Задачи:
Продолжить работу по формированию:
- Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически их анализировать);
- Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации, умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии);
- Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений, соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами).
Вид урока: исследовательский семинар.
Учебно-деятельностная среда:
- Фрагмент из аналитической передачи
“Постскриптум”;
- Пакет с текстами для учащихся (вариант
прилагается);
- Список рекомендуемой литературы для учащихся.
- Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели.- М.: Наука, 1985.- 542 с.
- Пыхалов И. Великая оболганная война. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 480 с.
- Советская военная энциклопедия./Гл.ред.комис. Н.В.Огарков.- (Т6-8). – М., 1976-1980.
- 100 великих битв. – М.: Вече, 1998. – 640 с.
- Энциклопедия “Третьего рейха/ Авт.-сост. С.Воропаев. – М., 1996.
Подготовительная работа к семинару.
Класс делится на группы и получает задания:
1 группа “Западные историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что главная роль в разгроме фашистской Германии принадлежала Англии и США.
2 группа “Немецкие историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что Германия проиграла войну из-за природно-климатических факторов, амбиций и стратегических просчетов Гитлера.
3 группа “Русские историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что решающую роль в разгроме фашистской Германии сыграл советский народ.
4 группа “Аналитики” – выслушивают все факты и аргументы, делают выводы.
- Каждая из групп, излагая свою точку зрения, должна четко сформулировать ответ: достаточно ли для оценки роли государства во II мировой войне только перечислить количество военных операций и потерь? Какие еще факторы следует при этом учитывать?
Ход семинара
Организационно – подготовительный этап.
Психологический настрой.
Содержательно – психологический этап.
Реализация поставленных задач с использованием различных приемов.
- Группы отчитываются по предварительно
полученным заданиям.
- “Аналитики” делают соответствующие выводы.
Предполагаемые ответы.
“Западные историки”.
- Оказывали помощь по ленд-лизу (12 млрд.долл.);
- США оттягивали на себя всю мощь Японии, не допуская для СССР возможности войны на два фронта;
- Открытие II фронта ускорило окончание войны;
- Не малую роль сыграло Движение Сопротивления в Европе.
“Немецкие историки”.
- Стратегические просчеты Гитлера;
- Природно–географические факторы (“генерал Мороз”, непроходимые дороги, необъятные пространства);
- Некомпетентная разведка;
- Жестокость Гитлера, спровоцировавшая партизанское движение.
“Отечественные историки”.
- Помощь по ленд-лизу не отвергаем, но она составила 4 % от всех поступаемых на фронт боеприпасов;
- 29 сентября – 1 октября 1941 г. на Московской конференции представители Англии и США официально подтвердили “получение от Советского правительства крупных поставок русских сырьевых материалов, которые значительно помогут производству вооружения в наших странах”.
- Рузвельт: “СССР выезжает на своих танках”…; перед решающими сражениями союзники приостанавливали поставки по ленд-лизу;
- Самые крупные военные операции (по значению для хода войны, в %соотношении происходили на Восточном фронте…);
- В окружении Гитлера были трезвомыслящие стратеги, предостерегающие его от непродуманных действий (посол в Москве Шуленбург, военный атташе Кёстринг, генерал Гаммерштейн составили меморандум, в котором доказывали колоссальный риск войны против СССР…);
- Фашисты недооценили главное – героизм и мужество советских воинов и тружеников тыла.
Коррекционный этап.
“Аналитики” делают выводы о решающей роли СССР в победе над фашистской Германией, не отрицая роли союзников по антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.
- Общепризнанным фактом является то, что именно на советско-германском фронте произошел перелом в ходе II мировой войны;
- С 1942 г. на полную мощь заработала военная экономика СССР (только по производству самолетов СССР уступал США);
- Мужество и героизм советских людей – главный решающий фактор, обеспечивший победу над фашистской Германией.
- Не отрицаем роль Движения Сопротивления в Европе.
(Урок завершает тему “Великая Отечественная война”, поэтому домашнее задание не задается).