Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, ее закрепления и применения в практической деятельности средствами проблемного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- способствовать формированию понятий: функции государства, правотворческая, правообеспечительная, правоохранительная, внутренние и внешние функции государства;
- способствовать развитию мышления при работе с текстом;
- давать характеристику внутренних и внешних функций государства;
- анализировать текст;
- выделять основные факторы, определяющие направления деятельности государства.
Развивающие:
- способствовать развитию мышления при работе с текстом;
- формировать умения: выделять главное, систематизировать, классифицировать, аргументировать;
Воспитательные – создать условия для:
- культуры общения
- ответственности за результат своей работы
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа с рабочим листом).
Средства обучения: рабочий лист.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный момент | |||||||
Приветствие учащихся, определение готовности учащихся к работе: проверить готовность рабочего места, наличие рабочего листа у каждого. | Проверяют свое рабочее место. | ||||||
2. Целеполагание и мотивация | |||||||
Предлагает прочитать эпиграф: «…власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества». После прочтения ответить на ряд вопросов: В чём вы видите смысл эпиграфа? Сделайте к нему свой комментарий. Какие у вас возникли вопросы? Запишите их. Затем предлагает определить, о чём пойдёт речь на уроке. |
Читают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы (выполняют задание 1 рабочего листа). | ||||||
Предлагает учащимся выполнить задание 2 (определить о каком понятии идёт речь). Внимательно прочитайте представленный текст. Подумайте, какой термин можно поставить вместо пропусков. Свой вариант запишите в рабочем листе. |
Учащиеся высказывают свои предположения. | ||||||
– Действительно, речь сегодня пойдёт о функциях государства. Давайте запишем тему урока в ваших рабочих лекциях. Далее ученикам необходимо самостоятельно определить свою цель изучения данной темы на уроке. |
Ученики читают представленный текст, отвечают на поставленный вопрос (речь идёт о таком понятии как «функция») | ||||||
После чего учитель предлагает устно озвучить свои цели | Записывают тему. Ученикам предлагается выполнить задание Озвучивают цели. |
||||||
3. Актуализация знаний и умений | |||||||
Предлагает вспомнить основные функции государства, которые уже известны ученикам Мотивирует познавательную деятельность учащихся с помощью проблемного вопроса: какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и почему? Предлагает сформулировать ответ на этот вопрос. Ответ пояснить примерами. |
Называют основные функции (обороны, экономическая, социальная и др.) Обсуждают возможные варианты ответов. |
||||||
4. Изучение нового материала | |||||||
1) Предлагает ученикам прочитать справочный материал и поработать с текстом. Задание 3. Просит назвать основные понятия, которые встретились в тексте, обозначить, что для учеников явилось новым, неизвестным и т.д. Организует обсуждение положений, которые вызвали наибольшие затруднения или были непонятными. Как правило, вопросы возникают относительно такого критерия классификации как формы реализации функций государства. |
Работают с текстом: Отмечают галочкой знакомые факты (V), новое выделяют знаком (+), возникшие вопросы фиксируют с помощью знаков вопроса (?). Ученики называют понятия (функции государства, основные функции). |
||||||
2) Для того, чтобы понять какие формы осуществления функций государства существуют, ученики должны выполнить задание 4: Охарактеризуйте и запишите основные черты форм осуществления функций государства. |
Озвучивают вопросы | ||||||
Проверяет готовность учащихся к ответу, предлагает ответить на поставленный вопрос. В таблице обязательно должны быть отражены следующие моменты: правотворческая функция заключается в создании норм права (например, принятие нового ФЗ); правоохранительная функция заключается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм права (например, обеспечение общественного и правового порядка); правообеспечительная функция состоит в принятии мер по исполнению норм права (например, назначение гражданина на должность). |
Читают текст, заполняют таблицу (один из учеников выполняет на доске) Называют основные черты каждой из форм, внимательно слушают, возможно дополняют друг друга |
||||||
3) Предлагает ученикам дополнив свои знания о внешних и внутренних функциях государств, изобразить графически (с помощью кластера, схемы или таблицы и т.д.) обобщённую модель функций государства. В самом простом варианте данная таблица может быть представлена так:
|
Читают текст, составляют схему, таблицу, кластер. (один из учеников выполняет на доске) | ||||||
5. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации | |||||||
Обращает внимание учащихся на проблемный вопрос, который был задан в начале работы: какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и почему? Учителю необходимо подчеркнуть важность каждой функции государства, но при этом отметить, что обеспечение правовой функции позволяет нормально функционировать всем институтам политической системы, а также гарантировать основные права и свободы граждан. |
Отвечают на проблемный вопрос урока (устно). |
||||||
6. Домашнее задание | |||||||
Предлагает выучить основные определения и подготовиться к устному опросу. | Записывают д/з в дневник | ||||||
7. Подведение итогов урока. Рефлексия | |||||||
Предлагает проанализировать деятельность и её результаты. | Ученики возвращаются к поставленным целям, определяют насколько они выполнены. Отвечают на вопросы «Проверь себя» в конце рабочего листа |