Дебаты как форма развивающей деятельности

Разделы: История и обществознание


Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика "Дебаты".

Дебаты - это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл дебатов - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противника.

При использовании дебатов обучающиеся выполняют следующие виды работ:

  • Работа с определениями понятий;
  • Четкое формулирование утверждения и отрицания;
  • Создание системы аргументов и контраргументов;
  • Создание системы поддержки аргументов утверждения и отрицания;
  • Составление утверждающего и отрицающего блоков доказательств;
  • Составление и регламентация по времени выступлений спикеров обеих команд на основе составленных аргументов.

Выполнение этих заданий позволяет обучающимся не только повторить исторический материал, но и анализировать и оценивать подходы к оценке исторических фактов.

Акцент в работе с детьми при подготовке дебатов делаю на развитие мышления, памяти, воображения, обучение навыку анализа фактов. Непременным условием является создание у детей положительных эмоций от работы.

В процессе подготовки к дебатам делю класс на две большие группы - сторонников команды утверждения и команды отрицания. С каждой группой отдельно обсуждаю предлагаемые ими аргументы, контраргументы, поддержки. Путем "мозгового штурма" составляем "кейсы" для каждой команды.

Учащиеся записывают предлагаемые аргументы в специальную таблицу и дают им соответствующую оценку. Команды обучающихся 8-11 классов ведут дискуссию, и даже спор по четко сформулированному политическому, научному и социальному тезису, который опровергает одна команда и защищает вторая.

Таблица оценки аргументов.

Название темы:

группа утверждения (отрицания)      
список аргументов убедительные не убедительные ошибочные
1.      
2.      
3.      

На основе полученных оценок выбираются те аргументы, которые будут использоваться при доказательстве своей позиции на дебатах. После дебатов в процессе рефлексии идет обсуждение работы команд, дается оценка выступления каждого участника, точности и правильности использованных им аргументов, соблюдения Кодекса участника дебатов. Приложение 1.

Обучающиеся с удовольствием участвуют в дебатах как лицейских, так и городских. В 2007 и 2008 годах команды 8 и 9 классов занимали 1-е места в городских дебатах "Прошу слова", в 2009 году играли за кубок губернатора области с командами г. Новосибирска.

На уроках истории и обществознания при формировании коммуникативной компетенции я применяю методики технологических карт для обучающихся. Приложение 3. Данная методика дает возможность лицеистам достигать уровня информационной культуры соответствующего уровню функциональной грамотности выпускника.

В последние годы эта методика - организации и проведения дебатов для учащихся 8-11 классов, активно развивается как в дебатах на уроках истории, так и в лицейских и городских дебатах. В 2008 году команда 8 класса участвовала в дебатах Демократического клуба на кубок губернатора области в г. Новосибирске, заняла I и II места в городских дебатах (сертификаты прилагаются).

Участвуя в дискуссиях и дебатах, дети учатся не только слушать друг друга, но и анализировать, оценивать и реагировать на аргументы противоположной команды, работать с понятиями, а не с определениями. Это позволяет развивать коммуникативные, организационные и ключевые компоненты личности, работать в группе, взаимодействовать с другими участниками для достижения общей цели.

Использую и другую модель дискуссии, так называемую "вертушку", когда в работу вовлечены все учащиеся класса. Дискуссия направлена на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.

В 2009 году в рамках каникулярной естественнонаучной школы была проведена подготовительная работа для создания клуба "Дебаты" в 5-6 классах и проведено 2 лицейских мастер - класса, вызвавшие активный интерес обучающихся. Приложение 2. После окончания занятия обычно проводится рефлексия участников, при этом решаются следующие задачи:

  • Развитие способности обучающихся к рефлексии;
  • Умение анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности;
  • Критически относиться не только к чужим идеям, но и своим собственным.

Кроме этого, мною составлена классификация диалогов, подобраны дидактически адаптированные социальные материалы для проведения дискуссий и дебатов.

Приложение.