Конспект урока "Смутное время"

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  • Учебные: Осветить ход борьбы с интервентами, успешные действия 2-го ополчения.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм на примере исторических событий, осуществлять профориентацию.
  • Развивающие: развить навыки работы с таблицей, терминами, формировать историческое мышление.

Материальное обеспечение урока: таблицы 1-е и 2-е ополчение. Избрание М.Ф. Романова, в\ф "Подвиг Минина и Пожарского", в\ф "Хроники смутного времени".

Методы работы: словесный, наглядный, проблемный.

№ п/п Этапы урока Время Работы суворовцев
1 Организация начала занятий 1  
2 Проверка выполнения с/п

Хронология

Персоналии

Понятия

10  
3 Подготовка в активной деятельности.

Постановка у/з

Организация действий сув.

1  
4 Усвоение новых знаний

Освобождение Москвы

А. Рассказ учителя об обстановке в стране и 1-м ополчении.

Б. Сообщения суворовцев о Минине и Пожарском.

В. Запись суворовцами таблицы.

Г. Просмотр видеофрагментов.

Д. Сообщение суворовца о 4 ноября, как о дне национального единства.

Е. Информация по профориентации.

30 Участие в беседе, записи в тетради.

 

Слушание

Просмотр в/ф

Разбор у/з

5 Закрепление в ходе изучения нового материала    
6 Подведение итогов 3  
7 Задание на с/п: п.29 3  

Подготовка к открытому уроку "Смутное время" (2 урок)

Задание суворовцам:

- Рефераты "Смутное время", " Минин и Пожарский";

- Сообщения о Минине и Пожарском;

- Сообщение о 4 ноября - дня национального единства.

Материальное обеспечение урока:

- Атлас

- Династия Романовых (плакат)

- Раздаточный материал. Народное ополчение стр.76

Воцарение династии Романовых стр.77

- в/ф "Подвиг Минина и князя Пожарского". "Хроники смутного времени", диск 1612 DVD.

- Портрет Минина и Пожарского.

- Задание по хронологии на маркерной доске. Написать события заранее.

- Персоналии. Крупно напечатать фамилии и характеристику (краткую). Привести в соответствие на магнитной доске. Составить пары печатных строк.

- Подготовить выставку книг, работ к уроку.

- Материалы по профориентации.

Ход урока

"Тов. суворовцы. Мы изучаем с Вами тему "Россия в конце XVI - н. XVII в. Смутное время". Сегодня второй урок по теме. Мы рассмотрим сегодня вопросы:

  • Освобождение Москвы.
  • Избрание М. Романова на царство. Завершение Смуты.

Главная цель нашего урока выяснить, как удалось изгнать интервентов и преодолеть Смуту и почему в память об этих событиях 4 ноября отмечается как день национального единства.

На столах у вас таблицы по этой теме. В ходе урока эти записи нужно сделать в тетради. Это будет опорный конспект для ответов на следующем уроке. На выставке книги, журналы, рефераты ваших товарищей о Смуте. Рекомендую всем продолжить знакомство с этими материалами.

Значительную часть материала по этой теме мы уже изучили, и у меня к вам будет несколько вопросов, для того, чтобы повторить изученный материал и подготовиться к дальнейшему изучению темы.

Первое задание.

Давайте вспомним хронологию Смуты.

На доске (маркерной) написаны основные события изученного материала. Вам нужно проставить даты. Вам нужно проставить даты (год) и прокомментировать некоторые из них."

Суворовец вызывается к доске.

На доске написано Суворовец пишет
Начало Смуты 1598 (1584)
Восстание под предводительством Хлопка 1603
Воцарение Лжедмитрия I 1605
Убийство Лжедмитрия I 17 мая 1606
Восстание под предводительством И. Болотникова 1606- 1607
Начало военных действий Лжедмитрия II 1607
Начало похода Сигизмунда III на Москву 1609
Вход польских войск в Москву 1610

"С хронологией мы разобрались , но история - это не только даты, но и персоналии, личности, которые действовали в это время.

Второе задание.

