Урок-презентация для 8-го класса "Тайные общества"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательная: выделить главные особенности первого этапа антикрепостнического революционного движения в России, его классовый состав и направленность; уяснить, почему именно с декабристов ведёт свою историю русское революционное движение, в чём его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов.
  • Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, умение работать с текстом учебника и с историческим источником, умение выделять главное, анализировать, высказывать собственную точку зрения, аргументировать свой ответ, умение правильного ведения записей, работа с терминологией.
  • Воспитательная: воспитание патриотизма, сопереживания за свою страну.

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • презентация из 17 слайдов – авторский медиапродукт в программе Power Point (Приложение 1);
  • Боханов А.Н., Фадеева Д.А. «История России. XІX век». М.: Русское слово, 2004.

Использование ИКТ на данном уроке  (урок изучения нового материала)  позволяет разнообразить приёмы и методы подачи нового материала, способствует формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания обучающимся, делает сложный фактологический материал более доступным, понятным интенсифицировать процесс изучения нового материала. Такой урок будет интересен и полезен и  визуалам, и аудиалам. Презентацию, созданную к уроку  в программе Power Point, можно использовать на уроках в нескольких классах, она значительно облегчит труд учителя. На уроке используются элементы здорвьесберегающих технологий в форме физминутки (на слайдах).

В результате изучения темы обучающийся должен  знать:

  • основные понятия (крепостное право, конституционная монархия, республика, разделение властей, демократические права);
  • даты (1816, 1818, 1821);
  • личности (руководителей и представителей тайных обществ);
  • причины появления тайных обществ;
  • фактологический материал (названия тайных  обществ, их цели и участников; программы Северного и Южного обществ);

уметь:

  • работать с текстом учебника.
  • сравнивать  и анализировать программы тайных обществ по определённым критериям;
  • высказать своё мнение и аргументировать его.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент (1 мин.)
Сформировать готовность обучающихся к работе на уроке. Проверка готовности к уроку.
Мотивация
Мотивация обучающихся на урок с помощью вербальных установок, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся через модальность.  
Целеполагание (2 мин.)
Постановка целей и задач урока, темы урока. (Слайд 1) Мотивация обучающихся на изучение нового материала.
Изучение нового материала (29 мин.)
План изучения нового материала: (Слайд 2)

1. Зарождение организованного общественного движения.
2. Тайные общества.

1. Зарождение организованного общественного движения.

Опрос-беседа:Какое значение имел заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. и какое влияние этот поход  и вся Отечественная война 1812 года оказали на формирование тайных обществ?

Выделение причин появления тайных обществ.

 

 

Характеристика сословного состава тайных обществ:

Вопрос: Объясните, почему тайные общества возникли в офицерской среде?

2. Тайные общества.

(Слайд 3. Тайные организации будущих декабристов. Таблица)

Инструктаж по заполнению таблицы: начертите представленную на слайде таблицу в тетрадь и, работая с текстом учебника (страницы 58 – 60), заполните её по плану.

План изучения тайных обществ (для заполнения таблицы):

– название и дата возникновения;
– руководители и участники;
– программы.

Проверка заполнения таблицы:

(Слайд 4. Тайные организации будущих декабристов. Таблица)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Что сближало и что отличало тайные общества друг от друга?

Физминутка (с 5 по 10 слайды)

(Слайд №11. Авторы программных документов «Северного» и «Южного» обществ. Портреты)

Представление авторов программных документов.

Задание: Сравните программные документы «Северного» и «Южного»  обществ, выделите общие черты и отличия. Для этого познакомьтесь с их содержанием (страницы 59 – 60).

(Слайд 12. Программы. Таблица)

 

Объяснение учителя по схеме «Государственное управление по программам «Северного» и «Южного» обществ».
В  «Конституции» Муравьёва и «Русской Правде» Пестеля предполагалось ввести разделение властей. Но каждая из программ имела свои особенности в силу того, что формы правления этими авторами были предложены различные.

(Слайд 13. Государственное устройство. Схемы)

Запись плана в тетради.

 

 

 

Ответы обучающихся.


Запись причин в тетради:

  1. Знакомство с жизнью западноевропейцев.
  2. Международная обстановка (революционные выступления)
  3. Просветительские идеи.

Примерные ответы обучающихся: дворяне, крестьяне (рекруты), казаки.

Примерные ответы обучающихся: офицеры, так как они участвовали в заграничных походах и были более образованы.

 

 

Чертёж таблицы в тетради.

 

 

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

 

 

Проверка заполнения таблицы.

Название, год. Представители. Программа.
«Союз спасения» А.Н., Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, С.И., М.И.Муравьев-Апостол, Якушкин. Ликвидация крепостничества и
самодержавия, введение
конституции и представительного правления.
«Союз благоденствия» Участники «Союза спасения». Ликвидация крепостничества и самодержавия, необходимость формирования общественного
мнения, создание тайных и
легальных организаций.
«Северное общество» П.И.Пестель, А.П.Юшневский,
И.Г.Бурцов и др.
«Русская Правда» П.И.Пестеля.
«Южное общество» Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой,
Н.И.Тургенев, И.И.Пущин.
«Конституция» Н.М.Муравьева.

Ответы обучающихся.

 

Просмотр слайдов.

 

Знакомятся с авторами программных документов «Северного» и «Южного» обществ.

Сравнительная характеристика программных документов по критериям: крепостное право, земля, сословная структура, форма правления, государственное устройство, демократические права, избирательное право.
Ответы обучающихся.

Проверка сравнительной характеристики программных документов по таблице, представленной на слайде 12.

Изучение схемы. Заслушивают объяснение учителя.

Закрепление (3 мин.)
(Слайд 14.  Отрывки из документов)

Задание: прочитайте и  определите название и автора программного документа, обоснуйте своё мнение.

 

Ответы обучающихся:

  • «Русская Правда» Пестеля;
  • «Конституция» Муравьёва.
Домашнее задание (2 мин.)
(Слайд 15. Домашнее задание)

Вопрос: Какой проект конституции более прогрессивен?

Вопрос: Какой вариант конституции ближе к современной Конституции России и почему?

В тетради (письменно).
Рефлексия (3 мин.)
(Слайд 16. Рефлексия)

Вопрос: Какое задание сегодня на уроке было для тебя успешным?

Вопрос: Какое задание сегодня на уроке вызвало у тебя затруднение?

 

Ответы обучающихся.