Цель урока: Создание условий для развития ключевых компетентностей при изучении проблем современного развития Человечества через технологию «Дебатов».
Задачи урока:
образовательная:
- Раскрыть сущность глобальных проблем современности и указать возможные пути их решения на примере проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы;
- продолжить формирование понятий: «цивилизация», «глобальные проблемы»,«толерантность».
развивающая:
- Способствовать формированию и развитию информационной компетентности и навыков коммуникативной компетентности.
воспитательная:
- Осмысление необходимости сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию.
Форма урока: урок-дебаты.
Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, локализация исторического объекта, сбор данных, изучение и анализ материала, составление смыслового плана, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы
Форма работы: групповая.
Оборудование:
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
- Материалы:
- Дидактические материалы (Приложение 3)
- Раздаточный материал (Конституция РФ 1993, Приложение 2)
- Учебник. Человек и общество. Боголюбов Л.Н., М, «Просвещение», 2005.
- Материал, заготовленный учащимися дома для проведения дебатов:
А) текстовый на бумажных и электронных носителях;
Б) наглядный на бумажных и электронных носителях;
В) Презентация «Решение проблемы сохранения здоровья».
Этапы деятельности:
- Организационный этап (настрой на работу).
- Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация – создание проблемной ситуации; формулирование цели и темы предстоящих дебатов).
- Представление необходимой информации.
- Применение информации, интерактивное упражнение.
- Подведение итогов (рефлексия, выставление отметок).
- Домашнее задание.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают сущность глобальных проблем современности, возможные пути их решения на примерах проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы.
- У учащихся развиваются информационная компетентность, навыки коммуникативной компетентности
- Учащиеся смогут осмыслить необходимость сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.
Ход урока
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ |
1. Организационный этап | |
Приветствие учащихся. Настрой учащихся на работу (аутотренинг). Проверка присутствующих. |
Приветствие учителя. Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой – настрой на работу). |
2. Мотивация и формулирование цели урока | |
– Каждый день мы задаём себе «вечные» вопросы, на которые ищем ответы. |
Один из учащихся зачитывает стихотворение, остальные слушают. – «Зачем любить и ненавидеть, Растить цветы и звёзды видеть? Зачем искать, зачем терять? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? (И) в чём смысл жизни заключён? В чём заключён её закон? И не даёт покоя мне, Моей усталой голове Один мучительный вопрос: «Зачем родился я и рос»? |
– Сегодня нам предстоит найти ответ ещё на один «вечный» вопрос. – Какое будущее ждет Человечество? «Апокалипсис или золотой век?» |
Это высказывание вызвало интерес к изучаемой проблеме. |
– Так поставили вопрос в книге: «Мегатенденции: год 2000…» американские футурологи Дж. Несбитт и П. Эбурдин. – Какие гипотезы в качестве ответа на данный вопрос вам известны из истории? |
Работа с цитатой, которая записана на доске. «Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами» Вспоминают, какие и кто давал из истории прогнозы на будущее: – Нострадамус Мишель Нотрдам в рифмованных четверостишиях предсказал грядущие события в европейской истории, а именно - Третью мировую, вряд ли для Человечества наступит «золотой век». – Елена Рерих в «Живой этике» предупреждает об исчезновении Пятой Человеческой расы, но не о гибели Человечества вообще. – Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета содержит пророчества о «конце света». |
– Почему многие дают мрачный прогноз? | – За всё время существования Человечество накопило много проблем на Земле, сегодня проблемы стали носить глобальный характер, угроза жизни Человека на Земле стала очевидна. |
– Нам необходимо познакомиться более подробно с основными проблемами современной цивилизации. – Какие проблемы вам известны? |
– Нам сегодня известны такие проблемы как: *экологическая проблема *проблема борьбы с терроризмом *проблема отсталости развивающихся стран *демографическая проблема *проблема сохранения здоровья людей *проблема разоружения *продовольственная проблема И другие проблемы, которые между собой взаимосвязаны. |
– Сформулируйте тему урока. |
Ученики формулируют и записывают тему: «Проблемы современного этапа цивилизационного развития». |
