Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года, от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.
  • Развить у учащихся умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, доказывать свои суждения, навык работы с исторической картой.
  • Воспитать чувство патриотизма и любви к своему Отечеству.

Оборудование: интерактивная доска, схемы-опоры, карточки, эпиграф, картина “Совет в Филях”, портреты, выставка литературы, карта “Отечественная война 1812г.”.

Ход урока

На доске выведена тема урока и написан эпиграф урока: слова героя войны 1812г. А.С.Кайсарова: “Чувство сие (патриотизм) не есть преимущество какого-либо сословия. Все сыны Отечества им одушевляются”.

Урок начинается со вступительного слова учителя: Те 6 месяцев 1812г., с июня по декабрь, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории страны, во многом определили характер эпохи. Трагические и славные события пробудили патриотические чувства во всех слоях общества (обращение к эпиграфу урока). И в конце урока, мы с вами попытаемся сказать, прав ли был автор этих строк, говоря о войне 1812года.

Но прежде чем перейти непосредственно к войне 1812г., ответим на следующие вопросы.

Задание 1: Фронтальный опрос. По ходу опроса слабоуспевающие ученики работают по карточкам, которые находятся на партах.

  1. Что значит Отечественная война?
  2. Что такое патриотизм?
  3. Сколько этапов можно выделить в ходе войны 1812г.? Почему? (Начинается работа по карточкам)
  4. Назовите главную причину начала Отечественной войны? Аргументируйте свой ответ.
  5. Была ли Россия заинтересована в войне с Францией?
  6. Назовите цели и характер войны для воюющих сторон?
  7. Как вы думаете, чем угрожало России осуществление агрессивных целей Францией?

Вывод: таким образом, готовясь к войне с Россией, Наполеон думал не только о разгроме русской армии и о подчинении России, но и о стремлении отторгнуть от неё ряд территорий и оттеснить от незамерзающих морей. “Поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра1, лишить того значения, которое он имеет в Европе” – русский посол в Париже, князь Б.Куракин.

Задание 2: Подготовка к войне. Планы сторон и соотношение сил.

Представьте ситуацию, что вы попали в 1812 год и перед вами секретное донесение.

Господа! Наступил 1812год. Уже ни для кого не секрет, что военное столкновение между Россией и Францией неизбежно. Главное подготовится к этой войне, и добыть наиболее достоверные сведения о подготовке и планах противника.

Что верно, а что нет в секретном донесении? (Зачитывает учитель). В это же время один ученик выходит к доске и работает с опорной схемой №1 (на слайде).

Секретное донесение императору Наполеону 1 от тайного агента Жана Лайара. “По проверенным данным, Россия, слабо подготовлена к войне, чем кажется на первый взгляд. Об этом говорит слабость, как экономического положения, так и слабость армии в стране. Во-первых: нет единого руководства целой армии и полководца, который бы повёл за собой армию. Во-вторых: русская армия уступает по численности французской и не имеет возможности восполнить её в случае поражения. В-третьих: В связи с тяжелым экономическим положением в России, армия снабжена плохо (нехватка вооружения и продовольствия), процветает казнокрадство. Считаю, что именно сейчас наиболее выгодный момент для начала боевых действий против России. Январь 1812 года”.

- Было ли преимущество у русской армии перед французской (указать)?
- Назовите 1-2 аргумента в пользу России и Франции в ходе подготовке к войне. Прекращается работа по карточкам, убрать на край стола.

Вывод: Таким образом,

Схема №1.Сгруппируйте положения, характеризующие русскую и французскую армии накануне войны. А – русская армия, Б – французская армия.

  1. Численность армии – 1 миллион 200 тысяч человек –
  2. Численность армии – около 600 тысяч человек –
  3. В стране создана массовая армия –
  4. Всеобщая воинская повинность –
  5. Рекрутская система набора в армию –
  6. Служба в армии – 25 лет –
  7. Не было в запасе людей обученных военному делу –
  8. Армия оснащена новейшим вооружением –
  9. В армию были вовлечены военные силы побежденных стран –
  10. Армия разделена на три части к началу военных действий –

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Таким образом, в экономическом плане Россия лучше подготовлена к войне, а по численности армии уступает французской. Преимущество русской армии определялось её единым национальным составом. В войне участвовала не только кадровая армия, но и почти всё население европейской части России, поэтому война и получила название – Отечественная, так как решалась судьба национальной независимости страны.

Задание 3: работа с исторической картой.

- Покажите расположение русской армии к началу войны. Почему русская армия была вынуждена отступать в начале войны?

Как известно Наполеон и сам не знал направление главного удара на Россию до начала войны? Почему? Аргументируйте свой ответ.

- В чем заключался фланговый марш-маневр Кутузова?

Задание 4: Отметьте причины отступления русской армии в начале войны.

Схема №2 – на слайде.

  1. Бездарное вмешательство в военные дела император Александра 1;
  2. Война России с Турцией;
  3. Рекрутская система набора армии;
  4. Численное превосходство французов;
  5. Отсутствие единого командования;
  6. Патриотизм французов;
  7. Русские войска разделены на 3 части;
  8. Отсутствие точных сведений о направлении главного удара Наполеона;
  9. Плохое вооружение русской армии.

