Цели урока:
- формирование понимания учащимися кризиса феодально – крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отжившего феодального строя;
- усвоить знания об основных мероприятиях Николая I в области внутренней политики;
- развивать общеучебные навыки.
Основные понятия: апогей самодержавия, бюрократизация, корпус жандармерии и III отделение Собственной канцелярии, цензура.
Ход урока
I. Проверка выполнеиия домашнего задания.
II. Беседа по вопросам. ( подготовка к восприятию нового материала)
- Какой строй называется капиталистическим?
- Чем капитализм отличается от феодализма?
- Почему капитализм является более прогрессивным?
III. Изучение нового материала.
План изучения нового материала
- Личностные качества Николая I.
- Деятельность правительства по укреплению полицейского аппарата и цензуры.
- «Теория официальной народности».
- Реформы в области законодательства, финансов, экономики.
Личностные качества Николая I.
- Прочитайте по учебнику раздел «Император Николай I» (с. 57)
- Проанализируйте высказывания известных людей о Николае I
а) …Как медленно течет по жилам кровь,
Как холодно, неторопливо,
Не высекала искр в душе твоей любовь:
Ты – как кремень, и нет огнива!...(Цетлин М.О.)б) «Лоб быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности; Но главное – глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». (А.И. Герцен)
в)… Царя он видел на параде
В тугом воинственном наряде;
Огромный рост и зверский взгляд,
И лоб, откинутый назад.
Все, что могла создать казарма,
Все дико выразилось в нем,
Совокупив в одно с царем
России главного жандарма… - Обсудите материал в паре и сделайте вывод: Чего можно было ожидать от такого императора?
Деятельность правительства по укреплению полицейского аппарата и цензуры
- Прочитайте по учебнику раздел «Усиление борьбы с революционными настроениями» (с. 60-61)
- Выполните в тетради проверочную работу.
- В поэме Н.П. Огарева «Ночь» есть такие строки:
«… Кругом помещики – глупцы,
Кого имеет в виду поэт, упоминая « мундиры голубые»?
Рабы, нахалы, подлецы,
Попы, мундиры голубые,
Воров казенные полки…» - Закончите предложения:
а) В 1826 году было создано…
б) Шефом III отделения и корпуса жандармов был назначен…
в) Цензурный устав 1826 года был назван современниками … - Объясните, почему цензоры запрещали писать об убитых древнеримских императорах, употреблять слова «демос», «прогресс».
«Теория официальной народности»
Объяснения учителя. ( Главный идеолог самодержавия, министр народного просвещения граф С.С.Уваров. «Теория официальной народности», «православие, самодержавие, народность» ) Слушая лекцию учителя фиксируйте в тетради основные моменты лекции. Выполните работу. Определите одним из тезисом «Теории официальной народности» следующие высказывания С.С.Уварова:
а) «Искренне и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть».
б) «…Довольно, если мы сохраним непркосновенным святилище наших народных понятий, если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию».
в) «… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться».Реформы в области законодательства, финансов, экономики.
- Прочитайте по учебнику разделы « Укрепление роли государственного аппарата», «Попытки решения государственного вопроса», «Финансовая политика Е.Ф.Канкрина». (с. 57-58, с. 59-60, с. 65)
- Заполните в тетради таблицу «Реформы Николая I», работая в паре.
Название Дата осуществления Автор реформы Содержание Значение IV. Закрепление изученного.
В качестве закрепления предлагается выяснить значение слова «апогей».
Ответьте на вопрос: правомерно ли правление Николая I характеризовать как «апогей самодержавия»?
Ответьте на вопросы итогового теста.
- Чем занималось Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии?
а) раздачей чинов;
б) распределением земель между дворянами;
в) политическим сыском; - Какие черты присущи правлению Николая I?
а) либерализация государственного управления;
б) милитаризация государственного строя;
в) введение демократических начал во все сферы жизни общества. - Кому Николай поручил составление свода законов Российской империи?
а) П.Д. Киселеву;
б) М.М. Сперанскому;
в) А.А. Аракчееву. - Какие меры были приняты российским правительством для укрепления денежного обращения в 1839-1843 гг.?
а) введена твердая серебряная валюта;
б) получен крупный иностранный займ;
в) созданы новые банковские структуры. - Кто при Николае I получил право на цензуру?
а) Министерство просвещения;
б) Святейший синод;
в) Министерство внутренних и иностранных дел;
г) все выше перечисленные. - Какие материалы стали справочным пособием для Николая I в вопросах государственного устройства?
а) данные о системе государственного управления в Англии;
б) документы, подготовленные Екатериной II;
в) критические замечания декабристов, записанные во время следствия.
Оцените работу на уроке, выбрав жетон определенного цвета:
- красный (отлично)
- желтый (хорошо)
- зеленый (удовлетворительно)
- синий (неудовлетворительно)
Домашнее задание включает параграф 10, 11, устно ответить на вопросы с. 62, с. 68.
- В поэме Н.П. Огарева «Ночь» есть такие строки: