Цели курса:
- Способствовать максимальному развитию политической и правовой культуры учащихся.
- Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в новых условиях.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по данной теме.
-
Научить учащихся находить и анализировать политическую информацию, делать выводы , работать с текстами основных законов, нормативно- правовыми актами.
- Способствовать развитию гражданского самосознания; интереса к политике.
- Активизация интереса к современным политическим процессам , происходящим в стране и в мире.
- Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности.
- Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
Формы контроля:
- тестирование;
- проектные работы;
- интеллектуальные игры;
- практикум.
Предполагаемые результаты:
- В результате обучения учащиеся должны
знать и понимать:
- основные формы и функции государства; признаки правового государства и гражданского общества; виды власти;
- теории происхождения государства и права;
- понятие , структуру и виды политической системы;
- нормы современного российского законодательства.
- Уметь:
- приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах;
- выступать перед аудиторией, характеризовать политические режимы современных государств, работать с историческими и правовыми документами;
- Использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности для:
- участия в деловых играх по « законотворчеству»;
- получения и оценки политической информации.
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1час | Рассказ учителя | |
2 | Понятия и признаки государства | 1час | Рассказ учителя, выступления учащихся | Тест |
3 | Теории происхождения государства | 2часа | Групповая работа | Проектные работы учащихся. |
4 | Формы государства | 2часа | Рассказ учителя, составление схем | Тексты с ошибками. |
5 | Формы государства | 1час | Интеллектуальная игра | |
6 | Функции государства | 1час | Рассказ учителя | Тест |
7 | Государственный аппарат | 1час | Рассказ учителя, работа с Конституцией РФ | Текст с ошибками |
8 | Принцип разделения властей | 1час | Сообщения учащихся | Тест |
9 | Политическая система | 2часа | Рассказ учителя, работа с документами | Опрос по карточкам. |
10 | Правовое государства | 1час | Лекция учителя | Эссе. |
11 | Гражданское общество | 1час | Рассказ учителя | Тест |
12 | Символы государства | 2часа | Сообщения учащихся | Проектные работы учащихся. |
13 | Итоговое повторение | 1час | Защита творческих работ | |
14 | Теории происхождения права. | 1ч. | Групповая работа | Проектные работы учащихся. |
15 | Понятие права : признаки, сущность, функции. | 1ч. | Лекция учителя | |
16 | Формы(источники) права. Законы. Подзаконные акты. | 1ч. | Лекция с элементами беседы; работа с законодательными актами. | Карточки с заданиями. |
17 | Система права. Нормы права. | 1ч. | Лекция с элементами беседы | Дискуссия «Можно ли жить без норм права?»
Анализ правовых документов. |
18 | Правоотношения. | 1ч. | Лекция с элементами беседы, работа с УК РФ, Кодексом об административ-ных правонаруше-ниях РФ. | Анализ законодательных актов. |
19 | Правонарушения. | 1ч. | Беседа, работа с законодательными актами. | Анализ статей Кодекса об административных правона- рушениях, УК РФ. |
20 | Юридическая ответственность. | 1ч. | Беседа, работа в группах; работа с законодательными актами. | Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, УК РФ. |
21 | Трудовое право. | 1ч. | Беседа , работа с документами, тест. | Групповая работа со статьями ТКРФ, Конституцией РФ, карточки с заданиями |
22 | Семейное право. | 1ч. | Беседа, работа с документами. | Работа по группам со статьями Семейного кодекса РФ, решение задач. |
23 | Гражданское право. | 1ч. | Групповая работа с документами. | Анализ учащимися ГК РФ, выполнение практических заданий. |
24 | Экологическое право. | 1ч. | Лекция с элементами практикума. | Работа с документами Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей среды». |
25 | Административное право. | 1ч. | Групповая работа с документами. | Работа учащихся с Кодексом РФ об административных правонарушениях. |
26 | Земельное право. | 1ч. | Лекция с элементами беседы | Работа учащихся со статьями Конституции РФ, ГК РФ(гл.17). |
27 | Уголовное право. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. | Работа учащихся с УК РФ, решение ситуаций. |
28 | Избирательное право. | 1ч. | Работа в группах. Проверочный тест. | Работа с текстами федеральных законов: «О выборах депутатов в Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «О выборах Президента РФ», «О референдуме РФ». Тест. |
29 | Роль права в жизни человека и общества. | 1ч. | Групповая работа по карточкам. | Работа в группах, обсуждение правовых ситуаций. |
30 | Итоговое обобщение по курсу. | 1ч. | Итоговое тестирование. |
Содержание курса.
1. Введение(1ч.)
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: особенности курса и его практическая направленность.
Форма занятия: рассказ учителя.
2. Понятия и признаки государства(1ч.)
Тип занятий: сообщение новых знаний и развитие общеучебных умений и навыков.
Основные вопросы:
- Понятие государства;
- Выдающиеся мыслители прошлого о роли и функциях государства;
- Признаки государства.
Форма занятия: рассказ учителя, сообщения учащихся.
3. Теории происхождения государства(2ч.)
Тип занятий: урок развития практических умений и навыков.
Основные вопросы:
- Знакомство с различными теориями происхождения государства.
Форма занятий: защита проектных работ учащимися.
4. Формы государства.(2ч.)
Тип занятий: урок сообщения новых знаний, развитие практических умений и навыков.
Основные вопросы:
- Различие между государствами по типу государственного устройства;
- По форме правления;
- По политическому режиму;
Форма занятий: лекция учителя, работа с документами.
5. Формы государства.(1ч.)
Форма занятия: интеллектуальная игра.
6. Функции государства(1ч.)
Тип занятия: урок сообщения новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие функции;
- Внутренние функции;
- Внешние функции;
Форма занятия: лекция учителя.
7. Государственный аппарат(1ч.)
Тип занятий: урок сообщения новых знаний, развитие практических умений.
Основные вопросы:
- Виды органов государственной власти.
Форма занятия: рассказ учителя, работа со статьями Конституции РФ.
8. Принцып разделения властей(1ч.)
Тип занятий: урок сообщения новых знаний, развитие практических умений.
Основные вопросы:
- Суть принципа разделения властей.
Форма занятия: рассказ учителя, сообщения учащихся.
9. Политическая система: понятия, структура, виды.
Тип занятия: урок сообщение новых знаний, развитие практических умений.
Основные вопросы:
- Понятия, структура, виды политической системы;
- Государство в политической системе;
- Общественные объединения.
Форма занятия: рассказ учителя, работа с документами.
10.Правовое государство(1ч).
Тип занятия: урок сообщения новых знаний.
Основные вопросы:
- Признаки правового государства.
Форма занятия: лекция учителя.
11. Гражданское общество (1 ч)
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Основные вопросы:
- Гражданское общество.
Форма занятия: лекция учителя.
12. Символы государства (2 ч)
Тип занятий: урок сообщения новых знаний, развитие практических умений.
Основные вопросы:
- История появления гербов, государственных флагов и государственных гимнов в мире.
- Формирование государственных символов России.
Форма занятия: сообщения учащихся.
13. Итоговое занятие. (1 ч)
Тип занятия: защита творческих работ
14. Теории происхождения права.
Тип занятий: урок развития практических умений и навыков.
Основные вопросы:
- Знакомство с различными теориями происхождения права.
Форма занятия: защита проектных работ учащимися.
15. Понятие права: признаки, сущность, функции.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Признаки правовых норм;
- Назначение права;
- Функции права.
Форма занятия: рассказ учителя.
16. Формы (источники) права. Законы. Подзаконные акты.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Формы права;
- Законы;
- Подзаконные акты.
Форма занятий: лекция учителя, работа с законодательными актами .
17. Система права. Нормы права.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятия «нормы права», «система права»;
- Отрасли права.
Форма занятий: лекция с элементами беседы, дискуссия «Можно ли жить без норм права?».
18. Правоотношения.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Правоотношения;
- Особенности правоотношений;
- Элементы правоотношений;
- Правосубъектность.
Форма занятий: лекция учителя с элементами беседы, анализ правовых документов.
19. Правонарушения.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Признаки правонарушений;
- Виды правонарушений;
- Причины правонарушений.
Форма занятий: лекция с элементами беседы, анализ правовых документов.
20. Юридическая ответственность.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Признаки юридической ответственности;
- Виды юридической ответственности;
- Принципы юридической ответственности.
Форма занятий: беседа с учащимися на основании работы с документами.
21. Трудовое право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие, система, источники трудового права;
- Трудовой договор;
- Права несовершеннолетних работников.
Форма занятий: беседа, работа учащихся с статьями ТК РФ, карточки с заданиями.
22. Семейное право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Заключение брака;
- Прекращение брака;
- Права и обязанности супругов;
- Права и обязанности родителей и детей.
Форма занятий: рассказ учителя, работа с Семейным кодексом РФ, решение ситуаций.
23. Гражданское право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Гражданские правоотношения;
- Право собственности;
- Договоры в гражданском праве.
Формы занятий: лекция учителя с элементами беседы, работа с ГК РФ.
24. Экологическое право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие, источники и принципы экологического права;
- Экологические права и обязанности граждан;
- Ответственность за экологические правонарушения.
Форма занятий: групповая работа с документами, беседа с учащимися.
25. Административное право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие и особенности административного права;
- Административное правонарушение;
- Административная ответственность.
Форма занятий: рассказ учителя, работа учащихся со статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
26. Земельное право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы: 1)понятия и принципы земельного права; 2)земельные правоотношения; 3)ответственность за нарушение земельного законодательства.
Форма занятий: лекция учителя, работа учащихся с Конституцией РФ, ГК РФ(ст.17).
27. Уголовное право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие преступления, виды преступлений;
- Уголовная ответственность;
- Функции наказания.
Форма занятий: рассказ учителя, работа учащихся с УК РФ, решение ситуаций.
28. Избирательное право.
Тип занятий: сообщение новых знаний.
Основные вопросы:
- Понятие избирательного права, основные принципы;
- Избирательный процесс.
Форма занятий: рассказ учителя, работа учащихся с текстом федеральных законов , проверочный тест.
29. Роль права в жизни человека и общества.
Тип занятий: закрепление знаний.
Основные вопросы:
- Роль права в судьбе отдельного гражданина;
- Роль права в жизни общества.
Форма занятий: беседа с обсуждением правовых ситуаций, работа в группах.
30. Итоговое занятие.
Тип занятий: закрепление знаний.
Проверочный тест.
Приложение