Семинар в 11-м классе по теме "Война закончилась. Споры продолжаются…"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

Продолжить работу по формированию:

  • Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически их анализировать);
  • Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации, умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии);
  • Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений, соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами).

Вид урока: исследовательский семинар.

Учебно-деятельностная среда:

- Фрагмент из аналитической передачи “Постскриптум”;
- Пакет с текстами для учащихся (вариант прилагается);
- Список рекомендуемой литературы для учащихся.

  • Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели.- М.: Наука, 1985.- 542 с.
  • Пыхалов И. Великая оболганная война. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 480 с.
  • Советская военная энциклопедия./Гл.ред.комис. Н.В.Огарков.- (Т6-8). – М., 1976-1980.
  • 100 великих битв. – М.: Вече, 1998. – 640 с.
  • Энциклопедия “Третьего рейха/ Авт.-сост. С.Воропаев. – М., 1996.

Подготовительная работа к семинару.

Класс делится на группы и получает задания:

1 группа “Западные историки”собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что главная роль в разгроме фашистской Германии принадлежала Англии и США.

2 группа “Немецкие историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что Германия проиграла войну из-за природно-климатических факторов, амбиций и стратегических просчетов Гитлера.

3 группа “Русские историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что решающую роль в разгроме фашистской Германии сыграл советский народ.

4 группа “Аналитики” – выслушивают все факты и аргументы, делают выводы.

- Каждая из групп, излагая свою точку зрения, должна четко сформулировать ответ: достаточно ли для оценки роли государства во II мировой войне только перечислить количество военных операций и потерь? Какие еще факторы следует при этом учитывать?

Ход семинара

Организационно – подготовительный этап.

  1. Психологический настрой.
  2. Вступительное слово учителя: “Уважаемые коллеги, анализируя события, связанные с предстоящим празднованием 65-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, невольно приходишь к выводу, что “история учит тому, что ничему не учит”.
  3. Посмотрите в/фрагмент из передачи “Постскриптум” - выступление президента Латвии. “Оскорбления в адрес ветеранов Великой Отечественной войны – это не просто пренебрежение к событиям, а скорее всего продуманная политика государства”, в основе которой лежит фальсификация исторических событий.
  4. Наша задача – аргументировано защитить честь ветеранов Великой Отечественной войны, честь СССР, мужество антифашистов, выигравших войну. Для этого нам необходимо знать факты и доводы противоположных сторон.

Содержательно – психологический этап.

Реализация поставленных задач с использованием различных приемов.

- Группы отчитываются по предварительно полученным заданиям.
- “Аналитики” делают соответствующие выводы.

Предполагаемые ответы.

“Западные историки”.

  • Оказывали помощь по ленд-лизу (12 млрд.долл.);
  • США оттягивали на себя всю мощь Японии, не допуская для СССР возможности войны на два фронта;
  • Открытие II фронта ускорило окончание войны;
  • Не малую роль сыграло Движение Сопротивления в Европе.

“Немецкие историки”.

  • Стратегические просчеты Гитлера;
  • Природно–географические факторы (“генерал Мороз”, непроходимые дороги, необъятные пространства);
  • Некомпетентная разведка;
  • Жестокость Гитлера, спровоцировавшая партизанское движение.

Отечественные историки”.

  • Помощь по ленд-лизу не отвергаем, но она составила 4 % от всех поступаемых на фронт боеприпасов;
  • 29 сентября – 1 октября 1941 г. на Московской конференции представители Англии и США официально подтвердили “получение от Советского правительства крупных поставок русских сырьевых материалов, которые значительно помогут производству вооружения в наших странах”.
  • Рузвельт: “СССР выезжает на своих танках”…; перед решающими сражениями союзники приостанавливали поставки по ленд-лизу;
  • Самые крупные военные операции (по значению для хода войны, в %соотношении происходили на Восточном фронте…);
  • В окружении Гитлера были трезвомыслящие стратеги, предостерегающие его от непродуманных действий (посол в Москве Шуленбург, военный атташе Кёстринг, генерал Гаммерштейн составили меморандум, в котором доказывали колоссальный риск войны против СССР…);
  • Фашисты недооценили главное – героизм и мужество советских воинов и тружеников тыла.

Коррекционный этап.

“Аналитики” делают выводы о решающей роли СССР в победе над фашистской Германией, не отрицая роли союзников по антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.

  • Общепризнанным фактом является то, что именно на советско-германском фронте произошел перелом в ходе II мировой войны;
  • С 1942 г. на полную мощь заработала военная экономика СССР (только по производству самолетов СССР уступал США);
  • Мужество и героизм советских людей – главный решающий фактор, обеспечивший победу над фашистской Германией.
  • Не отрицаем роль Движения Сопротивления в Европе.

(Урок завершает тему “Великая Отечественная война”, поэтому домашнее задание не задается).

Приложение.