Тема урока: (Слайд 1)
Цель урока: дать представление о социально-экономической и этической природе понятие «достойный труд» и его связи с качеством жизни.
Задачи: (Слайд 2)
- определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного и российского трудового права;
- сформировать представление об истории появления и развития профсоюзов;
- выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация внимания. (Слайд3)
- Что такое профсоюз?
- Где появились первые профсоюзы?
- Почему появились профсоюзы?
- Чьи интересы представляли?
3. Изучение нового материала.
План:
- История появления и развитие профсоюзного движения.
- Понятие труд.
- Достойный труд.
1) Учебник всеобщей истории стр.70-72 (рассказ учителя) (Слайд4-5)
Работа с документами. (Слайд 6)
Таким образом, профсоюзы конца XIX – начале XX века боролись за: (Слайд 7-8))
- достойную оплату труда;
- режим рабочего времени и отдыха;
- долгосрочный и полный трудовой контракт;
- безопасные условия работы.
2) (Слайд 9-10)
Труд –
- это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей.
- любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.
Что общего в двух определения труда?
Что такое труд для вас и ваших сверстников в современной России?
3) Работа в группах. (Слайд 12)
Что же такое достойный труд?
Попробуем взглянуть на проблему с разных позиций – с позиции общества/государства, с позиции работодателя и с позиции работника. Приложение 1.
Задание: определить критерии достойного труда с т.з. своей позиции, выбрав из конверта нужные критерии. (Слайд 13)
Для общества/государства:
- Реализация конституционного права на труд;
- Высокая производительность труда;
- Количество и качество производимого продукта;
- Нормативно-правовая база трудовых отношений;
- Социальная ответственность государства.
Для работодателя:
- Уровень развития производства и его рентабельность;
- Качество продукции;
- Безопасные условия труда;
- Режим рабочего времени;
- Социальная ответственность работодателя;
- Повышение квалификации работников.
Для работников:
- Уровень оплаты труда и установленных социальных гарантий;
- Качество (производительность) труда;
- Безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха;
- Полная занятость и бессрочный контракт;
- Рентабельность производства, участие в его развитии;
- Отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальному и другому признаку;
- Представленность интересов;
- Производственная демократия;
- Повышение квалификации.
В чем мы наблюдаем пересечение интересов?
Являются ли они тождественными для сторон?
4. Закрепление материала.
За что борются профсоюзы в современном мире?
Профсоюзы борются за: (Слайд 14)
- Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;
- Достойную заработную плату и эффективную занятость;
- Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
- Безопасное рабочее место;
- Соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
- Развитие социального партнерства как действительного инструмента формирования условий эффективного труда.
Изменились ли с конца XIX века задачи профсоюзов? (Слайд 15)
Как реализуется понятие достойного труда и задач профсоюзов?
5. Итоги (Слайд16)
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Написать резюме при устройстве на работу или эссе.