Одной из наиболее перспективных форм деятельности для меня и моих обучающихся стала методика "Дебаты".
Дебаты - это интеллектуальная игра гражданской направленности, спор, ведущийся по строгим формальным правилам. Они организованы как столкновение двух противоположных позиций. Смысл дебатов - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Команды добиваются этого путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противника.
При использовании дебатов обучающиеся выполняют следующие виды работ:
- Работа с определениями понятий;
- Четкое формулирование утверждения и отрицания;
- Создание системы аргументов и контраргументов;
- Создание системы поддержки аргументов утверждения и отрицания;
- Составление утверждающего и отрицающего блоков доказательств;
- Составление и регламентация по времени выступлений спикеров обеих команд на основе составленных аргументов.
Выполнение этих заданий позволяет обучающимся не только повторить исторический материал, но и анализировать и оценивать подходы к оценке исторических фактов.
Акцент в работе с детьми при подготовке дебатов делаю на развитие мышления, памяти, воображения, обучение навыку анализа фактов. Непременным условием является создание у детей положительных эмоций от работы.
В процессе подготовки к дебатам делю класс на две большие группы - сторонников команды утверждения и команды отрицания. С каждой группой отдельно обсуждаю предлагаемые ими аргументы, контраргументы, поддержки. Путем "мозгового штурма" составляем "кейсы" для каждой команды.
Учащиеся записывают предлагаемые аргументы в специальную таблицу и дают им соответствующую оценку. Команды обучающихся 8-11 классов ведут дискуссию, и даже спор по четко сформулированному политическому, научному и социальному тезису, который опровергает одна команда и защищает вторая.
Таблица оценки аргументов.
Название темы: |
|||
группа утверждения (отрицания) | |||
список аргументов | убедительные | не убедительные | ошибочные |
1. | |||
2. | |||
3. |
На основе полученных оценок выбираются те аргументы, которые будут использоваться при доказательстве своей позиции на дебатах. После дебатов в процессе рефлексии идет обсуждение работы команд, дается оценка выступления каждого участника, точности и правильности использованных им аргументов, соблюдения Кодекса участника дебатов. Приложение 1.
Обучающиеся с удовольствием участвуют в дебатах как лицейских, так и городских. В 2007 и 2008 годах команды 8 и 9 классов занимали 1-е места в городских дебатах "Прошу слова", в 2009 году играли за кубок губернатора области с командами г. Новосибирска.
На уроках истории и обществознания при формировании коммуникативной компетенции я применяю методики технологических карт для обучающихся. Приложение 3. Данная методика дает возможность лицеистам достигать уровня информационной культуры соответствующего уровню функциональной грамотности выпускника.
В последние годы эта методика - организации и проведения дебатов для учащихся 8-11 классов, активно развивается как в дебатах на уроках истории, так и в лицейских и городских дебатах. В 2008 году команда 8 класса участвовала в дебатах Демократического клуба на кубок губернатора области в г. Новосибирске, заняла I и II места в городских дебатах (сертификаты прилагаются).
Участвуя в дискуссиях и дебатах, дети учатся не только слушать друг друга, но и анализировать, оценивать и реагировать на аргументы противоположной команды, работать с понятиями, а не с определениями. Это позволяет развивать коммуникативные, организационные и ключевые компоненты личности, работать в группе, взаимодействовать с другими участниками для достижения общей цели.
Использую и другую модель дискуссии, так называемую "вертушку", когда в работу вовлечены все учащиеся класса. Дискуссия направлена на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.
В 2009 году в рамках каникулярной естественнонаучной школы была проведена подготовительная работа для создания клуба "Дебаты" в 5-6 классах и проведено 2 лицейских мастер - класса, вызвавшие активный интерес обучающихся. Приложение 2. После окончания занятия обычно проводится рефлексия участников, при этом решаются следующие задачи:
- Развитие способности обучающихся к рефлексии;
- Умение анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности;
- Критически относиться не только к чужим идеям, но и своим собственным.
Кроме этого, мною составлена классификация диалогов, подобраны дидактически адаптированные социальные материалы для проведения дискуссий и дебатов.