Разработка урока по теме "Никто не забыт, ничто не забыто"

Разделы: История и обществознание


Цель: изучить события войны в истории края на основе материалов школьного музея.

Задачи:

  1. Формирование навыков работы с картой, историческими документами, мультимедийными материалами.
  2. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому, героическому прошлому страны.
  3. Развитие кругозора учащихся, знаний по истории.

Оборудование: карта “Кубань в годы ВОВ”, диск “Песни ВОВ”, презентация “Голубая линия”, экспозиции школьного музея.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Английские лорды кичатся своими родословными, в Берлине, говорят, живет человек, который по документам и старинным хроникам может проследить жизнь своих предков в течение последних девятисот лет, у нас же, в России, фамильная память до обидного коротка. Застанем в живых деда — и то хорошо. Дальше, если твой прямой предшественник не является знаменитостью, нити теряются. Но история состоит не только из великих событий. Часто незначительные действия влияют на ход истории больше, чем само событие. Особенно если речь идёт о войнах.

Песня “Вставай страна огромная”

Учитель. 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная Война. Вслушайтесь в слова “Великая Отечественная война”. В России, в Краснодарском крае, пожалуй, нет ни одной семьи, где не говорят или не вспоминают войну.

Многие привыкли воспитывать детей на примерах, взятых из литературы, фильмов, хроник времен войны. Но живое прикосновение к страницам исторического прошлого дает более эффективный результат в формировании гражданско-патриотического сознания.

В летние месяца поисковая группа школьного музея школы №30 г.Краснодара организует краеведческие экспедиции, целью которых является изучение истории боев на “Голубой линии” в годы войны. Мы с вами находимся в музее, большая часть экспозиций которого включает находки, привезённые ребятами из экспедиций, сегодняшними мальчишками 21 века.

III. 1 ученик. Стихотворение Б.Окуджавы “Ах, война, что ты сделала подлая”.

IV. 2 ученик. Рассказ-воспоминание о защите Пашковской переправы.

Август 1942 года. Враг подошёл к Краснодару. Потрёпанные в боях дивизии было решено укрепить за счёт военнообязанных краснодарцев. Но повестки почему-то получили не только взрослые мужчины, но и школьники 1924, 1925 годов рождения, закончившие летом 1942 года 9-10 класс. 1173-й полк, входивший в состав 349-й стрелковой дивизии, был укомплектован. в основном, краснодарскими школьниками. Старшеклассников зарегистрировали, разбили на группы и определили на ночлег в основном по школам города. Затем перевели в станицу Пашковскую, здесь выдали обмундирование , но его на всех не хватило, поэтому кому достались брюки, а кому – гимнастерка. Выдали оружие – винтовки, карабины, но их тоже не хватило, как и боеприпасов. После этого вновь испеченную часть подняли по команде и строевым порядком вывели за Пашковскую. 9-10 августа, когда в городе уже шли бои, 1173-й полк подтянули на окраину Пашковской.

В ночь с 10 на 11 августа вчерашние школьники заняли оборону в районе кирпичного завода, у понтонного моста через Кубань. На заре 11 августа полк получил приказ контролировать противника. Молодые бойцы рассыпались по палисадникам, укрылись за домами. Получил ранение в груди Геннадий Карпович Казаджиев, который длительное время проработал учителем физкультуры в средней общеобразовательной школе № 30 г.Краснодара. Он не любил вспоминать о войне.

Большое количество старшеклассников полегло на переправе. После окончания боёв матери бойцов пробирались через город, чтобы найти своих сыновей. Многие находили трупы, хоронили, некоторые, обнаружив обезображенные трупы, пытались опознать своих детей.

Память о погибших в августе 1942 года старшеклассниках краснодарских школ увековечена памятником на берегу реки Кубань.

V. Учитель. Краснодар был взят, но не долго праздновали оккупанты. После разгрома фашистских войск под Сталинградом возникла угроза окружения всей гитлеровской группировки на Кавказе.

Опасаясь, что стремительным наступлением советских войск кубанская группировка может быть прижата и опрокинута в море, Фашистское командование в январе 1943 года приступило к строительству оборонительного рубежа в низовьях реки Кубань и западных острогах Кавказа.