- Какая задача встаёт перед русским командованием?

Вывод: Необходимо соединить 1-ю и 2-ю армии (под Смоленском).

Задание 5: Расположите в хронологической последовательности важнейшие события Отечественной войны 1812 года. 1 ученик работает у доски, класс выполняет задание на листах, затем совместно проверяем.

Схема-опора №3

  1. Тарутинский марш-маневр –
  2. Переправа французских войск через Березину –
  3. Бородинское сражение –
  4. Битва за Смоленск –
  5. Назначение Кутузова главнокомандующим русской армией –
  6. Совет в Филях –
  7. Переход французских войск через Неман –
  8. Сражение под Малоярославцем –
  9. Уход французских войск из Москвы –
  10. Соединение 1-й и 2-й армий –

Свой ответ аргументируйте (знание дат).

Задание 6: Перед вами схема Бородинского сражения. В ней допущены неточности и ваша задача, определить, в каких секторах схемы были допущены ошибки? Ответ аргументируйте. На слайде схема № 4. 1 ученик работает у доски. Вопросы классу:

- При каких обстоятельствах и когда М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией?
- В чем состоит историческое значение Бородинского сражения? Проверяется схема.

Вывод: Таким образом, историческое значение Бородинского сражения заключается в том, чтоб подготовить коренной перелом в ходе войны.

Задание 7: Что объединяет этих людей? Кто они?

На слайде портреты – Давыдова, Сеславина, Фигнера, Кожиной, Четвертакова, Курина, Дуровой. - В каких слоях общества могла возникнуть поговорка: “На француза и вилы - ружьё”? О каких настроениях этих социальных слоёв она свидетельствует?

Задание 8: Кому принадлежат следующие слова? В чём их смысл?

“С потерей Москвы, не потеряна ещё Россия. Доколе будет существовать армия и находиться, в состоянии противиться неприятелю, до тех пор имею сохранить надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожиться армия, то погибнут и Москва, и Россия”.

Вывод: Таким образом, спасение армии, это выигрыш во времени, необходимый для подготовки контрнаступления.

Задание 9: Определите, о каком событии и сражении идёт речь.

“Опасаясь всегда, чтобы неприятель главными своими силами не овладел, бы сею дорогою, которая бы лишила армию всех её коммуникаций, с хлебороднейшими провинциями, нашёл я за нужное отрядить 6-й корпус с генералом Дохтуровым на Калужскую дорогу. Сие побудило меня, не теряя времени, со своею армиею выступить и сделать фланговый марш. Неприятельские колоны входят в город, который служит до вечера местом сражений. После всех напряжений неприятель должен был уступить мужеству и храбрости русских войск, совершить своё отступление”.

Почему выбрана Калужская дорога? Свой ответ аргументируйте.

Задание 10: Объясните следующие понятия, закончив предложения. Понятия выведены на слайд.

Флеши – это…; Редут – это; Партизанская война – это; Патриотизм – это.

Задание 11: Конкурс “Знатоков истории”.

Принцип игры следующий, учитель задаёт вопросы, задача ребят ответить на них не только правильно, но и быстро. На партах лежат жетоны, и если ученик, отвечает правильно на вопрос, то берет жетон. Знатоком является тот, кто быстрее и правильнее ответит на поставленные вопросы и больше наберет жетонов.

- Назовите литературные произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года.
- Кому принадлежат следующие слова: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
- О ком идет речь: “Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791гг., в войнах против Франции в 1805-1807гг.. В Отечественную войну 1812 г. командовал 2-й Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском бою”.
- Летом 1812 года, Александр1 сказал: “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”. Речь шла о ….
- “Эта участница войны с Наполеоном, кавалерист-девица, великолепно конём и оружием, выдав себя за мужчину, она служила в качестве офицера”. Это была……

Примеры:

- Он был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах слагали легенды. “Я был рожден для рокового 1812года” - писал он. Это был….
- Кто из русских полководцев впервые в ходе кампании 1812 г. стал придерживаться тактики заманивания врага вглубь своей территории?
- Когда впервые Наполеон поднял вопрос о мирных переговорах в ходекампани 1812 г.?

Спасибо, конкурс “Знатоков истории” закончен.

Задание 12: Тесты – 2 варианта, выведены на слайд (см. Приложение 1). Ученики работают на листах. Проверяют и оценивают себя самостоятельно. Ответы на слайде. В конце урока тесты сдаются учителю (сделать акцент на выставление оценки – “5”, если нет ошибок, “4”, если допущена одна ошибка и т.д.).

Заключение урока:

Так прав ли был автор строк, которые являлись эпиграфом нашего урока? Ученики высказывают свое мнение.

Вывод: Итак, сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по Отечественной войне 1812 года и сделали главный вывод, что чувство патриотизма подвластно всем слоям общества.

Истинные патриот русской земли вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная война, оставила глубокий след в истории и общественном сознании народов России.

“12-й год – писал Белинский – был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала”.

Лучшие представители русского дворянства понимали, что такой народ, после такой войны нельзя держать в цепях крепостничества. Но об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Слайды можно получить у автора статьи.