На доске прикреплены имена и роли той или иной личности, но они перепутаны. Приведите примеры их в соответствии, переместить на доске с помощью магнита строчки:

Выполненное задание будет выглядеть так:

- Владислав - польский королевич, претендент на московский престол.

- Ляпунов Прокопий - руководитель первого ополчения.

- Федор Иванович - последний царь Династии Рюриковичей (1584-1598г.г.)

- Царевич Дмитрий - младший сын Ивана Грозного, погибший в Угличе в 1591 г.

- Борис Годунов - царь 1598-1605.

- Лжедмитрий I- самозванец, якобы спасшийся царевич Дмитрий, претендент на российский трон, затем царь.

- Марина Мнишек - дочь польского магната, жена ЛжедмитрияI ,а затем Лжедмитрия II.

Лжедмитрий II - самозванец, якобы спасшийся Дмитрий.

-Василий Шуйский - царь 1606 - 1610г.

Сигизмунд III - король речи Посполитой.

Третье задание.

Ну и, конечно, изучать и понимать исторический материал можно только зная основные понятия, понимая значение слов, которые мы употребляем.

Смута - общенациональный кризис, охвативший все сферы российского общества, сопровождающийся гражданской войной и иностранной интервенцией.

Интервенция - вторжение войск иностранных государств, их вмешательство во внутренние дела страны.

Самозванство - присвоение кем - либо имени представителя царствующей династии.

Ополчение - участие в военных действия людей невоеннообязанных, мирного населения.

"Семибоярщина"- правительство России, после отстранения от власти В.Шуйского, состоявшее из 7 бояр, впустившие поляков в Москву.

Таким образом, мы с вами вспомнили, что такое Смута и каково ее содержание.

Русские историки (Н.М. Карамзин и др.) так описывают положение страны к 1610г.

"Великие бедствия и вопли голодных, страна на краю гибели, общество расколото на враждебные лагеря. Рознь и сословный эгоизм преобладает в отношениях людей. Государственная власть разрушена. В Москве стоит польский гарнизон, резня и пожары, порушены храмы, осквернены святыни. Страной управляет правительство, которое боится и врагов и своего народа".

А.К. Толстой в своем сатирическом стихотворении "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева" пишет об этом времени:

"Прямые были страсти
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далеко не уйдешь"

Понятно, что перспективы развития страны были весьма печальны, и существовала возможность гибели государства, подчинение его и растаскивание на куски иноземцами, гибели веры православной. И тут на историческую арену выходит мощная сила - народ: бояре и дворяне, казаки, купцы и ремесленники, крестьяне.

А.К. Толстой пишет:

"Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.
И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон".

Вот об этом нам и предстоит немного подробнее поговорить на этом уроке.

Итак, первый вопрос нашего плана - Освобождение Москвы.

Избрание Владислава на престол не принесло желаемого мира.

В Москве между русскими и поляками были постоянные драки, перестрелки, строились баррикады. Начались пожары. Белый город и Замоскворечье сгорели дотла. Поляки бродили по этим зловещим развалинам и набирали себе добычу. Жемчугу они набрали столько, что заряжали им ружья и стреляли по москвичам. Но к стенам Москвы уже подходила помощь. Отряды вольных казаков под руководством Заруцкого и князя Трубецкого присоединились к дворянским отрядам Прокопия Ляпунова и образовали 1-е ополчение. Их поднял на поляков патриарх Гермоген. Он рассылал грамоты, призывал людей собраться и идти на Москву. Освобождал их от присяги данной Владиславу т.к. он не выполнил условия и не принял Православие. За неуступчивость поляки бросили Гермогена в темницу и уморили его голодом.

Способствовала созданию ополчения и гибель Тушинского вора в декабре 1610г. Это кто? (Лжедмитрий II) Москвичи могли теперь его не бояться, и поляки им были больше не нужны. Ополченцы осадили Москву, заняли часть города. Они создали высший временный орган власти страны - Совет всея земли.