Создавая оборонительный рубеж “Голубую линию”, гитлеровское командование рассчитывало сохранить Таманский полуостров за собой как плацдарм для дальнейших наступательных боёв на Кавказе. В конце марта 1943 года, противник, отступая под ударами наших войск, отошел на заранее подготовленный рубеж и с того времени резко изменил свою тактику. Перебрасывая свежие части и технику через Керченский пролив, усиливая свою группировку, гитлеровское командование начало спешно совершенствовать “Голубую линию” и Крымский узел сопротивления.

Всего военная история считает три выдающихся, неприступных линии обороны- Мажино во Франции, Манергейна в Финляндии, “Голубую линию” на Кубани.ает ветский Союз. материалами.

Это был мощный оборонительный рубеж немецко-фашистских войск от Чёрного до Азовского моря, проходивший по линии: Новороссийск, Неберджаевская, Кымское, Киевское, Кеслерово, реку Кура, Темрюк, состоящий из трёх полос. “Голубая линия” была сильно укреплена в инженерном отношении обороной, построенном с учётом опыта современной войны. Сапёрные и специальные строительные части и полевые войска противника создали прочные опорные пункты и углы сопротивления. За четыре с лишним месяца было построено несколько таких рубежей с промежутками между ними от 5 до 25 км.

Протяженность полосы первой линии была глубиной до 6 км. За ней следовала вторая оборонительная линия. Передний край центрального участка обороны прикрывался густой сетью проволочных заграждений, лесных завалов и минных полей большой плотности. На отдельных участках плотность полей достигала 2500 мин на 1 километров фронта.

Необходимо отметить, что противник, создавая “Голубую линию”, впервые на Кавказе впервые применил мощную траншейную оборону. На строительство этого рубежа гитлеровцы силой оружия сгоняли местное население. Сотни жителей станиц и хуторов под конвоем немецких автоматчиков рыли траншеи, противотанковые рвы, окопы. На этот оборонительный рубеж гитлеровцы возлагали большие надежды.

Воротами “Голубой линии” является станица Крымская. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск, Анапу, Тамань, Темрюк. Стремясь во что бы то ни стало удержать этот важный населённый пункт, гитлеровцы превратили Крымскую с прилегающими к ней высотами в мощный узел сопротивления.

Никакие препятствия и трудности не смогли сломить волю и мужество советских бойцов. В марте завязались бои за Крымский район. 20 марта выбили фашистов из хутора Могуково Троицкого Сельсовета. 23марта освободили Троицкую, Мерчанскую, хутор Весёлый Мерчанского сельсовета. К исходу дня в ночь на 5 мая станица Крымская была полностью освобождена.

Потеряв основную опору – “Голубую линию” – и другие оборонительные рубежи, противник, отступая разрушал всё: дороги, мосты, минировал дома, колодцы, виноградники, рощи, поля, и даже трупы своих солдат, оставляя разного рода “сюрпризы” или мины “приманки”.Кроме этого на пути отступления гитлеровцы оставляли заслоны, вооруженные артиллерией и миномётами.

Так в длительных и напряженных боях 56-я, 37-я,18-я и 9-я армии в тесном взаимодействии с флотом и авиацией уничтожили оборонительный рубеж противника – “Голубая линия”

Сражения около станицы Крымской сыграли важную роль в освобождении Таманского полуострова и битвы за Кавказ.

В героической обороне и освобождении Кубани принимали участие десятки воинских соединений. В том числе 383-я стрелковая дивизия, в которой служил красноармеец Шик В.Ф.

VI. 3 ученик. Презентации и комментарии учащегося.

Летом 2003 года экспедиция учащихся школы базировалась на территории лагеря “Патриот Кубани”, расположенного в Крымском районе, совместно с краевым отрядом поисковых работ “Набат”.

Мы уходили в лес, где находили немецкие каски, диски от пулемётов, штыковые ножи, остатки гранат (немецких и русских), множество патронов русского и немецкого производства. Однажды мы нашли останки солдата на высоте, которая на карте военных лет обозначена 68,8, расположенная южнее села Крымское. На груди воина лежала медаль “За отвагу” №140809, правая рука воина продолжала сжимать винтовку Мосина, а левая моток чёрного телефонного провода.