– Прогнозирование учитывает сегодня не только наличный уровень общественного развития, но и особую остроту стоящих перед человечеством глобальных проблем, порожденных индустриальным обществом. – По словам Генерального директора ЮНЕСКО «Завтра всегда поздно». – Какое отношение имеет этот тезис к нашей цели урока. Сформулируйте цель урока. |
Формулируют цель. – Необходимо выяснить, что ожидает Человечество на современном этапе развития цивилизации? Для этого нужно не только познакомиться с глобальными проблемами, но и с возможными путями их решения. |
3. Предоставление необходимой информации (подготовка к предстоящим дебатам) | |
– Сегодня затронем проблему футурологического характера (впервые в научном языке слово «футурология» – учение о будущем, появилось в 1943г.). Сегодня проблема будущего Человечества стала чрезвычайно популярна. Основное предназначение футурологии – разработка прогнозов развития на перспективу. Ученые тоже делают различные социальные прогнозы: пессимистические и умеренно оптимистические. Предположите свои гипотезы прогноза на будущее. На уроке нам предстоит составить прогнозы, используя форму дебатов. Дебаты – это спор, а, как известно, в споре рождается истина. Тема дебатов сформулирована в виде тезиса. «Человечество способно выжить и решить глобальные проблемы». |
Выдвигают гипотезы: – Если Человечество объединит свои усилия для того, чтобы преодолеть проблему сохранения здоровья, экологическую проблему и другие проблемы, то Человечество выживет. – Если Человечество будет безразлично к своему здоровью, к естественной среде обитания, то Человечество погибнет, т.е. его ждёт Апокалипсис. Используя дополнительный материал, который учащиеся заготовили для дебатов, применяя личный опыт и имеющиеся знания, в течение 15 минут группы готовятся, согласно правилам, которые им известны. Инструкция по ведению игры на партах (Приложение 2) Определяются судьи, которые вырабатывают критерии. (Приложение 3) и оценивают работу команд. Переписывают тезис в тетрадь. |
4. Применение информации, интерактивное упражнение | |
Выполняет функции таймкипера: приглашает по очереди спикеров команды утверждающей стороны, затем спикеров отрицающей стороны, следит за количеством и последовательностью перекрёстных вопросов и ответов. Налагает санкции. |
От команды утверждающей стороны выделяются 3 спикера: (10 мин) (Приложение 4, Приложение 5) 1С – утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны 2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии (Приложение 1, Презентация) От команды отрицающей стороны выделяются 3 спикера:(10 мин) (Приложение 4, Приложение 5) 1С - отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны 2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии (Рисунок 1, Рисунок 2) – Участники (ими могут быть не только спикеры, но и другие участники команды) задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин) (Приложение 4, Приложение 5) |
5. Подведение итогов, рефлексия | |
Предоставляет заключительное слово судьям. | Судьи заполняли протокол игры (Приложение 3), в котором отмечали области столкновения позиций команд, проставляли баллы, согласно выработанным критериям. Судьи подводят итоги: оценивают речи спикеров, перекрёстные вопросы и ответы. Указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его. Определяет команду – победительницу (условно) – эта та команда, которая наиболее была убедительной. |
– Какой общий вывод по теме урока можно сделать? При любом исходе игры вывод должен быть позитивный. |
Ученики делают вывод по уроку (позитивный). – Всё, что делает Человечество должно быть подчинено интересам выживания, сохранения природной среды существования Человечества. |
– Что нового узнали? – Где эти знания вам могут пригодиться? – Чему научились? – Где эти навыки вам могут пригодиться? – Какие мнения оппонентов вам были симпатичны? – Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989г вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь? |
Перечисляют, что узнали нового. Говорят, какие знания и где им могут пригодиться в жизни. (Знания помогут быть более компетентными в вопросах, связанных с экологией). Перечисляют, чему научились. Говорят, какие навыки и где им могут пригодиться в жизни. (Целый комплекс навыков поможет быть более успешными в жизни) Высказывают мнения об аргументах и контраргументах оппонентов, говорят о важности толерантного отношения друг к другу. Говорят, о том, что никогда не стоит отчаиваться и необходимо доводить начатое до конца. |
Выставление отметок (по результатам судей) Благодарит всех учащихся за урок. |
Благодарят учителя за урок. |
6. Домашнее задание | |
По параграфу 32 составить и заполнить таблицу: «Глобальные проблемы и пути их решения». Принять участие в социально-значимых практиках. |
Записывают д/з. Задают вопросы по содержанию д/з. |