Но 1-е ополчение действовало нерешительно. Казаки плохо ладили с дворянами, казаки занимались грабежами. Ляпунов хотел силой навести порядок, но казаки вызвали его на круг и изрубили шашками и Ляпунова и заступившегося за него дворянина Ржевского. После убийства Ляпунова первое ополчение распалось. Зато появилось 2 новых претендента на русский престол: - только что родившийся сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II - Иван прозванный "воренок" и сын шведского короля Карла IX принц Карл- Филипп, которого вынуждены были признать Новгородцы.

Самые распространенные литературные произведения того времени назывались "плачи" о погибели Русской земли.

Но в провинциальных городах началось движение по организации второго ополчения.

Появляются на исторической арене новые персоналии:

Староста Нижегородского посада Кузьма Минич Минин и участник первого ополчения, а теперь воевода, предводитель второго ополчения князь Дмитрий Михайлович. Пожарский.

(На магнитной доске прикреплены их портреты и имена)

Сообщение об этих патриотах земли русской подготовили суворовцы:

О Д.М. Пожарском -_____________________, о К. Минине - __________.

Минин и Пожарский учли все недостатки 1-го ополчения: и нехватку средств ( теперь их было собрано достаточно) и разногласия между руководителями, и представительство казаков (от них ополченцы держались отдельно)

18 августа 1812 г. подошло ополчение к Москве, а через три дня к Москве прибыл польский воевода, пан Ходкевич с отрядом в 2000 человек и с припасами для польского гарнизона в Москве. Нужно было не пропустить его в Москву. На Девичьем поле произошла битва.

в/ф " Подвиг Минина и князя Пожарского -2 часть"

Два месяца еще продолжалась осада, и поляки покинули Кремль. Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади поставлен памятник (Скульптор Мартос), на нем сделана надпись: "Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия", а день 4 ноября стал Российским праздником - днем национального единства.

Наши суворовцы встречались 4 ноября у памятника Минину и Пожарскому с президентом. Один из участников этой встречи суворовец Гуреев расскажет нам об этом.

- Выступление суворовца и демонстрация фотографий.

Выполнение у/з

Для того чтобы не только любить свою Родину, но и принести ей наибольшую пользу, я рекомендую Вам избрать для поступления командные войска сухопутных войск. Потому что в историю входят не юристы и журналисты, а командиры: пехотинцы, ракетчики, танкисты.

Прикрепляю на магнитной доске информацию о нескольких высших военных учебных заведениях.

Окончание Смуты вызывает споры историков. Какое событие исчерпывает ее?

- Призвание ли на царство Михаила Романова?

- Провал похода королевича Владислава на Москву?

- Заключение ли Деулинского перемирия с Речью Посполитой и Столбовского мира со Швецией?

Главное, что это страшное время закончилось, и страна начинает приходить в себя.

Пустовал царский престол. Уже 6 ноября 1612 г. началась подготовка созыва Земского Собора для выбора нового царя. В Москву приглашали лучших людей от разных сословий. Но добраться до Москвы в условиях разрухи было непросто. Потому начало работы Собора все время откладывалось. А В Москве это время происходила настоящая предвыборная война. Представители разных политических сил стремились обеспечить прохождение своего кандидата. Кто же претенденты? Польский принц Владислав - ему ведь присягнули в 1611. Шведский принц Карл - Филипп. Почему иностранцы - по- прежнему- претенденты. Ни один из представителей боярских родов не смог удержаться на престоле. Кроме того шведы и поляки оккупировали значительную часть территории. И вести войну на 2 фронта крайне сложно. Руководители 2-го ополчения и представители временного правительства князь Минин и князь Трубецкой тоже были кандидатами на престол. Также бояре Мстиславский и Голицын.

В Москве огромное казацкое войско (криминал).

Избран Михаил Романов почему? - Задание на самоподготовку.

Прозван "кроткий". Его сын Алексей Михайлович получит прозвище "тишайший".

в/ф "Хроники смутного времени" венчание Михаила Федоровича Романова на царство.

Начинается новая династия. Вывешивается плакат "Дом Романовых".

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.