Эта находка не оставила равнодушными никого из участников экспедиции. Ребята решили во что было ни стало установить имя воина. Мы вместе с поисковиками подготовили и отправили запрос в Центральный архив министерства обороны Российской Федерации в городе Подольске. Спустя две недели получили долгожданный ответ. Владельцем медали “За отвагу” является Шик Василий Фёдорович, который пропал без вести в апреле 1943 года.

В ноябре 1942 года в бою у села Перевальное Туапсинского района красноармеец роты связи 696 стрелкового полка 383 стрелковой дивизии Шик В.Ф. под ураганным огнём противника бросился вплавь через бурлящую воду реки и протянул телефонный провод на другой берег, чем обеспечил бесперебойную связь командного пункта с передовой и выполнение боевой задачи своим подразделением. За этот подвиг он был представлен к награждению медалью “За отвагу”.

Узнав номер полка мы вновь отправили запрос в архив, в какое время и где воевал полк, получив ответ, вновь отправили запрос о количестве погибших и возможности перечислить фамилии, имена солдат. Было установлено, что в период с 16 по 19 апреля 1943 года на высоте 68,8 погибли 136 воинов. При проведении поисковых работ были найдены останки 60 солдат, останки 76 ещё предстояло найти

И сколько ещё героев известных и неизвестных предстоит найти, пока не будет поставлена последняя точка в этой войне. Ибо, как говорил, великий русский полководец А.В.Суворов “Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат”. В годы Великой Отечественной войны на территории края погибло около 800 тыс. советских воинов, при .том по данным ВК в Краснодарском крае в 843-х одиночных и братских захоронениях погребены останки 115 тыс. солдат и офицеров. Таким образом, более 600 тыс. бойцов и командиров Красной Армии не захоронены или места их захоронений неизвестны.

VII. Заключительное слово учителя.

Давно закончилась война. Наше поколение узнает о ней из книг, фильмов, уроков истории, но не всегда воспринимает эти события душой. И совсем по другому видишь войну, когда сообщаешь родным о том, что нашли пропавшего без вести отца или деда. Ведь на Руси всегда хоронили мертвого человека. Поэтому хочется привести еще один факт.

В двадцати метрах от траншеи, где были найдены останки бойца Шик В.Ф., в разрушенном блиндаже обнаружили останки двух офицеров и Рядового Красной Армии. В нагрудном кармане гимнастерки одного из двух офицеров нашли медальон с сохранившимся бумажным вкладышем. На клочке бумаги карандашом сделана надпись: “Коробка Я.М., Краснодарский край, Новотитаровский район, станица Старомышаствовская”. Около месяца потребовалось, чтобы разыскать родственников воина. В станице Старомышастовской проживают дочь и племянник лейтенанта Коробко Я.М. Благодаря усилиям краевого поискового отряда, с которыми сотрудничает школа, родственники получили возможность возложить цветы на могилу отца. Ранее в семье старшего лейтенанта Коробко Я.М. знали лишь то, что он пропал без вести весной 1943 года под станицей Крымской. Останки Я.М.Коробко были с почестями захоронены 24 октября 2003 года на воинском мемориале станицы Нижнебаканской Крымского района.

VIII. 4 ученик. Отрывок из сочинения ученицы 11 класса, посвящённого Дню победы:

Прошло почти шестьдесят пять лет после победы. Ежегодно люди отмечают 9 мая, как праздник. В этот день вспоминают родных и близких, отдавших жизнь за независимость Родины. Мы испытываем двойственное чувство: с одной стороны – гордость за свой народ, с другой – горечь за то, что не все погибшие названы. Стыдно слышать дешёвые речи о державе – победительнице, видеть поверхностные “суперфильмы” о войне. О войне надо писать правдиво. А кто, как не очевидцы тех событий могут рассказать всю правду.

Тема, посвящённая Великой Отечественной войне, будет всегда актуальна. Нельзя забывать о тех годах, чтобы не переживать ужас новой войны. Нужно помнить и всегда напоминать, какой ценой досталась победа в той войне.

Приложение.