Исследовательская работа на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Предмет: обществознание
Класс: 10
Учебник: Обществознание.
Автор учебника: Кравченко А.И.
Страницы: с 8 по 16
Тема урока: «Что есть истина?»
Демонстрационный материал: учебник, тетради, словарь В.И. Даля, Ожегова, данные социологического опроса, распечатанные документы для работы учащимся; карточки с терминами (истина, абсолютная истина, относительная истина), портреты Аристотеля, Соловьёва, телевизор, DVD

Ход урока

Введение
Учитель читает четверостишье:

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмём язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
Рудаки.

- Мы вновь встречаемся с вами на уроке обществознания, а это значит, что мы с вами снова и снова будем знакомиться с миром, пополнять наш багаж знаний.
- И прежде, чем мы заговорим о теме нашего урока, хочется узнать, какова цель человеческого, лично вашего, познания?
(ответ уч-ся)
- А каким образом вы знакомитесь с окружающим миром?
(общение, СМИ, книги, учебники, путешествия и тд)
- Уточните, где большую часть информации вы черпаете?
(ответ уч-ся)
- Являетесь ли вы источником знаний? приведите примеры.
(ответ уч-ся)
- Скажите, а всегда ли правдивую информацию вы преподносите?
Основная часть:
Прочитайте эпиграф:

Для того, чтобы один человек открыл истину,
надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь
в неудачных поисках и печальных ошибках»
Д. Писарев.

- О чём пойдёт речь на уроке?
(о истине)
- Верно. Сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы:
- Что есть истина?
- Как докопаться до истины?
- Всегда ли нужна истина?
В процессе поиска ответов на эти вопросы мы будем обращаться к историкам, философам, услышим, что думают наши современники о истине.
В повседневной жизни мы часто говорим «это правда», «это верно», имея в виду, что какое-либо суждение оценивает реальное положение дел.
Заглянем в СЛОВАРЬ Владимира Ивановича Даля, узнаем значение слова ПРАВДА
(на доску крепится карточка со словом)
В науке и философии используется более строгое понятие – истина
(карточка на доску).
- Что вкладывают в это понятие окружающие нас люди?
- Одним из творческих заданий на дом было – провести СОЦОПРОС среди людей разных возрастов, разных полов и разных религий и разных национальностей о том, что такое истина.
- Пришло время познакомиться с результатами соцопроса.
(3-4 ученика делают вывод о проделанной работе)
- Сколько людей, столько и мнений. И как вы сами убедились, единства в суждениях нет, каждый по-своему объясняет значение слова истина.
- Истинными считаются знания, которые отражают объективные свойства реальности, сущность изучаемого предмета.
Древнегреческий философ Аристотель говорил, что истина далеко не всегда предстаёт пред нами в готовом виде. Чаще всего её приходится искать, т.к. мы воспринимаем не всегда соответствующее внутреннее содержание.
- Что нужно предпринять, чтобы приблизиться к истине, чтобы найти истину?
- Что даёт нам основание отнести одни значения к истинным, а другие к ложным?
(ответы детей) подвести уч-ся к следующему рассуждению:
1. Практика - исходный пункт познания. Практическими потребностями вызваны к жизни многие науки.
2. Цели познания определяются потребностями практики.
3. Практика - это критерий истины, потому что именно на практике проверяется правильность наших знаний.
4. Только единство теории и практики способствует углублению и расширению познания.

- Практика является исходным пунктом, целью познания и критерием правильности знаний.
- Поиск истины – главная цель любого исследователя.
- Человечество пребывает в поисках истины.
- Прочитайте текст учебника на стр. 12 и закончите определения:
Относительная истина – это …
Абсолютная истина – это …
- Согласны ли вы с утверждением, что истина присуща предметам и явлениям?
Ответ аргументируйте.
(Нет. Понятие истины распространяется только на мысли. Только мысли могут быть истинными или ложными.)
- А что такое ложь?
- Цель человеческого познания – истина.
- Перед вами на столах документ. Познакомьтесь с ним и ответьте на вопросы.
- Существуют критерии истины:
а) логический критерий
б) практический критерий
(объяснение: логический критерий предполагает, что наше высказывание о предмете соответствует самому предмету, т. е. является истинным при условии, что истинны посылки, из которых оно логически выведено; практический критерий истины: то, что практика подтвердила, - знание истинное; что практика опровергает - то знание ложное)
- В то же время у истины есть свои границы. Понятие истины не распространяется:

  • на представления людей о нравственных, художественных и иных ценностях и идеалах;
  • на продукты художественного творчества, вымыслы, фантазии;
  • на предположения, которые выдвигаются для объяснения мира, но не могут быть подтверждены или отвергнуты;
  • парадоксам самоотносимости («я знаю, что ничего не знаю»)

