презентация «Конфликт и протестное движение», карточки с заданиями
Ход урока
1. Мотивационная беседа:
Преподаватель: Уважаемые студенты! Мы поговорим сегодня о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций.
В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом?
Студент: Безусловно, нет. Решая множество жизненно важных проблем, мы вступаем в социальные связи, которые формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Социальные контакты - это шаги к установлению социальных отношений. Важное условие социального контакта - взаимная заинтересованность сторон. Следующая ступень в развитии социальных связей - взаимодействие, или интеракция.
Преподаватель: В социальном взаимодействии можно выделить различные уровни межличностных отношений: личностно-групповые и межгрупповые, а развитие социальных отношений обычно происходит в двух направлениях: в усилении связей и завязывании партнерских отношений или путем обособления и противостояния. Как бы вы охарактеризовали такие формы социального взаимодействия, как сотрудничество, соперничество, конфликт?
Студент: Такая форма социального взаимодействия, как сотрудничество, предполагает множество конкретных взаимоотношений с людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, сотрудничество между государствами и т.д. Сотрудничество является основой для взаимопомощи и взаимоподдержки.
Студентка: Соперничество также является формой социального взаимодействия, но, в отличии от сотрудничества, оно проявляется в стремлении превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, территория, голоса избирателей и др.)
2. Изучение нового материала.
Преподаватель: Думали ли вы о том, что конфликты стали неотъемлемой частью общественной жизни? Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежат противоречия, связанные со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций различных сторон, по крайней мере, двух. (Презентация, Слайды 2, 5). Если одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией, а другая сторона их лишена, или имеет их недостаточно, то вторая сторона может почувствовать себя ущемленной и обделенной в чем-либо из перечисленного и это может привести к конфликтному состоянию. Социолог П. Сорокин считал что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении). При этом важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения и доступ к соответствующим видам деятельности (Слайд 5).
Социальный конфликт - это тип социального взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. В конфликте проявляется противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон (Слайд 4).
В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, групповые, внутригрупповые, межгрупповые и др. (Слайд 8).
Социальные конфликты могут отличаться многими условиями, оказывающими влияние на их развитие:
- Намерениями участников конфликта;
- Отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
- Уровнем доверия между сторонами(насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);
- Адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел (Слайд 3).
Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду, что все социальные конфликты проходят ряд стадий (Слайд 6).
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить их истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в поиске путей устранения причин, вызвавших столкновение сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.
Социальные конфликты могут привести как к интегративным, так и к дезинтегративным последствиям. Интегративные последствия способствуют разрешению проблем, усилению сплоченности группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Дезинтегративные последствия ведут к усилению ожесточения, разрушению партнерских отношений, отвлечению людей от решения насущных проблем.
Избежать конфликтов практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями (Слайд 7).
3. Закрепление изученного материала:
Задание 1
Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками. Приведите примеры по каждой паре .
Причины конфликтов | Характеристики конфликтов |
---|---|
А. Экономическое неравенство | 1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма |
Б. Идеологическая несовместимость | 2. Столкновение различных взглядов, идей |
В. Политическое противостояние | 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами |
Г. Межнациональные распри | 4. Борьба за власть |
Д. Межконфессиональные конфликты | 5. Столкновение носителей различных религий |
Задание 2
О каком виде конфликта идет речь:
- Силовой, как правило, вооруженный конфликт между государствами и народами.
- Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить вашу волю.
Задание 3
О каком понятии идет речь?
Общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение Второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.
Задание 4
По подсчетам зарубежных авторов, уже в 1988 году из общего числа в 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутренними, 36 из них (т.е. около трети) произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих конфликтов был «третий мир». В последующие годы зона конфликтов значительно расширилась, охватив территорию бывшего СССР, где в дополнение к крупномасштабным военным столкновениям (Карабах, Абхазия) сложились десятки очагов вялотекущих конфликтов, чреватых эскалацией.
В мире национальные движения начинают заявлять о себе: Северная Ирландия, Корсика, Баскония, Уэльс, Ломбардия, требующие сохранить чистоту нации и занимающиеся поиском форм самовыражения.
Национализм - это любовь к историческому облику своего народа, вера в инстинктивную силу своего народа, в его духовное возрождение. Национализм- приоритет национальных ценностей над личностными, групповыми, универсальными ценностями
Что вы думаете о межнациональных конфликтах? Почему в ХХ веке увеличилось число межнациональных конфликтов? Выскажите свое отношение к проблеме национализма.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во-первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во-вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. В-третьих, совместный поиск путей преодоления конфликта (диалог сторон, переговоры через посредников, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Конфликты неизбежны, но нам необходимо научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них лиц.
Домашнее задание: ознакомьтесь с документом из работы немецкого социолога Р.Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта» («Обществознание» под. ред Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение»,2009). и подготовьте ответы на вопросы к документу. Сделайте выводы. Напишите эссе, в котором выразите свое отношение к высказыванию Р. Дарендорфа, взятому нами в качестве эпиграфа к уроку.
Литература:
- Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания, М., «Владос»,2001;
- Обществознание» под. ред Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение»,2009;
- Обществознание, пособие-репетитор, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009;
- Обществознание, тесты и тренировочные упражнения, Волгоград,2008.