Цели:
- изучить начало Отечественной войны;
- доказать, что без героизма народных масс не может быть победы в войне;
- учить составлять таблицы, сравнивать, определять и объяснять понятия.
Оборудование урока: карта «Отечественная война 1812 г.», диск «История России. Часть 2 (с середины XI до конца XVIII века).
Тип урока: комбинированный
Формы и методы работы: самостоятельная работы, работа с учебником, картой, просмотр диска, работа со словарем.
Ход урока
I. Подготовка к изучению новой темы. (актуализация знаний)
Может ли война начаться без причины?
Докажите на примере войны 1812 года.
- Непопулярность Тильзитского мира.
- Нарушение континентальной блокады.
- Страх перед возросшим могуществом Франции.
- Стремление воссоздать Польское независимое государство.)
II. Изучение нового материала.
Ставим гипотезу:
Победа в войне нее может быть без патриотизма и героизма народа. (Кто играет главную роль в войне?)
Попытаемся доказать правильность нашей гипотезы на примере Отечественной войны 1812 года.
Пример 1. Вторжение Наполеона в Россию (чтение учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век, Москва, «Просвещение», 2003 стр. 22 абз.1, 2, 3)
Составьте таблицу и сравните численность и состав армий России и Франции.
Работа с картой. А теперь постарайтесь увидеть и показать на карте то, о чем мы говорили.
Продолжим чтение учебника (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX век, Москва, «Просвещение», 2003 стр. 22 абз. 4, 5)
Какие планы ведения войны были у России и Франции?
Сравните планы воюющих сторон.
Комментарий учителя. Суровая реальность, однако, была такова, что армия Барклая не могла противостоять войскам Наполеона. Приходилось отступать. Русская армия отходила в полном порядке, не оставляя после себя отсталых частей, лазаретов, брошенных пушек и повозок. Ближайшей целью стало соединение войск Барклая и Багратиона. Подтягивались резервы.
Пример 2. Смоленское сражение.
Комментарий учителя. 22 июля у Смоленска две главные русские армии соединились. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование как военному министру.
Теперь неприятелю противостояла армия в 130 тыс. человек. В передовых же частях Наполеона насчитывалось около 150 тыс. «Великая армия» становилась все меньше, теряя солдат в быстрых маршах и стычках с партизанами, оставляя гарнизоны в оккупированных городах и заслоны против фланговых ударов. К тому же, как заметили русские генералы, подходящая наполеоновская армия сильно разбросала свои части.
25 июля на военном совете в Смоленске возник план перейти в наступление, прорвать центральную группировку Наполеона и, не давая его корпусам соединиться, бить их по частям. Барклай был против. Он считал, что соотношение сил по-прежнему в пользу неприятеля, а потому следует продолжать прежнюю стратегию изматывания его в арьергардных боях и накопления собственных резервов. Но под давлением генералов Барклаю пришлось уступить.
На следующие день русские армии двинулись на запад по двум главным дорогам от Смоленска. Третью дорогу (обходную, через село Красное) прикрывала дивизия под командованием генерала Д.П. Неверовского. Узнав об этом, Наполеон быстро собрал вместе свои корпуса и двинулся через Красное. Он намеревался выйти в тыл русским войскам и навязать им генеральное сражение с перевернутым фронтом. 2 августа передовой французский корпус под командованием И. Мюрата наткнулся на дивизию Неверовского. Самоуверенный маршал решил рассеять русских конной атакой, не прибегая к артиллерии. В сражении под Красным французская конница 40 раз бросалась в атаку и не добилась успеха. Солдаты Невероского отстреливались от неприятеля, отбивались штыками и медленно отходили. Прорвать их оборону и с ходу захватить Смоленск французы так и не смогли. Вскоре к Смоленску вернулись Барклай и Багратион.
4-5 августа развернулось сражение за Смоленск. 5 августа французские части захватили предместья горящего города. Но к вечеру того же дня они были оттуда выбиты. А ночью Барклай дал приказ к общему отступлению.
Пример 3. Формирование народного ополчения.
Вспомните, когда Россия подвергалась нападению, подобному наполеоновскому?
Почему нашествие монголов привело к 200-летнему их господству, а Смута в XVII в. закончилась изгнанием интервентов?
Что такое народное ополчение?
Комментарий учителя. «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем», - заявил Александр I... 6 июля Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение. В тот же день он оставил армию и выехал в Смоленск.
В Смоленске царь встретился с местными дворянами, которые просили разрешения вооружиться самим и вооружить крестьян. Одобрив это ходатайство, Александр обратился к смоленскому епископу Иринею с рескриптом, в котором возлагал на него долг убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут, не давали врагам пристанища и наносили им «великий вред и ужас».
Этот рескрипт узаконил партизанскую войну. Но крестьяне, уходившие в леса при приближении неприятеля, ничего не знали об этом. Их борьба против захватчиков разворачивалась независимо от царских рескриптов. В августе на смоленской земле стали действовать первые партизанские отряды.
В это время Александр I был уже в Москве. Население древней столицы было охвачено патриотическим подъемом. «Наполеон не может нас победить, - говорили простые москвичи, - потому что для этого нужно всех нас наперед перебить». На встрече с императором дворянство выразило желание выставить в ополчение по 10 человек на каждые 100 душ своих крепостных. Московское купечество собрало по подписке 2,4 млн. рублей. Городской голова, капитал которого состоял из 100 тыс., первый подписался на 50 тыс., крестясь и говоря: «Бог дал их мне, и я отдаю их Отечеству».
Александр I в те дни вел себя необыкновенно скромно, даже робко. Проходя по Кремлю, кланялся народу, просил не расталкивать теснившихся вокруг него людей. Прежде, чем выйти к дворянству и произнести речь, долго «набирался духу». Судьба его царствования висела на волоске, но он уже уловил настроение народа, понял, что война приобретает народный характер и что только это может спасти его в схватке с Наполеоном. Кто-то осмелился спросить, что он намерен делать, если Бонапарт захватит Москву. «Сделать из России вторую Испанию», - твердо отвечал Александр. В Испании в это время шла народная борьба против французских оккупантов.
Пример 4. Бородинское сражение и совет в Филях.
Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией – чтение учебника, стр. 23, абз.1 (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век, Москва, «Просвещение», 2003)
Просмотр сражения на диске «История России. Часть 2 (с середины XVI до конца XVIII века)
Задание: запишите слова, которые Вам будут непонятны.
Работа со словарем (или на диске, или...)
Пример 5. Тарутинский маневр, чтение учебника, стр. 25 (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век, Москва, «Просвещение», 2003)
III. Применение знаний на практике.
Мы ставили гипотезу:
Победа в войне нее может быть без патриотизма и героизма народа.
Мы подтвердили или опровергли гипотезу?.
IV. Домашнее задание. Читать § 4, п. 1, 2, 3, 4, 5 и отвечать на вопросы 1 – 6.
С целью дальнейшего подтверждения нашей гипотезы подготовить сообщения о партизанах Отечественной войны.