- В тетради составить краткую логическую схему, объясняя процесс исследования.
(1 ученик у доски остальные в тетради)


- Уровней и видов познания много, но среди них выделяется научное познание, целью которого является установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок.
- Кроме этого существуют и лженаука. Например, стали очень популярны гороскопы.
- Скажите, кто из вас читает гороскопы? А если в гороскопе написано всё идеально и гарантирует успех, вы поверите? А если напротив - неприятности. В какой гороскоп вы поверите быстрее?
- Скажите, всегда ли нужна истина?
- В поисках истины мы обратились и к религии. Я и ваши одноклассницы посетили приход, вы знаете, что в настоящее время строительство мечети ведётся в Зинино. Мы же встретились с муллой. И вот, что услышали.
Видеоролик №1. - Приложение можно получить у автора статьи.
- Вы помните, что наша Республика многонациональная и многоконфессиональная. Не обошли стороной мы и церковь. Как истину трактует христианство?
Видеоролик №2. - Приложение можно получить у автора статьи.
- Что общего в словах отца Сергия и муллы? К чему призывают религиозные деятели?
- Верно, именно к терпимости, уважению и человеколюбию призывают нас. Вспомните, совсем недавно вы уже слышали обращение, в основе которого центральное место занимают вопросы толерантности.
- О каком обращении я сейчас говорю?
(обращение Д.А. Медведева)

Заключение

- У каждого из вас на столах карточки, закрепите их рядом с тем суждением, которое вы считаете правильным:
(на доске суждения)
Суждения 1.
Учащиеся определяют, что правильными с точки зрения научности являются второе и пятое определения. Вера - это очень личное, субъективное понятие. Незыблемых истин крайне ограниченный круг. Идея, которую разделяет большинство, со временем оказывается ошибочной.
Суждения 2.
Ни одно из высказываний не является правильным. Их объединяет предположение, что человек может познавать только предметы, явления, находящиеся в покое. Человек в состоянии выявлять динамику изменений, проявления изменчивости и определять перспективы развития.

Французский философ-просветитель, писатель, композитор Жан-Жак Руссо сказал: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Желаю вам не ошибиться в поисках истины! И призываю вас к гуманности и уважению!

Домашнее задание

Первый уровень сложности: Подготовиться к словарной работе по понятиям параграфа 1.
Второй уровень сложности: Ответить на вопросы 1, 2, 4, 5 на стр. 15 письменно.
Третий уровень сложности: Выполнить практикум на стр. 16

Медиаматериалы

Рисунок 1 - Древнегреческий философ Аристотель. (портрет)
Рисунок 2 - В.С. Соловьев – русский философ, публицист, поэт. (портрет)
Вымысел, ложь, заблуждение – вечные спутники истины
В.С. Соловьев – русский философ, публицист, поэт.
< ... > Мы знаем, что не есть истина, – именно вымысел, ложь и заблуждение; мы знаем, что это неистинное хотя и существует, но существует только в субъекте (в его мысли и слове), вне его не имеет никакого бытия. Таков существенный характер неистинного: мы именно потому и признаем вымысел или заблуждение таковыми, то есть неистинными, что они не существуют вне субъекта, лишены объективного бытия. Но если таков характеристический признак неистинного, то характеристический признак истины будет, очевидно, заключаться в противоположном, именно в бытии вне субъекта или в объективной реальности. Таким образом, общее различие между истинным и ложным предполагает различие между тем, что существует только в субъекте (в субъективном сознании), и тем, что имеет бытие и вне субъекта и что мы называем реальным предметом или вещью. < ... >
Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Владимир Соловьев.
Философское начало цельного знания. – Минск, 1999. – С. 662–663.

Вопросы и задания

1. Опираясь на данный фрагмент, попытайтесь определить принципиальные отличия истины от заблуждения, вымысла и лжи.
2. Согласны ли вы с подзаголовком фрагмента? Действительно ли вечными спутниками истины являются вымысел, ложь, заблуждение? Аргументируйте свой ответ.

Суждения 1.
1. Истина - это то, во что человек верит.
2. Истина - это верное, правильное отражение действительности в мысли.
3. Истина - это незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
4. Истина - это те выводы, с которыми согласны все.
5. Истина - это соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Суждения 2.
1. Мир находится в покое, он не изменяется и поэтому доступен пониманию.
2. Окружающая нас действительность находится в постоянном развитии, изменении, безостановочном движении, поэтому познать окружающий нас мир невозможно.