Цели:
- Образовательная: выделить главные особенности первого этапа антикрепостнического революционного движения в России, его классовый состав и направленность; уяснить, почему именно с декабристов ведёт свою историю русское революционное движение, в чём его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов.
- Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, умение работать с текстом учебника и с историческим источником, умение выделять главное, анализировать, высказывать собственную точку зрения, аргументировать свой ответ, умение правильного ведения записей, работа с терминологией.
- Воспитательная: воспитание патриотизма, сопереживания за свою страну.
Тип урока: изучение нового материала.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
- презентация из 17 слайдов – авторский медиапродукт в программе Power Point (Приложение 1);
- Боханов А.Н., Фадеева Д.А. «История России. XІX век». М.: Русское слово, 2004.
Использование ИКТ на данном уроке (урок изучения нового материала) позволяет разнообразить приёмы и методы подачи нового материала, способствует формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания обучающимся, делает сложный фактологический материал более доступным, понятным интенсифицировать процесс изучения нового материала. Такой урок будет интересен и полезен и визуалам, и аудиалам. Презентацию, созданную к уроку в программе Power Point, можно использовать на уроках в нескольких классах, она значительно облегчит труд учителя. На уроке используются элементы здорвьесберегающих технологий в форме физминутки (на слайдах).
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
- основные понятия (крепостное право, конституционная монархия, республика, разделение властей, демократические права);
- даты (1816, 1818, 1821);
- личности (руководителей и представителей тайных обществ);
- причины появления тайных обществ;
- фактологический материал (названия тайных обществ, их цели и участников; программы Северного и Южного обществ);
уметь:
- работать с текстом учебника.
- сравнивать и анализировать программы тайных обществ по определённым критериям;
- высказать своё мнение и аргументировать его.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
Организационный момент (1 мин.) | ||||||||||||||||
Сформировать готовность обучающихся к работе на уроке. | Проверка готовности к уроку. | |||||||||||||||
Мотивация | ||||||||||||||||
Мотивация обучающихся на урок с помощью вербальных установок, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся через модальность. | ||||||||||||||||
Целеполагание (2 мин.) | ||||||||||||||||
Постановка целей и задач урока, темы урока. (Слайд 1) | Мотивация обучающихся на изучение нового материала. | |||||||||||||||
Изучение нового материала (29 мин.) | ||||||||||||||||
План изучения нового материала:
(Слайд 2) 1. Зарождение организованного
общественного движения. 1. Зарождение организованного общественного движения. Опрос-беседа:Какое значение имел заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. и какое влияние этот поход и вся Отечественная война 1812 года оказали на формирование тайных обществ? Выделение причин появления тайных обществ.
Характеристика сословного состава тайных обществ: Вопрос: Объясните, почему тайные общества возникли в офицерской среде? 2. Тайные общества. (Слайд 3. Тайные организации будущих декабристов. Таблица) Инструктаж по заполнению таблицы: начертите представленную на слайде таблицу в тетрадь и, работая с текстом учебника (страницы 58 – 60), заполните её по плану. План изучения тайных обществ (для заполнения таблицы): – название и дата возникновения; Проверка заполнения таблицы: (Слайд 4. Тайные организации будущих декабристов. Таблица)
Вопрос: Что сближало и что отличало тайные общества друг от друга? Физминутка (с 5 по 10 слайды) (Слайд №11. Авторы программных документов «Северного» и «Южного» обществ. Портреты) Представление авторов программных документов. Задание: Сравните программные документы «Северного» и «Южного» обществ, выделите общие черты и отличия. Для этого познакомьтесь с их содержанием (страницы 59 – 60). (Слайд 12. Программы. Таблица)
Объяснение учителя по схеме
«Государственное управление по программам
«Северного» и «Южного» обществ». (Слайд 13. Государственное устройство. Схемы) |
Запись плана в тетради.
Ответы обучающихся.
Примерные ответы обучающихся: дворяне, крестьяне (рекруты), казаки. Примерные ответы обучающихся: офицеры, так как они участвовали в заграничных походах и были более образованы.
Чертёж таблицы в тетради.
Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.
Проверка заполнения таблицы.
Ответы обучающихся.
Просмотр слайдов.
Знакомятся с авторами программных документов «Северного» и «Южного» обществ. Сравнительная характеристика программных
документов по критериям: крепостное право, земля,
сословная структура, форма правления,
государственное устройство, демократические
права, избирательное право. Проверка сравнительной характеристики программных документов по таблице, представленной на слайде 12. Изучение схемы. Заслушивают объяснение учителя. |
|||||||||||||||
Закрепление (3 мин.) | ||||||||||||||||
(Слайд 14. Отрывки из документов) Задание: прочитайте и определите название и автора программного документа, обоснуйте своё мнение. |
Ответы обучающихся:
|
|||||||||||||||
Домашнее задание (2 мин.) | ||||||||||||||||
(Слайд 15. Домашнее задание) Вопрос: Какой проект конституции более прогрессивен? Вопрос: Какой вариант конституции ближе к современной Конституции России и почему? |
В тетради (письменно). | |||||||||||||||
Рефлексия (3 мин.) | ||||||||||||||||
(Слайд 16. Рефлексия) Вопрос: Какое задание сегодня на уроке было для тебя успешным? Вопрос: Какое задание сегодня на уроке вызвало у тебя затруднение? |
Ответы обучающихся. |